Особенности развития менеджмента в здравоохранении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Маматова Д. Ж., Усмонов Д. И., Холматов Х. Х. Особенности развития менеджмента в здравоохранении // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 272-274. — URL https://moluch.ru/archive/150/42644/ (дата обращения: 15.12.2018).



В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.

Ключевые слова: менеджмент, здравоохранение, кадры

Слово «менеджмент» прочно вошло в обиход и стало известно практически каждому образованному человеку нашего общества. Менеджмент – управление, функция и вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [4, с. 24].

Менеджмент — это наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов [3, с. 60].

Менеджмент — это многогранный динамичный процесс, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия, учреждения [2, с. 29]. Совершенно справедливо его сравнивают с наукой и искусством управления. Но, прежде всего, его хочется отождествлять с мудростью, которая должна составлять основу всех действий по эффективной организацией производства.

Менеджмент как наука возникла в 19 веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент — наука об управлении — совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли [1, с. 34].

Исторически систему развития менеджмента можно разделить на несколько этапов:

  1. Теория тейлоризма (Тейлор). «Управлять необходимо научно», «Не каждый может управлять». Эта теория была очень слабой и обладала иллюзорными недостатками.
  2. Фойоли: «система управления должна быть построена на формальных организационных структурах». Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
  3. Третий этап: зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
  4. Четвертый этап: в 50–60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
  5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.
  6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.
  7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
  8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения [2, с. 161].

Менеджмент в системе здравоохранения появляется значительно позже. При внедрении и совершенствовании данной службы необходимо учитывать основные принципы управления, которые заключаются в следующем:

− Главная ценность любой компании не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы. В конечном счете, эффективность ее деятельности определяется их качеством, а, следовательно, эффективно все, что вкладывается в их развитие, в создание такой атмосферы, где к работникам относятся с уважением, с их мнением считаются, их творческая инициатива поддерживается, а труд должным образом вознаграждается;

− Эффективный менеджмент основан на концепции «коллективного» труда, как это ни прискорбно осознавать поборникам активно пропагандируемого сегодня западного «индивидуализма» Поэтому такое большое значение придается командной, групповой работе;

− Децентрализация полномочий и делегирование ответственности на более низкие уровни управления, отказ от авторитарного, командного стиля управления, готовность высших менеджеров принимать и воплощать решения, исходящие от групп, являются условиями повышения эффективности командной работы;

− Пересмотр традиционных форм вознаграждения за труд, внедрение различных схем участия работников в распределении дополнительных доходов, полученных за счет их участия в повышении эффективности производства;

− Отношение к организации как к динамичной системе, для которой изменения — необходимый элемент развития. Успех зависят от вовлеченности персонала в процесс осуществления изменений. «Улучшение качества не может быть достигнуто с помощью силовых стратегий, поскольку установка на качество требует, чтобы работник обладал самомотивацией» [4, с. 11].

Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия [3, с. 45]. Менеджмент отражает основные убеждения современного западного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт первым, немного утрируя, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.

Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент на самом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро и практически без какого-либо противодействия. Только компетентный и постоянно улучшаемый менеджмент поможет сохранить прогресс и не позволит нам стать самодовольными, самоудовлетворенными и ленивыми [1, с. 94].

Менеджмент в здравоохранении создаёт навыки компетентность необходимые для того, чтобы изменять систему здравоохранения, улучшать качество работы, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В этих условиях руководитель медицинского учреждения как никогда нуждается в умении построить работу своего учреждения так, чтобы оно было рентабельным и конкурентоспособным. Поэтому следует обратить внимание на подготовку будущих специалистов в области профессионального менеджмента. На это нацелен основной документ узбекской модели образования — Национальная программа подготовки кадров ориентированной на повышение качества медицинских кадров.

Важность подготовки руководителей особенно возросла в последние годы, когда большое внимание стало уделяться активизации человеческого фактора на производстве и общественной жизни. Но повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни невозможно.

В процессе подготовки руководителей недостаточно ограничиваться формированием знаний, умений и навыков работы с людьми. Определяющим является непрерывность образования и самообразования, непрекращающееся воспитание и самовоспитание руководителей.

Подготовка управленческих кадров должно сопровождаться самоконтролем и самоанализом в решении психологических вопросов. Известно, что с этой целью некоторые руководители ведут короткие дневниковые записи о происходящих в коллективе событиях, которые регулярно (не реже одного раза в месяц) анализируют. Делают определенные выводы и учитывают их в дальнейшей работе. Эта форма непрерывного самообразования руководителей достаточно эффективна для формирования внутренней готовности к решению психологических вопросов [4, с. 10].

Литература:

  1. Менеджмент в здравоохранении. Под. Ред. Х. Я. Каримов, Б. М. Маматкулов, учебно-методическое пособие, Ташкент. 2008. cтр. 36–94.
  2. Менеджмент как особый тип управления. Материалы научно практической конференции. Таджиева Г. А. «Гигиенические проблемы охраны здоровья населения на современном этапе и пути их решения». Ташкент. 2010 г. стр. 29–161.
  3. Мамедова Г. Б. Развитие организационной культуры в учреждениях здравоохранения. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и гигиены в Узбекистане». Ташкент. 2008. cтр. 45–60.
  4. «Лидерские качества руководящих медицинских сестер». Мамедова Г. Б., Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. № 2, 2012 г. Стр. 11–24.
Основные термины (генерируются автоматически): менеджмент, система здравоохранения, этап.


Похожие статьи

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Для достижения указанной цели необходима эффективная деятельность, как всей системы здравоохранения, так и каждой отдельно взятой медицинской организации, для чего

Таким образом, на современном этапе повышается значение эффективного менеджмента.

Система менеджмента качества как основа эффективного...

Первый этап включал анализ существующей системы управления процессом оказания медицинских услуг.

6. Садовой М. А. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения / М. А. Садовой, И. Ю. Бедорева — Новосибирск, 2007.-320 с.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

В рамках подготовки управленческих кадров (организаторы здравоохранения) врачам клинических специальностей

Если рассматривать систему управления больницей как вертикаль, то вопрос подготовки менеджмента частично раскрыт только на уровне директоров...

Этапы становления системы управления качеством...

Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи, одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи.

Анализ принципов организации управление качеством...

Без удовлетворения потребностей потребителя медицинских услуг вообще теряется смысл функционирования системы здравоохранения как таковой.

Этапы становления системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане.

Методы стратегического управления ресурсами организации...

Включает следующие этапы: определение конкурентных сил; разработка конкурентной

Это метод анализа в стратегическом менеджменте, заключающийся в разделении факторов и

— 232 с. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения...

Совершенствование управления системой здравоохранения

В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики. Исследования последнего десятилетия по проблемам развития здравоохранения сформировали теоретическую и методическую базы...

Анализ и совершенствование системы качества медицинской...

Важной задачей здравоохранения Узбекистана на современном этапе является повышение качества медицинской услуги, для чего нужно увеличивать

А также проводилось глубокое интервью с экспертами в области организации управления системой здравоохранения.

Гендерные аспекты управления в системе здравоохранения

На втором этапе работы в марте-апреле 2016 года был проведен опрос среди студентов-медиков 1-6 курса с целью выяснить

Внедрение системы менеджмента качества в учреждение здравоохранения — фундамент для повышения качества медицинских услуг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Для достижения указанной цели необходима эффективная деятельность, как всей системы здравоохранения, так и каждой отдельно взятой медицинской организации, для чего

Таким образом, на современном этапе повышается значение эффективного менеджмента.

Система менеджмента качества как основа эффективного...

Первый этап включал анализ существующей системы управления процессом оказания медицинских услуг.

6. Садовой М. А. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения / М. А. Садовой, И. Ю. Бедорева — Новосибирск, 2007.-320 с.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

В рамках подготовки управленческих кадров (организаторы здравоохранения) врачам клинических специальностей

Если рассматривать систему управления больницей как вертикаль, то вопрос подготовки менеджмента частично раскрыт только на уровне директоров...

Этапы становления системы управления качеством...

Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи, одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи.

Анализ принципов организации управление качеством...

Без удовлетворения потребностей потребителя медицинских услуг вообще теряется смысл функционирования системы здравоохранения как таковой.

Этапы становления системы управления качеством медицинской помощи в Казахстане.

Методы стратегического управления ресурсами организации...

Включает следующие этапы: определение конкурентных сил; разработка конкурентной

Это метод анализа в стратегическом менеджменте, заключающийся в разделении факторов и

— 232 с. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения...

Совершенствование управления системой здравоохранения

В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики. Исследования последнего десятилетия по проблемам развития здравоохранения сформировали теоретическую и методическую базы...

Анализ и совершенствование системы качества медицинской...

Важной задачей здравоохранения Узбекистана на современном этапе является повышение качества медицинской услуги, для чего нужно увеличивать

А также проводилось глубокое интервью с экспертами в области организации управления системой здравоохранения.

Гендерные аспекты управления в системе здравоохранения

На втором этапе работы в марте-апреле 2016 года был проведен опрос среди студентов-медиков 1-6 курса с целью выяснить

Внедрение системы менеджмента качества в учреждение здравоохранения — фундамент для повышения качества медицинских услуг.

Задать вопрос