Библиографическое описание:

Шужебаева А. И., Баженова Э. Д. Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 554-557.

В обществе каждому ребенку в идеальной форме представлены как позитивные, так и негативные пути развития. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависят от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Искажения представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире — это результаты семейного воспитания, которые приводят к трудностям психоэмоционального развития, к ранней детской соматизации. Плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами.

Поэтому, в своей работе, мы обращаем внимание взрослых на необходимость учета того реального опыта, который есть у детей, с тем, чтобы на его основе, а в некоторых случаях реконструируя, изменяя, перестраивая его, включить ребенка в широкое русло общечеловеческих ценностей, помочь в интеграции знания как личного, так и социокультурного. Поэтому программа «оказания помощи» — прежде всегопрограмма обучениядетей «психологическим аспектам здоровья». Привлекательность наших занятий состоит в организацииусловийдля соприкосновения с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, заключенными в культуре. В разработанных нами занятиях используются не только разговорные методы взаимодействия, но и включены разнообразные психотехнические средства, выполняющие роль психологического сопровождения. Подбор игр, упражнений, активных занятий как индивидуального, так и группового характера, направлен на достижение поставленных целей и получение конкретных результатов, которые определены заранее.

Тематика и возраст детей в кабинетах психологической помощи определяются условно, так как и содержание занятий может быть как упрощено, так и усложнено в зависимости от опыта, имеющегося у детей, от их культурного и умственного развития. Проблематика может быть легко расширена и определить ее помогут зачастую сами дети. В их рассказах, сказках, рисунках можно проследить «узкие места», проблемы, трудности, искажения тех или иных понятий. Форма занятий во многом может определяться не столько возрастом, сколько конкретными возможностями ребенка, сложившимися у ребенка в ходе его жизни. В кабинетах психологической помощи все дети подбираются заранее, как группа детей с коррекционной направленностью,где внимание педагогов должно бытьобращено на двигательную активность. Педагог должен вначале произвести классификацию детей с проблемами на группы:

-                   Дошкольники, не посещающие детские учреждения;

-                   Дети, растущие в детском доме или в неполной семье.

Практика работы показывает, что дети, растущие в неполной семье поначалу не могут говорить ни на какие отвлеченные темы. Педагогу важно включить детей в личностное общение, сделать его самого и опыт его жизни предметом активного интереса со стороны взрослого. Чтобы дети чувствовали себя комфортно, группа должна быть разновозрастной, но при условии, чтобы разница в возрасте составляла 1–2 года. Дети-дошкольники нуждаются в большей наглядности, в использовании в работе ролевых, сюжетных игр, вообще — в подвижных и активных формах занятий. Дети, растущие в семье, но не посещающие дошкольное (детское) учреждение, нуждаются в программе предшкольной подготовки, поэтому, разрабатывая для них программу коррекционного вмешательства, следует соединить как форму подготовки ребенка к школе и направления вмешательства. Всех детей объединяют одни проблемы — этотрудности в эмоциональной и личностной сфере.Эти проблемы типичны для наших детей. Важно также, обратить внимание на уровень умственного развития. Дети с высоким подъемом умственного развития отличаются нервозностью, высокий интеллект и развитая речь делают их малопонятными сверстникам. В итоге — социальная и эмоциональная изоляция, конфликтность, нетерпимость к другим. Интеллектуальные достижения не дают гарантии успеха в жизни без определенных социальных умений, без коммуникативной гибкости, без развития лидерских качеств. Таким детям зачастую нужна помощь в психоэмоциональной регуляции, в предупреждении соматических заболеваний, в позитивном жизненном тонусе, психологическом настрое.

Мы выделяем два вида нарушений, встречающихся у проблемных детей. Эти нарушения относятся к эмоциогенным (в литературе их часто обозначают психические нарушения) и социальным нарушением (условия жизни, обстоятельства жизни). Существуют еще биологические отклонения (церебральный синдром психического развития), которые требуют лечения и не рассматриваются в нашем исследовании. Однако, всем детям свойственны трудности в обучении, в социальном, познавательном и эмоциональном развитии. «Эффективное лечение» всегда предусматривает психологическую помощь, которая необходима всем детям с различными видами нарушений.

Следует также иметь ввиду и возрастной диапазон. В возрасте детей в пределах 5–7 лет наиболее часто встречаются различного рода психосоматические и невротические расстройства, поэтому ребенок нуждается в правильном воспитании. Подготовка к школе, начало обучения соответствуют яркому кризису возрастного развития (так называемый кризис 7 лет, впервые описан в психологической литературе Л. С. Выготским, п.п. т. 4 «Проблема возраста» Педагогика. М. 1972. В первые годы обучения многие дети переживают эмоциональный стресс, причиной которого становятся учитель и трудные отношения с ним. Поначалу у всех детей учитель вызывает страх и неуверенность в себе. С возрастом все это проявится либо в застенчивости детей, у других — в чувстве злости, ненависти, мщения. Непродуктивные, напряженные отношения приводят к школьной дезадаптации, к конфликтам, к личностной дисгармонии, в школьные годы.

Воспитательное воздействие семьи на детей дошкольного возраста оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий, первым из которых в традиционной системе воспитания отводится авторитету и личному примеру родителей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания, авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. (Дошкольная педагогика. — М.: Педагогика, с. 215.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста — подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребности оказывать помощь. Особое значение имеет отношение родителей к педагогам-воспитателям детского сада, учителям школы. Родителям необходимо поддерживать авторитет педагогов, чутко прислушиваться к их требованиям.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь, которая приучала бы их к выполнению различных обязанностей по отношению к товарищам, к окружающим взрослым, к своим родным и помогала бы выработать положительные черты характера и навыки поведения. Авторитет родителей поддерживается тактом. Педагогический такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Педагогический такт—это своего рода мастерство, которому нужно учить родителей. Важную роль в становлении взглядов на ребенка сыграл А. С. Макаренко. В «Лекциях о воспитании детей (Пед. сочинения — М., 1984, — т.4, с. 63.) он подчеркивал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Подумайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Педагогический такт проявляется и при оценке поступков детей. При этом родители должны исходить из интересов общественного или семейного коллектива, а не обособленного индивида, безразлично относящегося к общественным явлениям. Такт родителей тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям.

В нашем исследовании главный акцент сделан на особенности семейного воспитания, где должна быть создана культура быта во взаимоотношениях между членами семьи. Разумная организация жизни семьи складывается из домашней обстановки, общих дел, досуга. При этом дети учатся самостоятельно размышлять и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована: нарушается режим, отсутствует четкое распреде-ление обязанностей между взрослыми, незанятые дети предоставлены самим себе и т. д. Особого отношения требуют дети из неполных семей, «трудных семей», где алкоголизм, суеверия, предрассудки становятся индикатором замкнутости, рассеянности детей, которые становятся резкими, грубыми.

Воспитание детей в семье не всегда проходит успешно. В нем нередки ошибки, которые отражаются не только на жизни семьи, но и общества. Среди них наиболее распространен чрезмерный авторитаризм родителей, лишающий ребенка самостоятельной линии поведения, когда каждый шаг детей контролируется. При этом у ребенка подрывается вера в свои силы и возможности. Внутренние побуждения и мотивы поведения детей не формируются, но подавляются требованиями беспрекословного послушания.

Другой тип ошибок семейного воспитания связан с избалованностью детей, с отсутствием каких бы то ни было требований к ним. Родители стремятся уберечь ребенка от труда. В этом случае у ребенка не развивается самостоятельность, желание трудиться, ответственность за порученное дело. Он не может выбрать себе дело, довести его до конца, становится безвольным.

Следующий тип ошибок в семейном воспитании ребенка — отсутствие единой линии воспитания со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек, дедушек). Ребенок в таких семьях стремится подстроиться к противоположным требованиям взрослых, что формирует у него такие черты характера, как лицемерие, лесть и др.

Как показывают исследования, в каждом типе семьи присутствует определенный стиль воспитания ребенка. Можно выделить следующие типы семей, для того чтобы дифференцировать воспитательную работу с родителями в них.

I тип. Благополучные семьи. К ним относятся большинство семей, принимающих активное участие в трудовой, общественно-политической жизни страны.

Для этого типа семьи характерны убежденность, духовные интересы и потребности, гражданственность, ответственное отношение к производствен-ным и семейным обязанностям. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию, который опирается на понимание целей и задач воспитания, веру в силы и возможности ребенка, умение найти к нему правильный подход.

Семье этого типа свойственны духовная близость между родителями и детьми, разумные требования, успешное освоение ребенком норм социальных отношений. В такой семье существуют семейные традиции, в которые активно включается ребенок.

II тип. Формально-благополучные семьи. Для этого типа семьи характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между членами семьи, духовная близость. У родителей складываются неровные отношения с детьми, отсутствует понимание целей и задач воспитания, а требования, предъявляемые детям, носят стихийный характер, в них не учитываются возможности ребенка.

Такая семья теряет признаки коллектива; жизнь ребенка в такой семье организуется неправильно. В характере ребенка при таком типе воспитания могут развиваться отрицательные черты: неуважение к родителям, невыполнение их требований и т. д.

III тип. Неблагополучные семьи. Для такого типа семьи характерно отсутствие духовных интересов, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, пренебрежение к домашнему труду, беспорядок в ведении хозяйства. В таких семьях нет уважения между членами семьи, нет понимания целей и задач воспитания; их отличают узость интересов, мещански-обывательские взгляды, безответственное отношение родителей к воспитанию. Остроконфликтный микроклимат такой семьи отрицательно влияет на формирование черт характера ребенка. Он становится дерзким, грубым, драчливым, не подчиняется требованиям взрослых и коллектива.

Эта семья дает самый большой процент «трудных» детей.

IV тип. Неполные семьи. Такой тип семьи выделился в педагогической литературе в последние годы. Это семьи, в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, ответственное отношение к производственным и семейным обязанностям, знание целей и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия нарушаются.

Но при любых обстоятельствах трудность в воспитании в такой семье заключается в недостатке общения, отсутствии правильной психологической атмосферы.

Выделение типов семей позволяет определить тактику и стратегию рекомендаций. Для 1 типа таких рекомендаций не требуется. При работе с родителями из формально-благополучной семьи мы должны обратить внимание на изменение психологического климата семьи, стиля общения между родителями, подчеркивая необходимость воспитания уважения к родителям, более четкого распределения трудовых обязанностей между членами семьи, одинакового участия отца, матери и других членов семьи в воспитании ребенка. Педагог повышает педагогическую грамотность родителей, знакомя их с особенностями психического развития ребенка, необходимостью индивидуального подхода к нему.

В работе с неблагополучными семьями не стоит в настоящее время привлекать общественные организации, авторитет которых оставляет желать лучшего. В педагогической работе с такими семьями лучше подойдет доверительная беседа, разговор по душам, открытость и ясность ваших намерений. Знание типологии внутрисемейных взаимоотношений помогает решить ряд проблем. При работе с родителями из неполных семей необходимо учитывать тип семьи, но в любом случае важно усилить внимание каждого члена семьи на ребенке, чтобы компенсировать отсутствие одного из родителей, привлекать к воспитанию ребенка ушедшего члена семьи и других родственников, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в общении.

Таким образом, работа педагога-психолога с семьей проводится дифференцированно, в зависимости от типа семьи и составляет основу психолого-педагогических консультаций.

Литература:

1.      Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям». М.2000.

2.      Вроно Е. «Несчастливые дети — трудные родители». М.1997.

3.      Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге». М.1997.

4.      Куликова В. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».М.1999.

5.      Титаренко В. Я. «Семья и формирование личности». М.1987

6.      Шерьязданова Х. Т. «Учите детей общению». Алма-Ата 1992

7.      Юсупов И. М. «Психология взаимопонимания». Казань 1991

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle