Библиографическое описание:

Джураев Д. У. Социализация молодежи — один из основных принципов политики Узбекистана // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 259-260.

Происходящие в Узбекистане динамичные процессы социально-политического реформирования открыли новые перспективы перед молодежью для более свободного творческого самовыражения.

Процесс “вхождения” молодежи в общество, приобретения ею определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называют социализацией.

Социализация — очень длительный и сложный процесс. Любое общество само заинтересовано в том, чтобы каждый человек усвоил определенную систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения данного общества, чтобы жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

В то же время период социализации молодежи стал периодом ускоренного усвоения элементов общественной среды путем повышения скорости обмена информацией и расширения ее разнообразия.

Вполне естественно, что все эти и другие факторы делают актуальной проблему формирования новой концепции социализации, учитывающей как накопленный человечеством опыт, так и современные реалии. А это приводит к выводу, что необходим синтез жизнеспособных традиций и других.

Говоря другими словами, импульсы вестернизации не должны препятствовать сохранению нашей самобытности, вступать в противоречие с менталитетом узбекского народа.

На наш взгляд, требования молодежи о необходимости более активной государственной молодежной политики должны сочетаться с процессами самоорганизации молодежи, выработкой правильного отношения к культурному наследию, к национальным и общечеловеческим ценностям, к современности в целом. В этой связи Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил следующее: «Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной нашей молодежи» [1].

На сегодняшний день молодежная политика в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики. Она строится на принципах повсеместного привлечения молодежи в процессы формирования правового государства и справедливого гражданского общества, установления признанного общественного статуса молодежи, всесторонней поддержки ее юридических, социальных, политических и идеологических прав, развития различных общественных объединений и организаций.

Нам известно, что интеллектуальное, духовное и физическое воспитание молодого поколения является общенациональной и общегосударственной задачей.

Так, использование творческого потенциала молодежи в процветании Узбекистана является необходимым условием нашего великого будущего. Дальнейшее укрепление суверенитета страны, самой государственности, невозможны без опоры на молодые крепнущие силы, их ум, задатки и интеллект.

Между тем, молодежная политика опирается на два составных института его осуществления. С одной стороны, это государственные, законодательные, административные основы данной политики и его институты, а с другой стороны — сама молодежь, которая участвует в ее реализации. Результаты преобразований находятся в прямой связи со степенью внедренности молодежи в систему проводимых реформ. Отсюда вполне очевидно, что молодежная политика и ее результативность налагает определенную ответственность. Поэтому в статье 5 Закона «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» говорится следующее: «Исходя из интересов народа, основываясь на Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», государство разрабатывает и осуществляется молодежную политику, направленную на создание условий для социального и духовного развития молодежи республики».

Кроме того, государственная политика укреплена Указами Президента Республики Узбекистан, Законами Олий Мажлиса, Постановлениями Кабинета Министров и Государственными Программами, а также другими директивными актами и документами. Она основывается на следующих принципах:

-          забота о молодежи независимо от национальной, расовой, языковой, религиозной принадлежности, социального положения, пола, образования и политических убеждений;

-          правовая и социальная защита молодежи;

-          преемственность национальных, культурных традиций, духовная связь поколений;

-          поддержка молодежных инициатив, гарантия свободы выбора молодежью путей реализации своих интересов, осуществляемых в рамках Конституции и законов Республики Узбекистан;

-          непосредственное участие молодежи в формировании и реализации политики и программ развития общества, в особенности жизни молодежи республики;

-          единство прав и обязанностей, свобод и гражданской ответственности.

Необходимо отметить тот факт, что в период независимого развития нашей республики на государственном уровне несколько раз были приняты специальные документы, касающиеся вопросов целевого назначения поддержки и развития молодежного движения. В соответствии с постановлением в структуре хокимиятов вилоятов и г.Ташкента были организованы совещательно координационные советы по делам молодежи.

В дальнейшем были разработаны специальные программы по поддержке молодежной политики, в том числе Закона «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан». Основной целью разработки и реализации государственной программы является создание условий, обеспечивающих социальную поддержку молодежи, защиту человеческого достоинства, специфических экономических, политических, социально-культурных интересов молодых людей, оказание содействия в трудовой занятости молодежи в народном хозяйстве на принципах добровольности и возможности выбора.

Примечательно, что в реализации государственной программы участвуют предприятия, независимо от вида собственности, общественные и другие организации. Государственная программа обеспечивается материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Местные органы власти разрабатывают программы, как в виде подпрограмм, так и в виде самостоятельных документов. Реализация их обеспечивается средствами местного бюджета и иных источников финансирования.

В целях социальной защиты молодежи, молодых семей, поддержки общественных объединений и их предприятий, содействия реализации гражданской самодеятельности в Республике Узбекистан действует государственно-общественная социальная служба молодежи. Местные органы власти и управления определяют конкретную модель социальной службы с учетом территориальных особенностей.

Так, 17 марта 1996 года вышел Указ Президента страны о создании движения молодежи Узбекистана «Камолот». Фонд организован для оказания всесторонней помощи в деле воспитания гармонично развитого молодого поколения, овладения молодежью знаниями, обретения ими профессий, формирования в них чувства высокой духовности, патриотизма и трудолюбия.

Также, в 2000 году в составе парламента страны был создан Комитет по делам молодежи. Он и стал основным институтом по разработке и мониторингу законодательных актов молодежной политики.

Тем временем, развивались интерактивные формы работы с молодежью, расширялась сеть негосударственных молодежных организаций. Стали функционировать десятки молодежных ННО. Они занимались вопросами охраны природы и экологическим воспитанием, внедрения здорового образа жизни, распространением правовых знаний, защитой молодой семьи и ребенка. В связи с открытием Института по изучению гражданского общества в его структуре начал действовать молодежный проект по привлечению юной смены к процессам демократизации и реформирования страны.

Так, в 2005 году по предложению Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова была создана Национальная Ассоциация ННО Республики Узбекистан. При ней функционирует Фонд поддержки ННО. Отдельное направление по конкурсной номинации грантовой деятельности Фонда выделено молодежным проектам.

Таким образом, эти и многие другие мероприятия нацелены прежде всего на выполнение основной задачи — всестороннее воспитание подрастающего поколения, способного овладеть современными научными знаниями, высокими технологиями, искусством управления производством, осознающего свою ответственность за будущее страны, ее дальнейший интеллектуальный расцвет на основе прогресса.

Литература:

1.                  Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.: Ўзбекистон, 1997. с.144.

2.                  Социальная педагогика. / Под общ.ред. М. А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle