Библиографическое описание:

Тимочко К. Р., Кулешова С. Г. Разработка метода ранней диагностики эстетического качества модели одежды // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 287-292.

В статье представлен метод ранней диагностики эстетического качества новой модели женской одежды по ее внешнему виду на стадии эскизного проекта. Предложено основные критерии оценки эстетического качества, математическое планирование работы экспертов и пример обработки результатов экспертизы.

Ключевые слова: эстетические свойства, критерии оценки, эстетическое качество, эскиз модели одежды, метод анализа иерархий.

Состояние проблемы до начала ее изучения авторами

Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на первый план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.

Эстетические свойства, формируемые в процессе создания новой модели, занимают по значимости для потребителей одно из первых мест в общей системе качества одежды (несмотря на то, что индивидуальные потребности людей очень разнообразны). Однако критерии оценки эстетических свойств изделий до настоящего времени разработаны недостаточно и количественно неизмеримы.

Первыми подходами к выработке критериев эстетической оценки одежды являются работы Е. Б. Кобляковой [1], выявившей показатели эстетических свойств одежды и Ф. М. Пармона [2], предложившего оценивать их на основе предварительно построенного эталонного ряда образцов одежды отечественного и зарубежного производства с градацией оценки: лучшие, хорошие, удовлетворительные и плохие.

Как показал анализ литературных источников [1–6], до настоящего времени не существует объективных критериев и научно обоснованных методик оценки эстетических показателей качества продукции, в том числе, и костюма. Вместе с тем, интегральный характер современной науки свидетельствует о том, что реальные результаты в различных областях знаний могут быть достигнуты на основе объединения усилий специалистов в области фундаментальных исследований, прикладных наук и дизайна.

Итак, актуальность данной работы определяется необходимостью повышения эффективности эстетической оценки качества в проектировании костюма, сокращении затрат времени высококвалифицированных специалистов на осуществление такого рода экспертиз.

Цель представленной работы и задачи, которые были решены для ее достижения

Цель исследования — разработка метода проведения ранней диагностики показателей эстетического качества модели одежды до разработки проектно-конструкторской документации на стадии эскизного проекта.

Для достижения цели запланировано решить следующие задачи:

-          адаптировать метод анализа иерархий для проведения оценки уровня эстетического качества модели одежды;

-          обосновать выбор номенклатуры единичных показателей эстетического качества одежды, которые можно оценивать до разработки проектно-конструкторской документации;

-          разработать шкалы оценивания эстетического качества эскиза модели одежды;

-          использовать математический инструмент для проведения экспертного оценивания эстетического качества эскиза модели одежды.

Методика проведенных исследований

Эстетическим качеством объекта проектирования называется совокупность конкретных эстетических свойств, которые воспринимаются визуально — эмоционально и обусловливают общую меру его привлекательности, степень совершенства и являются основной целью проектирования [2].

Оценку эстетического качества объекта можно осуществлять на любом этапе проектирования, при рассматривании какого-либо уровня эстетических свойств.

В проектировании существует два основных типа оценки эстетических показателей:

а) оценка в процессе проектирования, сравнение вариантов и выбор наилучшего из них;

б) оценка готовых проектов и ансамблей.

При оценке эстетического качества костюма выделяют многочисленные эстетические свойства, это определенные средства и методы композиции. Однако большая численность критериев снижает объективность такой оценки, поэтому систематизируем эстетические свойства на 2 группы, те, которые в большинстве направлены на оценку композиционного совершенства костюма и те, которые направлены на проверку соответствия костюма эстетическому идеалу (рис. 1). Недостаточная сбалансированность упомянутых компонентов эстетического качества снижает конкурентоспособность ансамбля одежды. Поэтому, важно выявлять эти недостатки на уровне начальных этапов эскизного проектирования.

Рис. 1. Основные составляющие эстетического качества костюма

Подразделим известные методы оценки качества [1–6] на три группы:

1)        экспертные методы, характеризующиеся тем, что и на первом, и на втором этапе применяют только экспертные способы получения и переработки информации;

2)        комбинированные методы, в которых на первом этапе применяют экспертный способ, а на втором — только аналитический;

3)        аналитические методы, в которых и на первом, и на втором этапе применяют только аналитические способы получения и переработки информации.

Вместе с тем, любой экспертный метод имеет существенный недостаток — необходимость привлечения к участию в экспертном опросе достаточного числа высококвалифицированных специалистов, что значительно повышает трудоемкость метода. В значительной степени лишены этого недостатка комбинированные методы.

Сущность комбинированных методов заключается в том, что исследования с привлечением экспертов проводятся только на первом этапе, когда устанавливается количественная взаимосвязь (в виде формул, графиков, таблиц) между визуально воспринимаемыми характеристиками типологически сходных объектов и эстетическим восприятием, испытываемым при этом экспертом.

На втором этапе на основе этой взаимосвязи и количественных характеристик, визуально воспринимаемых свойств данного, конкретно оцениваемого объекта количественная оценка красоты может быть получена уже без участия экспертов. Наиболее сложным и важным является именно первый этап.

Общей особенностью экспертных и комбинированных методов является психологический эксперимент (экспертный опрос), в ходе которого добываются исходные, опытные данные, необходимые для создания тех или иных методов оценки красоты. Что касается методов, объединенных названием «аналитические», то в основе их лежат не экспериментально полученные данные, а некоторые априорные допущения по поводу того, чем вызывается наслаждение, получаемое при рассматривании красивого предмета.

Таким образом, приходим к выводу, что следует вводить комбинированные методы оценки, которые одновременно учитывали бы современные требования и эстетические вкусы потребителей и сочетали точные математические вычисления, для максимального снижения субъективности экспертного опроса. Этим требованиям наиболее соответствует метод анализа иерархий.

Метод анализа иерархий (МАИ) разработан американским специалистом Т. Саати [6]. Это метод решения различных проблем формализации, основанный на математическом планировании работы экспертов и обработке результатов экспертизы. Для проведения анализа проблемы, выделено следующие общие этапы метода (рис. 2):

Рис. 2. Этапы метода анализа иерархий

Для проведения оценки уровня эстетического качества костюма на стадии эскизного проекта, преобразовано общие положения МАИ в конкретные, то есть те, которые необходимы для проведения только этой оценки. Эскизы моделей одежды сравнивают попарно, с определением приоритетного уровня общего эстетического качества. Для этого преобразовано общую шкалу оценивания в шкалу оценивания эстетического качества модели одежды, основными критериями оценки в которой предложены:

-                  Художественно-информационная выразительность;

-                  Целостность композиции;

-                  Соответствие стилю;

-                  Соответствие моде;

-                  Новизна и оригинальность;

-                  Тектоника модели одежды;

-                  Организованность объемно-пространственной структуры;

-                  Силуэт;

-                  Пластичность формы;

-                  Цветовое и орнаментальное решение;

-                  Соответствие материалов предложенному образу.

Согласно общим положениям МАИ, необходимую оценку может проводить как специалист, так и потребитель.

Сравнивая критерии попарно друг с другом, получим следующую матрицу парных сравнений, которая является обратно симметричной (рис. 3).

Рис. 3. Матрица попарного сравнения критериев

Рис. 4. Уточненная структура матрицы парных сравнений

При сравнении элемента с самим собой получаем ровную значимость оценки, так что на пересечении строки и столбца с одинаковыми номерами заносим единицу. Поэтому главная диагональ должна состоять из единиц.

Если некоторый элемент преобладает другой в определенное количество раз, то второй элемент будет меньше первого в то же количество раз. То есть при перестановке местами индексов элемент матрицы превращается в обратный.

Итак, структуру матрицы парных сравнений можно уточнить, как это представлено на рисунке (рис. 4).

Относительная величина уровня общей эстетического качества определена оценкой уровня эстетического качества собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице. Процедура определения собственных векторов матриц поддается приближению с помощью вычисления среднего геометрического [6]:

                                                                                        (1)

где cгеом.ср — среднее геометрическое;

х1…хn — оценки уровня эстетического качества собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице, что позволяет получить среднюю экспертную оценку по шкале оценивания для каждой рассматриваемой модели.

Однако экспертная оценка часто может быть субъективной и неупорядоченной. Под влиянием ситуативных эмоций, эксперт способен менять мнение относительно уровня общего эстетического качества модели одежды, что является недопустимым. Поэтому, для анализа объективности экспертной оценки по методике метода анализа иерархий использовано определение индекса согласованности (ИС) оценок каждого из экспертов следующим способом.

1)                 Определяется сумма каждого j-го столбца матрицы суждений [6]:

, j=1,2,3,n                                                                             (2)

где  — сумма каждого j-го столбца матрицы;

- значение каждой оценки j-го столбца матрицы;

индексы i, j — номер строки и номер столбца, на пересечении которых находится элемент.

2) Полученный результат умножаем на j-ю компоненту нормализованного вектора приоритетов , то есть сумму суждений первого столбца на первую компоненту, сумму суждений второго столбца — на вторую и т. д. [6].

, j=1,2,3, ……, n.                                                                                        (3)

где  — показатель пропорциональности преимуществ;

 — j-тая компонента нормализованного вектора приоритетов.

3) Сумма чисел  отражает пропорциональность преимуществ, чем ближе эта величина к n (числу объектов в матрице парных сравнений), тем более согласованные оценки [6].

                                                                                            (4)

где – показатель максимальной согласованности оценок;

 — показатель пропорциональности предпочтений каждого объекта матрицы.

4) Отклонение от согласованности выражается индексом согласованности (ИС) [6]

                                                                                                           (5)

где ИС — индекс согласованности;

n — число объектов и видов действия в матрице парных сравнений.

Для анализа объективности экспертной оценки по методу анализа иерархий использовано определение индекса согласованности (ИС) оценок каждого из экспертов. Отношение индекса согласованности ИС к среднему значению индекса случайной согласованности (ИСС) называется отношением согласованности (ОС):

(6)

где ОС — отношение согласованности мнений экспертов;

ИС — индекс согласованности;

ИСС — индекс случайной согласованности мнений экспертов.

Автоматизация расчетов экспертных оценок осуществляется с помощью программы разработанной в среде Matlab.

Анализ полученных результатов, их научная новизна и практическая ценность

Приведем пример проведения экспертного оценивания эстетического качества модели одежды по ее внешнему виду на стадии эскизного проекта, с использованием предложенного метода. Автору статьи предложено разработать модели женской праздничной одежды для летнего сезона в этно-стиле, с целью их внедрения в массовое производство на ТМ «Любисток» [7].

Для выявления всей совокупности эстетических свойств, адекватной реальному эстетическому восприятию и творческому процессу проектирования, всесторонне проанализирована их номенклатура. Помимо обобщения данных теории композиции костюма, с целью выявления наиболее значимых показателей, оказывающих существенное влияние на создание моделей женской праздничной одежды для летнего сезона в этно-стиле высокого эстетического качества, проведен специальный анкетный опрос. Экспертная группа состояла из 13 высококвалифицированных специалистов в области моделирования и конструирования одежды стаж работы по специальности, которых составлял не менее 10 лет. Обработка результатов опроса проводилась по известной методике [8]. При проведении анкетирования экспертам было предложено проранжировать семь факторов шкалы оценивания эстетического качества, учитываемых модельерами при создании новых моделей одежды в этно-стиле:

Качество трансформации источника творчества — эталона — х1;

Пропорционально-масштабные соотношения модели — х2;

Соразмерность формы модели телу человека — х3;

Декор — х4;

Композиционная пластика и фактура материала — х5;

Цветовое решение — х6;

Соответствие тенденциям моды — х7.

Обработка результатов анкетирования показала, что степень согласованности мнений экспертов является достаточно высокой, поскольку коэффициент конкордации составил W=0,741. Проверка согласованности мнений экспертов с помощью критерия Пирсона: c2расч =57,79 > c2табл = 12,59 показала при числе степеней свободы df= 6.

Следовательно, с доверительной вероятностью 0,95 можно утверждать о высокой неслучайной согласованности мнений экспертов относительно значимости выделенных факторов, оказывающих существенное влияние на создание моделей одежды в этно-стиле высокого эстетического качества. Построенная средняя диаграмма рангов приведена на рисунке 5. Из диаграммы видно, что распределение равномерное, убывание значимости — немонотонное.

Рис. 5. Средняя априорная диаграмма рангов.

Определение значимости факторов, влияющих на создание модной молодежной одежды в этно-стиле высокого эстетического качества

Результаты проведенного эксперимента привели к выводу о необходимости и достаточности оценки эстетического качества эскизов модной молодежной одежды в этно-стиле по этим факторам.

В соответствии с теорией квалиметрии, в основе любой количественной оценки всегда лежит сравнение с каким-то эталоном. За эталон использовано украинский традиционный народный костюм Полесья, обозначенный номером 1 на рисунке 6. Украинский традиционный народный костюм характеризует народные традиции — особенности декора, цветовой гаммы, материалов, покроя. Именно по этим критериям он выступает как эталон в данном исследовании, несмотря на несоответствие его современным тенденциям моды.

Для достижения высокой конкурентоспособности эскизы будущей коллекции одежды сравниваем между собой, а также с эталоном. Если оценка эстетического качества определенного эскиза существенно ниже других, то художественный уровень проектируемой модели одежды необходимо улучшать. Особенности предложенной методики поясним на примере эскизов, представленных на рисунке 6.

Описание: 1

Описание: 3

Описание: 2

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Рис. 6. Графическое изображение рассматриваемых моделей одежды

Выделим этапы проведения расчетов экспертных оценок согласно разработанному методу (рис.7), проведя расчеты оценки уровня эстетического качества модели одежды, по мнению первого эксперта.

Рис. 7. Этапы проведения вычисления эстетического качества эскиза модели одежды

Оценки других экспертов рассчитаны и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные экспертной оценки эстетического качества рассматриваемых эскизов моделей одежды

№ эксперта

Оценки общего эстетического качества моделей

Отношение согласованности

1

2

3

4

5

6

1.       

0,3420

0,2616

0,0252

0,0286

0,1155

0,2271

0,0714

2.       

0,1923

0,2474

0,0476

0,3331

0,0860

0,0936

0,1853

3.       

0,1489

0,1713

0,0245

0,2148

0,1033

0,3373

0,1058

4.       

0,2081

0,3268

0,0255

0,0585

0,1089

0,2721

0,0398

5.       

0,2152

0,3379

0,0264

0,0321

0,1511

0,2373

0,1618

6.       

0,0406

0,4781

0,0406

0,0586

0,3044

0,0776

0,1001

7.       

0,1153

0,4153

0,0185

0,0960

0,2398

0,1153

0,4081

8.       

0,0439

0,3947

0,0214

0,0769

0,3625

0,1006

0,2016

9.       

0,2003

0,5519

0,0225

0,0295

0,0425

0,1532

0,3024

10.   

0,1917

0,3010

0,0256

0,1107

0,1596

0,2114

0,3258

11.   

0,0756

0,2967

0,0235

0,0488

0,4720

0,0834

0,1046

12.   

0,0645

0,4384

0,0240

0,0459

0,3039

0,1232

0,1058

13.   

0,0384

0,1469

0,0384

0,5911

0,1469

0,0384

0,1009

Согласно общим положениям метода оценки эстетического качества моделей одежды, экспертная оценка принимается во внимание, если отношение согласованности экспертных оценок меньше или равно 0,1. Таким образом, во внимание принимаем мнения экспертов, которые обозначены номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10. Количество экспертов с высоким отношением согласованности соответствует минимально допустимому, поэтому экспертная оценка является объективной.

Для определения эстетического качества эскизов моделей одежды необходимо найти суммарное значение экспертных оценок, впоследствии найти среднее значение экспертных оценок, провести сравнительную оценку эстетического качества авторских и эталонного эскизов.

Таблица 2

Показатели эстетического качества рассматриваемых эскизов

Оценки общего эстетического качества моделей

1

2

3

4

5

6

Суммарное значение оценок эксперта

1,408

2,9103

0,3474

1,6254

2,1036

1,6051

Среднее значение оценок эксперта

0,140803

0,291036

0,034741

0,162543

0,210364

0,160513

Как видно из таблицы 2, каждый эскиз имеет свою оценку, что позволяет сделать соответствующие выводы и дать рекомендации для дальнейших действий.

Заключение: Выполненные разработки позволили реализовать и внедрить метод ранней диагностики эстетического качества модели одежды в рамках швейной фирмы ТМ «Любисток» г. Тернополь, Украина. Художественный совет ТМ «Любисток» отметил эстетический уровень предложенных моделей одежды, они вошли в новый каталог, а также отшиты и предложены на рынок. Анализ показал, что при этом в среднем на 10 % увеличились объемы продаж.

Литература:

1.         Коблякова Е. Б. Конструирование одежды с элементами САПР: учеб. для вузов / под ред. Е. Б. Кобляковой. — [4-е изд.]. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — 464 с.

2.         Пармон Ф. М. Композиция костюма. Учебник для вузов / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1997. — 318 с.

3.         Азгальдов Г. Г. Количественная оценка качества. (Квалиметрия). Библиография. / Г. Г. Азгальдов, Л. А. Азгальдова. — М.: Стандартгиз, 1971. — 176 с.

4.         Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.: Пер с фр. / А. Моль. — М.: Мир, 1966. — 351 с.

5.         Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике.: Пер. с англ. / К. Шеннон. — М.: Иностр. лит, 1963. — 829 с.

6.         Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. / Т. Л. Саати. — М.: Радио и связь, 1989. — 316 с.

7.         Тимочко К. Р., Кулешова С. Г. Етнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды // Молодой ученый. Казань. — 2014. — № 2. — С. 193–199.

8.         Грушко И. М. Основы научных исследований / И. М.Грушко, В. М. Сиденко. — 3-е изд. перераб. и доп. — Х.: Вища школа. Изд–во при Харьк. ун–те, 1983. — 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle