Библиографическое описание:

Розмаитая В. М., Ульянина М. Н., Кукушкина А. А. Игровые технологии по привлечению учащихся начальных классов к чтению // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 750-752.

Мы хотим предложить вашему вниманию опыт работы по привлечению детей к чтению.

Каждый педагог понимает значение формирования речи в становление личности. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Прекрасное средство развития речи — чтение. Владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у родителей и педагогов. Как помочь детям? Понятно, что причины нежелания читать могут быть разные и способы помощи существуют разные. Совместное чтение, драматизация сказок и различных жизненных ситуаций, сочинение считалок и рассказов по картинкам, словесные игры в рифмы — это прекрасное средство развития речи в игре и привлечения учащихся к чтению. Без весёлых и смешных стишков, сказочных текстов, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращённой к нему.

Приведём примеры привлечения учащихся к чтению через стихи про них. Игровой момент занятия «Радуга заморочек» проводим следующим образом: каждый ребёнок вытаскивает карточку с текстом, читает и отдаёт её тому, про кого прочитал.

1.      Скромный мальчик наш Рахмон,

В пенале вырастил лимон.

Всех ребяток угостил,

Лимон уж очень сладкий был.

2.      Алине сон приснился странный,

Дневник огромный, деревянный,

Отметки в нём перевернулись,

И Алине улыбнулись.

3.      Вдруг у Миши в воскресенье,

Поменялось настроенье:

Хотел построить к речке мост,

Получился… кошкин хвост.

4.      Новичок, спокойный Даня

По асфальту катит сани.

На санях огромный кот

Ест с колбаской бутерброд.

5.      Егор у нас изобретатель,

Грибниковый созидатель.

Грибы в сугробе закопал,

Всю зиму урожая ждал.

6.      Ветаолюбви мечтала,

И впросак слегка попала.

Любовь случилась понарошку,

А любит Веточка… картошку.

7.      Владрешил отметить Вету.

Преподнёс Вете конфету.

Развернула Вета фантик,

В нём завёрнут… красный бантик.

8.      Диночка дала подружке

На тарелочке ватрушку.

Подружка только посмотрела,

А ватрушка… улетела.

9.      Наш Степан играл в войнушку,

Смастерил большую пушку.

Утром встал, а пушки нет,

От неё один скелет.

10.  Ванечка большой фанат,

Фанатеет без затрат.

Если только на конфету,

Разорится без запрета.

11.  Сашаклассный хоккеист,

Или может фигурист?

Гоняет так он на морозе!

Что очнётся на… берёзе!

12.  Любит Любочка творить,

Любит во всём первой быть.

Так расписывала ложки!

Получились… козьи рожки.

13.  У Ксюшиккнигам интерес.

В чтении большой прогресс.

Книги только и листает,

Так как снизу вверх читает.

14.  Соня–добрая душа.

Во всём Соня хороша.

В руках Сони даже гадость,

Превратиться тут же в радость.

15.  У Нади ушки на макушке,

Слышат, что не надо ушки.

В них слышится: «Играйте».

Хотя звучит: «Друзья, читайте».

Словесные забавы — это старинный народный источник для речевого развития.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Поэтому часто проводим занятия и беседы по толерантности. Особое место в системе работы по развитию связной речи учащихся занимает воспитание культуры речевого общения. На примере актуальных ситуаций показываем, как следует пользоваться различными средствами речевого этикета при приветствии, прощании, извинении и т. д., а также, как нужно вести себя в подобных случаях. Приведём фрагмент занятия «Поищем и найдём волшебные слова». Учащиеся выбирают ведущих, которые читают тексты. Остальные дети добавляют «словечко».

1.      Андрюша, ты внимательно послушай.

Если ты обидел Катю,

И запачкал Кате платье,

Скажешь: «Катя, не грусти!»

Или «Ты меня …(прости)».

2.      Наде бантик подарю,

Ты в ответ…(благодарю).

3.      Сегодня Машеньке дружок

Дал румяный пирожок.

Улыбнулась Маша, ибо

Что должна сказать? (Спасибо)

4.      Азим, Стефан Саддуле

Повредили нос в игре.

«Ты нас очень не вини,

Очень просим …(извини)»

5.      Любит Поля маму очень,

Шепчет на ночь …(доброй ночи).

6.      Саддуло твердит не раз:

«Утро …(доброе) у нас».

7.      Сказал …(спасибо) Вилли Поле,

Поделилась ручкой в школе.

В ответ Полина раз до ста

Твердила: «Ну …(пожалуйста)».

Эти тексты мы придумываем сами. Не обходимся и без весёлых произведений, в которых дети открывают трогательный мир взаимоотношений букв и слов.

«Веснушки.

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,-

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла». [2, с.23]

«Тощий Тимка.

Тощий Тимка всех тощее –

Тоще тощего Кощея!

Он соломинки не толще.

Волосинки Тимка тоньше». [3, с.20]

Добрую улыбку вызывают у школьников и такие игровые задания: сосчитать в стихотворение все буквы «ы». Такие задания направлены и на развитие внимания учащихся.

«Вы слыхали?

Вы слыхали: дед из Выры

Вышел в сад, две ямы вырыл!

Выкопал две ямы.

Выстругал две рамы.

Быстро крышу перекрыл.

Рыбу в речке наловил.

— Рыжик! Хочешь рыбы ты?

— Мыр-р-р!

— А лапы вымыты?» [1, с.173]

При дифференциации предлогов и приставок детям предлагаем на закрепление материала следующие задания.

«Комар.

Комар ударился о пух

И от удара весь опух». [1, с.117]

«Дети и родители.

Брели из школы детки,

Несли домой отметки.

Родители под арками

Встречали их подарками». [1, с.118]

Таким образом, мы формируем у учащихся интерес к собственной устной речи, к речи окружающих людей и, разумеется, к чтению.

Литература:

1.      Ефимовский Е. С. «Русский язык в заколдованной школе». Санкт-Петербург. ЗАО «Норинт», 2005г.

2.      Козловский Я. А. «Весёлые приключения не только для развлечения». Москва. «Детская литература», 1993г.

3.      Суслов В. Н. «Трудные буквы. Весёлые стихотворения». Санкт-Петербург, «Канон», 1999г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle