Библиографическое описание:

Решетько Н. И., Попович П. Ю. Актуальные проблемы развития менеджмента и практики менеджеров // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 52-54.

Начиная с 1950 года отмечался настоящий бум развития методов управления как неотъемлемой части более масштабного бума менеджмента. В середине 1940-х годов можно было выделить лишь две компании, которые серьезно задумывались над развитием своих менеджеров [1]. Это Sears, Roebuck в США (американская международная торговая сеть, которую основали Ричард Уоррен Сирс и Алва Робак в конце XIX века) и Marks &Spencer в Англии (самый крупный британский производитель одежды).

Уже в середине 1950-х годов (то есть десять лет спустя), предпринималась попытка создать каталог с компаниями, где применяются программы по повышению квалификации персонала (менеджеров). На тот момент число таких компаний составляло более трех тысяч [2].

Во время информационного общества невозможно сосчитать компании, которые занимаются совершенствованием методов управления и самих менеджеров. Это актуально, обыденно, является обязательным для компании. Крупная солидная фирма, которая не разрабатывает методы для повышения квалификации своего персонала просто не может себе этого позволить, поэтому такая ситуация лишь исключение из правил.

Так зачем развивать менеджмент и менеджеров? Почему сейчас это актуально и необходимо?

Начнем с развития менеджмента. На практике основные решения в бизнесе требуют много времени и заставляют заглядывать в будущее. Но так как никто не может предвидеть его, руководство должно отбирать, проверять и развивать людей, которые в последующем смогли бы помочь и проанализировать ситуацию наперёд. Ими как раз и будут менеджеры [3].

В развитом обществе требования к профессиональным навыкам резко меняется: физические умения всё больше замещаются теоретическими знаниями, способностью руководить и организовывать, одним словом – организаторскими способностями. Однако компания должна ориентироваться на общество, и свою деятельность направлять так, чтобы информационному обществу данный принцип ведения бизнеса был по душе, устаивал бы их [4]. Иначе общество не будет терпеть и будет, непосредственно, заставлять менять что-то на предприятии.

Работник умственного труда, член современного общества в своей работе видит не только источник дохода. Он стремится получить не только экономическое, но и моральное удовлетворение: самоуважение, радость от достигнутого, чувство собственного достоинства [5]. Развитие менеджмента — это всего лишь иное название процесса, в ходе которого труд и производство становятся чем-то большим, чем простым источником дохода.

Потребность общества в менеджерах постоянно растёт. Поэтому развитие менеджмента необходимо для компании. Для развития необходимо [6]:

1.                       Приобретение менеджером умений и навыков, которые ему обязательно пригодятся в будущем и, соответственно, сделают его работу максимально эффективной. Если менеджер не будет совершенствоваться, то он не сможет заглядывать вперёд и проводить анализ, а, ориентируясь лишь на прошлом и настоящем, у менеджера не получится продвинуться по лестнице вверх.

2.                       Сформировать свою собственную жизнь за пределами организации. Чем старше менеджер, тем меньше интереса у него к своей работе (чаще всего так и происходит). То, что было в новинку в самом начале профессионального пути, становится рутинным и скучным занятием. Поэтому менеджер должен иметь интересы, которые помогут ему отвлечься на время от работы. Организация в своих же интересах должна идти навстречу работнику, чтобы его работа была более действенной.

Так как тема развития менеджмента и менеджеров актуальна в сегодняшние дни, то конечно будут ошибочные мнения по этому поводу, то есть то, что на самом деле не является развитием [7].

Во-первых, не посещение курсов. Курсы – это инструмент развития, а не саморазвитие. Как это понять? Дело в том, что курсы дают теоретические знания, поэтому очень часто они просто не реализуются на практике (например, не было условий для их применения). Самый лучший выход из такой ситуации – это курсы для работников непосредственно той фирмы, где они работают, чтобы эти курсы содержали как теорию, так и практику.

Во-вторых, развитие менеджмента и менеджеров не замещает планирования дальнейшего продвижения по службе, замещения или выявления потенциала. Важна продуктивная работа. Руководство не должно ориентироваться лишь на определенную часть персонала и только их поощрять, выдавать премии. Если руководство ведет такую стратегию, то другая часть работников подумает, что ей пренебрегают. Это приведет к снижению работоспособности [16].

В-третьих, совершенствование управленческой деятельности и менеджеров – не способ «создать сверхчеловека», изменив его сущность. К тому времени, когда человек приходит устраиваться на работу, он уже полностью является сформировавшейся личностью. Поэтому задача организации дать работнику раскрыть свой потенциал, а не навязывать свою деятельность.

Итак, сделаем выводы [8]:

1.                       Развитие менеджмента и менеджера – это два взаимосвязанных объекта, которые несут одинаковую функцию (обеспечения благосостояния, развития и достижения результатов). Только в развитии менеджмента подразумевается само предприятие, а в развитии менеджера полагает развитее отдельного человека.

2.                       Развитие менеджмента – это функции и деятельность организации, независимо от того, как они осуществляются на практике.

3.                       Развитие менеджера полностью зависит от человека, хотя его компания и начальник тоже при этом играют не последнюю роль.

Рыночная экономика в силу действия факторов нестабильности и повышенного риска объективно предполагает постоянное совершенствование процесса производства. Именно этой цели отвечает менеджмент — наука о рациональной организации и управлении производством [9].

Менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность [10].

Развитие научной управленческой мысли, возникшей на рубеже XIX—XX вв., продолжается до настоящего времени. За истекший период сформировались отдельные научные направления, которые привнесли в практику менеджмента много нового. Данное обстоятельство, в конечном счете, позволило повысить эффективность системы организации и управления производством [11]. Богатый опыт стран с развитой рыночной экономикой, обеспечивающей высокую эффективность производства и реализации продукции, это подтверждает.

Наиболее известными и существенно отличающимися друг от друга являются модели менеджмента в Японии и США. Однако использование различных подходов к управлению производством не препятствовало созданию в этих странах эффективной экономики. Не менее впечатляющие результаты демонстрирует и система организации и управления производством в Германии [12].

Богатый зарубежный опыт менеджмента необходимо использовать в России при соответствующем учете особенностей страны.

Для повышения эффективности деятельности Российские менеджеры должны [13]:

  • обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;
  • совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы; разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;
  • определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя [14];
  • уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;
  • внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;
  • подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета;
  • уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации [15].

Литература:

  1. Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. -2014. -№ 2. -C. 3-6.  
  2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.
  3. Башкатова Ю.И., Бебрис А.О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах. Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 160-163.

4.      Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2010. – 704 с.

5.      Друкер, Питер, Ф. Эффективное управление предприятием. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д.Вильямс», 2008. – 224 с.

6.      Каменева Н.А. Управление знаниями в компании. Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 8. № 4. С. 3-6.

7.      Каменева Н.А. Сущность и реализация инноваций в российских условиях. Инновации в науке. 2014. № 29. С. 200-206.

8.      Каменева Н.А. Инновационная активность как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 19-21.

  1. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Государственный университет управления. Москва, 2011
  2. Сибиряев А.С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 20. С. 192-196.
  3. Сибиряев А.С. Проблемы реализации инновационной политики в РФ. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 11. С. 077-083.

12.  Хмелев И.Б. Формирование конкурентной среды как условие развития инновационной деятельности. В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 244-248.

13.  Хмелев И.Б. Промышленная политика как фактор модернизации экономики России. В мире научных открытий. 2010. № 4-16. С. 150-151

14.  Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм. Инновации в науке. 2013. № 28. С. 195-198.

15.  Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателям по созданию венчурных проектов. Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 36. С. 39-42.

16.  Яковлев А.Ю. Успех венчурной фирмы на примере компании «OZON». Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 17. С. 276-279.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle