Библиографическое описание:

Суворова А. В. К вопросу о модульном обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 561-563.

Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к качеству подготовки выпускника вуза. Одним из таких требований становится свободное владение иностранным языком на уровне делового общения в различных ситуациях, связанных с его профессиональной сферой деятельности. При этом огромная ответственность ложится на плечи преподавателя, который призван найти в данных условиях эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить инновационные методы и приёмы обучения [7, С. 467]. Успех в решении обозначенной выше задачи во многом зависит от инновационных способов организации обучения студентов иностранному языку, одним из которых является модульное обучение.

Под модульным обучением понимают педагогическую технологию, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей.       

Сущность модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей [8].

Отличительной характеристикой модульного обучения является и то, что оно успешно комбинируется с традиционной системой обучения, при этом гуманизируя педагогический процесс в целом, т. е. коренным образом поднимая преподавателя и студента на качественно новый уровень взаимоотношений [4].

Для того чтобы составить полное представление о модульном обучении иностранному языку необходимо определить, что понимается под модулем.

Обобщая различные точки зрения, можно рассматривать обучающий (или учебный) модуль как логически завершенную, автономную единицу содержания учебной дисциплины, включающую в себя информационный и деятельностный аспекты, усвоение которых должно завершаться соответствующей формой контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем [3].

Обучающий модуль состоит из следующих компонентов:

1)      название модуля;

2)      интегрирующая дидактическая цель;

3)      целевой план действий учащихся;

4)      банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы);

5)      методическое руководство по достижению целей (как≤);

6)      практические занятия по формированию необходимых умений;

7)      выходной контроль (контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле).

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:

1.         Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

2.         Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интересов учащихся.

3.         Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

4.         В модуле должна быть возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме» [3, С. 50].

Ю. В. Рындина отмечает, что применительно к содержанию модуля необходима «проблемная подача материала, показ особенностей нравов, обычаев и культуры людей в нашей стране и в стране изучаемого языка в сопоставлении. Одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение студентов к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть аппеляция к жизненному и речевому опыту студентов. Большое значение может сыграть и правильный подбор текстов для внеаудиторного чтения с учётом интересов, способностей и уровня подготовки студентов» [6, С. 611].

Воспитание студента-исследователя — это процесс, который открывает широкое пространство для развития творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Знания и умения добываются только в поиске, в ходе самостоятельных исследований. Модульное обучение характеризуется творческим усвоением знаний и умений, стимулирует речемыслительную деятельность студентов. Учебное исследование позволяет студенту обучаться в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания [1]. Таким образом, применение модульного обучения на занятиях иностранного языка позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию студентов к изучению иностранного языка.

Проводить занятия по модульной технологии, а главное — готовить их, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого занятия в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т. д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы студентов.

В-третьих, подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, проблемные задания, тесты, диктанты и т. п. Затем разработать методические указания для студентов. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз [5].

Необходимо отметить, что модульное обучение иностранному языку обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению иностранному языку в вузе, а именно:

-       почти все студенты работают самостоятельно (некоторые — с определенной «порцией» помощи преподавателя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме;

-       работая максимум времени самостоятельно, студенты учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;

-       использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности студентов, как самостоятельность и коллективизм;

-       во время выполнения модуля студенты обычно не отвлекаются на посторонние дела [1].

Обучение иностранному языку по модульной технологии позволяет комплексно решать такие актуальные педагогические задачи, как обеспечение индивидуального темпа учения, учет возможностей, склонностей и потребностей студента, обучение умениям самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, приобретение качественных знаний и умений [2].

Модульное обучение имеет также ряд проблем. Одну из главных проблем представляет неготовность студенты учиться самостоятельно, ведь модульное обучение требует проявлять самостоятельность, свободу выбора и ответственность на всех этапах учебного процесса. Регулярный контроль положительно влияет на результат обучения, но сложность при этом представляет разработка жестких критериев оценивания данных результатов [3, С. 51].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что модульное обучение — это не просто педагогическая технология, применяемая при обучении иностранному языку в вузе, а необходимое условие овладения иноязычной компетенцией посредством создания благоприятных условий для развития студентов как культурно-языковых личностей, владеющих коммуникативно-культурными умениями при решении коммуникативных задач.

Литература:

1.                  Блудова В. П. Модульное обучение иностранному языку: основные принципы и преимущества [Электронный ресурс] // Педсовет. — Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/44–1-0–3661.

2.                  Буркина В. А. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе [Текст] / В. А. Буркина, Е. И. Титова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 925–927.

3.                  Какурина О. А. О модульной технологии обучения иностранным языкам // Труды Псковского политехнического института. Естествознание и математика.Гуманитарные науки. — 2007. — № 11.1.– С. 48–52.

4.                  Ковалёва Ю. Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного Университета. — 2011. — № 352. — С. 180–182.

5.                  Мамирова Н. Т. Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 385–387.

6.                  Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Молодой учёный. — 2013. — № 10 (57). — С. 610–612.

7.                  Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) [Текст] // Молодой учёный. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469.

8.                  Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. — Каунас: Швиеса, 1989. — 227 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle