Автор: Култаева Феруза Эргашовна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Култаева Ф. Э. Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1133-1135.



В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Ключевые слова: модульное обучение, принципы модульного обучения, модульная программа, модуль, коммуникативно-культурная компетенция, культурно-языковая личность.

Современная система образования требует постоянного обновления и усовершенствования, так как со временем меняются генерации, происходит переориентация образования на государственном уровне, огромный рывок в

развитии технических средств. Признавая инновационную роль технологии обучения, необходимо помнить, что к числу инноваций относят только те нововведения, в которых находит воплощение комплексное использование новой техники и переустройство образовательной практики на пути повышения ее эффективности.

Глобализация в политико-экономической сфере, существенным образом усиливая межгосударственные интеграционные процессы и создавая новые сферы социальной активности человека, оказала большое влияние и на сферу образования. Многие технические вузы республики Узбекистан активно вступили в международное научно-образовательное пространство и приступили к расширению сотрудничества с высшими образовательными учреждениями, организациями и компаниями за рубежом.Однако на пути интеграции и глобализации возникло препятствие, связанное с недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком. В этой связи многие вузы технического профиля встали перед необходимостью осуществлять подготовку специалистов на уровне международных требований, способных эффективно функционировать в международном научно образовательном контексте и владеющих как минимум одним иностранным языком.Говоря о современном специалисте с высшим профессиональным техническим образованием, мы представляем его как культурно-языковую личность, обладающую языковым и культурным информационным запасом, способностями и умениями понимать, принимать и интерпретировать языковые и культурные явления страны изучаемого иностранного языка. Ориентация технических вузов на развитие будущих инженеров как культурно-языковых личностей обусловливает комплексное овладение студентами иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией, что требует от студента высокого уровня мотивации, желания и толерантности к изучению иностранного языка; от преподавателя — создания условий для последующего выбора студентом индивидуальной образовательной траектории в овладении иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией.Возникает закономерный вопрос, каким образом, точнее с помощью каких технологий, происходит формирование культурно-языковой личности студента технического вуза в процессе изучения иностранного языка? Для ответа на поставленный вопрос мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения. Одной из технологий, дающих ключ к решению указанных проблем, является модульная технология обучения.

Под модульным обучением мы понимаем особую дидактическую систему, представляющую собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и обучаемых, организованной в особых единицах процесса (модулях) с целью эффективного овладения учебным материалом и повышения качества обучения в целом.Сущность модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Цель модульного обученияразвитие интеллекта студента, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельность, т. е. каждый студент должен не только получать знания, но и «добывать» их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с однокурсниками и отвечать за результаты своего труда.

Модульное обучение является как основная структурно содержательная единица модульной программы обучения иностранному языку, которая:

– может выступать как самостоятельная программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методом учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося;

– состоит из нескольких блоков учебного материала, объединенных одной тематикой и предназначенных для изучения студентами с разным уровнем владения иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией;

– включает целевой план действий студента, банк информации и методическое руководство преподавателю по достижению студентом поставленных дидактических целей;

– позволяет осуществлять пошаговый контроль успешности обучения и изучения иностранного языка с целью своевременного внесения корректив в учебную и обучающую деятельность студента и преподавателя.

Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи студента, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т. е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Из положительных аспектов данной технологии можно выделить следующие:

– жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение студента с постепенным погружением в детали циклов;

– индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;

– обязательный самоконтроль;

– формирование ориентировочной основы действий;

– гибкое управление обучением;

– рефлексивный подход

Отсюда основные правила работы:

– не сравнивать студента друг с другом;

– сравнивать успехи студента с его личными результатами для установления зоны развития;

– работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах «преподаватель — студент» и «студент — студент», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.

Идея модульной технологии, ее внедрение в учебный процесс предполагает почти самостоятельное усвоение студентом учебного материала при работе с модулем. «Технологичность процесса» заключается в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем в конечном итоге и вырабатывается осознаваемый студентами механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью.

Необходимо отметить, что построение учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» на основе модульной технологии обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению иностранному языку в техническом вузе, а именно:

– отбор и структурирование содержания обучения осуществляются на деятельностной основе с целью системного овладения учебным материалом, расширения фоновых знаний, комплексного формирования и развития знаний, навыков и умений во всех видах иноязычной речевой деятельности;

– содержание обучения представляется в отдельных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая формулируется для обучающегося и содержит не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

– состыковываются разные уровни иноязычной подготовки студентов и, следовательно, сокращается разрыв между возникшими в последние годы высокими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускниками технического вуза и ограниченным количеством учебных часов, выделяемых на его изучение учебными программами;

– обеспечивается дифференцированный подход к изучению учебного материала студентами с разным уровнем владения иностранным языком. Программа обучения адаптируется к уровню подготовки обучаемого с целью продвижения каждого студента на более высокий уровень;

– используются разные формы работы с учебным материалом, реализуются методические принципы развивающего обучения, позволяющие создать предпосылки для творческой деятельности студента;

– — реализуется пошаговый контроль результатов обучения, составляется и ведется индивидуальный рейтинг обучаемого;

– основной акцент сделан на самостоятельности обучающегося при достижении им конкретной цели в процессе работы с модулем, что дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих учебных достижениях;

– наличие учебных модулей в печатной форме позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами;

– преподаватель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально.

Технология модульного обучения является адаптивной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности студента и преподавателя. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии — подготовки способных, увлеченных людей. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что технология модульного обучения — это не просто педагогическая технология, применяемая при обучении студентов иностранному языку, а необходимое условие овладения иноязычной культурой посредством создания благоприятных условий для развития будущих инженеров как культурно-языковых личностей, владеющих высокоразвитыми коммуникативно-культурными умениями при решении коммуникативных задач.

Целью данной статьи является представление интерактивных методов и техник обучения иностранным, обеспечивающих его интенсификацию и способствующих экономии времени, тесному сотрудничеству преподавателя и студента, раскрытию их творческого потенциала, возможности высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Литература:

  1. Левитес Д. П. Современные образовательные технологии — Новосибирск, 1999г.
  2. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе — Мн., Новая школа, 2001г.
  3. Герасимов В. М. Модульное обучение общетехническим дисциплинам в вузе. Чита: Читинский политехнический институт, 1994. С. 17–20.
  4. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): модульного обучения, иностранному языку, обучения иностранному языку, Технология модульного обучения, модульной технологии, технического вуза, владения иностранным языком, модульного обучения иностранному, иностранного языка, иностранному языку студентов, успешности обучения, развивающего обучения, овладения учебным материалом, принципы модульного обучения, уровнем владения иностранным, целом.Сущность модульного обучения, студентов технического вуза, технология модульного обучения, языку студентов технического, программы обучения иностранному.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос