Библиографическое описание:

Шайденко Н. А. Зарубежный опыт борьбы с правонарушениями несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 18-19.

Совершенствование деятельности государственных и негосударственных субъектов профилактики преступности несовершеннолетних предполагает изучение опыта зарубежных правоохранительных структур. Практика показывает, что во многих государствах достаточно эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними.

Заслуживает внимания программа правового воспитания, разработанная правоохранительными органами штата Флорида и введенная в большинстве государственных и частных школ. Программа, предназначенная для учащихся 7 - 8 классов, ее задачей является знакомство несовершеннолетних с существующей в обществе системой ценностей, основами уголовного права и обязанностями гражданина, а также формирование представления о том, что ждет нарушителей правопорядка.

С помощью удобной для восприятия вопросно-ответной формы программа знакомит учащихся с законами, касающимися таких правонарушений, как мародерство, бродяжничество, нарушение нрава владения, вандализм, оказание сопротивления при аресте, незаконное владение оружием, магазинные кражи, воровство, автокражи, избиение, поджог, алкогольное опьянение, незаконное употребление наркотиков и убийство. В отдельных главах рассматриваются последствия преступной деятельности, а также необходимость для общества законов и органов, осуществляющих контроль за их выполнением.

Учебный материал представлен в доступной форме в учебнике, объемом 135 страниц. Имеется также книга для учителя. Большое значение придается выступлению по каждому изучаемому закону сотрудников полиции, специально приглашенных на для подробного разъяснения. Это не только повышает интерес к изучаемому материалу, но и является сильным фактором морального воздействия: учащиеся привыкают рассматривать полицейских как людей, симпатизирующих им и заботящихся об их благополучии.

В управлении полиции Лос-Анджелеса (США) проведен необычный эксперимент: на практике опробована эффективность программы по профилактике преступности среди подростков с посещением исправительных учреждений.

Цель этой программы заключалась в психологическом воздействии на подростков, еще не совершавших преступлений, но состоящих на учете в полиции за склонность к правонарушениям, злоупотребление наркотиками или антиобщественное поведение.

Поучителен опыт полиции по профилактике подростковой преступности в Германии. Стратегия борьбы с преступностью несовершеннолетних в Германии строится на основе следующих положений: предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после завершения процесса становления личности; репрессивные меры со стороны государственных учреждений часто приводят к негативным последствиям.

На территории Северного Рейн-Вестфалия во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Комиссариатам был передан разбор именно тех дел, в которых чаще других в роли виновных, жертв или свидетелей выступают подростки. Контроль и общая координация работы с подростками осуществляются руководством управления полиции. В информационной системе управления уголовной полиции создан специальный массив сведений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. На основе входящих в него данных проводится анализ причин и характерных особенностей развития преступности среди подростков. Результаты таких исследований используются при обучении, подготовке и переподготовке сотрудников полиции. На территории Баден-Вюртемберга при крупных подразделениях уголовной полиции организованы отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей. В остальных службах выделен сотрудник, занимающийся только правонарушениями подростков. В задачу специальных отделов и сотрудников входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние выступают не только в качестве виновного, но и пострадавшего лица или свидетеля. В Баварии нет единой формы организации работы полиции с правонарушителями- подростками, хотя в штате мюнхенской полиции имеются специальные сотрудники, занимающиеся профилактикой преступности среди несовершеннолетних. На территории земли Бремен в рамках уголовной и охранной полиции действуют специальные службы, занимающиеся делами несовершеннолетних. Функции этих служб четко разграничены. Специальные службы охранной полиции занимаются профилактикой преступности среди несовершеннолетних, а уголовной полиции расследованием правонарушений, совершенных детьми и подростками. В полиции города Гамбурга используется аналогичный принцип организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Единственной особенностью является то, что в аппарате уголовной полиции, наряду с упоминавшимися, создана специальная служба, занимающаяся расследованием только насильственных преступлений, совершенных подростками и молодежью. В организации структуры полиции земли Гессен отсутствуют специальные службы по делам несовершеннолетних правонарушителей. Основное внимание здесь уделяется подготовке и использованию специальных сотрудников полиции, которые в составе комиссариатов занимаются разбором правонарушений, совершаемых подростками. В ближайшие годы предполагается создать для этого специальные группы дознания и комиссариаты. В Нижней Саксонии полиция при разборе дел о правонарушениях несовершеннолетних работает в тесном контакте с другими социальными службами. Такое сотрудничество предполагает четкое разграничение функции полиции и обязанностей соответствующих социальных служб. Для этого при земельном ведомстве криминальной полиции и некоторых полицейских участках введена новая должность уполномоченный по разрешению вопросов, связанных с правонарушениями несовершеннолетних.

Аналогичные структуры действуют и в пределах земли Рейнланд-Пфальц. На территории Саар до сих пор практикуется использование для работы с правонарушителями-подростками полицейских-женщин, которые проходят курс специальной подготовки. С 1978 г. и по сегодняшний день в полиции г. Кельна действует подразделение по делам молодежи, полицейские которого ориентированы на установление контактов со школами и ведение профилактической работы среди учащихся.

Достаточно высокий уровень организации работы с подростками- правонарушителями был достигнут в Берлине. Для работы с подростками в составе управления полиции создан специальный комиссариат, который принимает меры по всем донесениям и протоколам о правонарушениях, совершенных детьми и подростками, а также по заявлениям о пропавших без вести несовершеннолетних. Сотрудники комиссариата не только расследуют эти дела, но и проводят профилактическую работу.

Не менее интересен опыт работы полиции и в других европейских странах. В 1971 г. Министерство внутренних дел Великобритании направило всем начальникам полиции циркулярное письмо, в котором рекомендовалось создать при полицейских управлениях отделы (отделения) по привлечению общественности. Штаты таких отделов (отделений) должны составлять 2% полицейских сил.

В общие обязанности этих отделов (отделений), которые распространяются и на служащих других подразделений полиции, входят: действия по привлечению общественности и родителей для осуществления контроля за поведением и воспитанием детей; установление связей с молодежью, ассоциациями квартиросъемщиков, церковью и другими организациями; проведение бесед в школах: проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними и другим населением о функциях и задачах полиции, ознакомление с ее деятельностью; подбор полицейских кадров, привлечение к работе в полиции молодежи, налаживание работы «специальных полицейских сил» по привлечению общественности и несовершеннолетних к предупреждению правонарушений.

В полицейских префектурах департаментов Франции учреждены подразделения по предупреждению детской и молодежной преступности и координации действии всех служб облает социальной превенцией, находящихся под контролем префекта полиции и сил национальном жандармерии. В мае 1982 г. по инициативе премьер-министра Франции Пьера Моруа была создана комиссия по выработке предложений по обеспечению безопасности в городах и поддержанию общественного порядка. В состав комиссии вошли мэры, представляющие различные политические партии (том числе и оппозиционные)

Комиссия совместно с муниципалитетами подготовила и представила в январе 1983 г. в Совет Министров Французской Республики более 70 предложений по обеспечению безопасности и общественного порядка. Среди них можно выделить операции под названием «Лето-молодёжь» и «Каникулы» по организации в летнее время досуга молодежи, не выезжающей на каникулы из города. С этой целью в существующих и вновь созданных молодежных лагерях инструкторами работают специально отобранные и прошедшие соответствующую психологическую и педагогическую подготовку с помощью профессиональных педагогов сотрудники CRS -корпуса республиканской безопасности мобильных сил французской полиции (наш аналог ОМОНа). Начиная с 1982 г. систематическое проведение подобных операций позволило существенно снизить уровень правонарушений среди молодежи, особенно относимых к категории «мелкий преступности». В июне 1983 г. декретом премьер-министра Франции был создан Национальный совет по предупреждению правонарушений. Согласно положениям данного декрета в состав Национального совета по предупреждению правонарушений вошли 68 членов, назначаемых постановлением премьер-министра. Среди них 5 парламентариев (3 депутата нижней палаты и 2 сенатора) назначаются сроком па 3 года, 35 мэров и 28 должностных лиц, представляющих различные организации, заинтересованные в проведении превентивных мероприятий. Кроме того, указанный выше декрет предусматривал создание департаментских и коммунальных советов по предупреждению правонарушений. В настоящее время на территории Франции функционирует более 400 таких советов. Представители многих полицейских служб участвуют в работе данных советов, в частности, в специальных комиссиях по защите престарелых, по работе с молодежью и т.д.

Анализ практики деятельности специализированных субъектов, функционально призванных осуществлять профилактику правонарушений несовершеннолетних за рубежом, позволяет выделить три основных направления этой работы: первое направление по создание правового поля для деятельности института ювенальной юстиции, внедрения новых социальных технологий, социально-правовых конструкций и негосударственных структур. Причем в значительном числе стран Запада этот институт введен достаточно давно и за многие годы своего существования доказал не только свою жизнеспособность, но и безусловную необходимость; второе направление связано с созданием специализированных судов, играющих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних основную организующую и координирующую роль, являющихся ядром ювенальной юстиции; третье направление это образование специальных субъектов профилактики, в том числе в структуре полицейских органов, и возложение на них наряду с традиционными не полицейских, гуманистических функций.

Основные термины: уголовной полиции, сотрудников полиции, предупреждению правонарушений, работы полиции, управления полиции, делам несовершеннолетних правонарушителей, охранной полиции, правонарушений несовершеннолетних, правонарушениями несовершеннолетних, полиции расследованием правонарушений, организации работы полиции, подразделениях уголовной полиции, полиции г, аппарате уголовной полиции, управления уголовной полиции, переподготовке сотрудников полиции, опыт работы полиции, профилактики правонарушений несовершеннолетних, закону сотрудников полиции, Поучителен опыт полиции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle