Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 15.04.2014

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Федосеева, Н. В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни / Н. В. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10360/ (дата обращения: 27.04.2024).

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

-       отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

-       оптимальный двигательный режим;

-       рациональное питание;

-       закаливание;

-       личная гигиена;

-       положительные эмоции [6, с. 75].

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия педагогов должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Следовательно, необходима профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Проблема профилактики аддиктивного поведения изучалась и изучается такими исследователями, как М. И. Буянов, А. А. Габиани, Б. М. Левин, М. Б. Левин, А. Е. Личко, А. Г. Макеева, И. П. Пятницкая, Н.А Сирота, В. М. Ялтонский и др.

Аддиктивное поведение- поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до момента возникновения психической или физической зависимости. [1, с. 79]

По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, за последние пять лет резко взросло число детей и подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Широкую распространённость среди школьников получило курение. В полтора раза увеличилось число школьников с хронической патологией. Только 30 % школьников относятся к числу здоровых, у 70 % наблюдаются какие-либо патологии [3, с. 83].

Данные факты заставляют медиков, педагогов чаще обращаться к проблеме формирования у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни. Проблемой формирования у подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни занимались: педагоги З. И. Равкин, Б. Н. Чумаков и др., психологи Т.П Гаврилова, Р. Мендель и др., медики И.И Брехман, Ю. П. Лисицын, В. Р. Кучма и др.

К проблеме здоровья и здорового образа жизни подходили с различных научных точек зрения и различных научных дисциплин. В словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодёжи» под редакцией В. А. Попова, здоровье характеризуется как состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1, с. 79].

Здоровье-состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Здоровье является личной и общественной ценностью». [2,с. 44]

Под здоровым образом жизни понимают биологически и социально целесообразные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, адекватные его потребностям и возможностям, осознанно реализуемые и обеспечивающие сохранение и укрепления здоровья, а так же достижения активного долголетия.

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «здоровье», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» [4, с. 550].

Следовательно, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни. Актуальность этой проблемы обусловила проведение исследования по теме «Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Цель исследования — определить социально-педагогические условия, методы и формы работы, необходимые для профилактики аддиктивного поведения среди подростков.

Задачи:

1.   систематизировать понятийно-терминологический аппарат исследования;

2.   обобщить данные по проблеме профилактики аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни;

3.   опытно-экспериментальным путём изучить ценностное отношение подростков к здоровью и причины, мешающие им вести здоровый образ жизни.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей-интернат № 1» г. Владимира. В качестве испытуемых выступали учащиеся 8 класса в количестве 20 человек, из них 9 мальчиков и 11 девочек, в возрасте 13–14 лет.

В процессе работы были использованы две диагностические методики: тест «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина [6] и методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В. Д. Пурина. [5] Тест «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвина позволил выяснить, что иерархия ценностей у подростков выстроилась следующим образом: 1) «любовь»; 2) «общение со сверстниками»; 3) «труд» (профессия, учёба, работа); 4) «здоровье»; 5) «хорошие вещи, материальное благополучие; 6) «духовность»; 7) «общение с природой». Анализ исследований ценностных ориентаций подростков показывает, что в иерархии ценностей такая ценность, как «здоровье», явно не доминирует. В системе ценностей подростков наиболее высокий ранг значимости занимает «любовь», «общение с друзьями». Такие ценности, как «общение с природой», «духовность», занимают в иерархии ценностей последние места.

Рис. 1. Уровень отношения к здоровью у подростков

В 8 классе у 35 % (7 чел) отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым), у 25 % (5 чел) оно характеризуется средней доминантностью, 40 % (8 чел) свойственна низкая доминантность отношения к здоровью. Опираясь на результаты, можно отметить что уровень ценностно-смыслового отношения довольно низкий, следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у второй и третьей груп испытуемых.

В результате проведения методики «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В. Д. Пурина было выявлено, что основными причинами, мешающими подросткам вести здоровый образ жизни, являются следующие:

1.     Недостаток свободного времени Состояние здоровья.

2.     Состояние здоровье респондента.

3.     Нарушение норм здоровья со стороны респондента. (Нарушение здорового образа жизни в форме неправильного питания и не соблюдение правильного режима дня.)

4.     Дурная компания во дворе, на улице.

Рис. 2. Уровень препятствий, мешающих вести здоровый образ жизни подросткам

Результаты диагностирования по данной методике позволяют установить, что у большинства испытуемых уровень помех тяготеет к низкому (55 %), однако довольно высока доля испытуемых со средним уровнем помех (45 %), которые уже не в состоянии решить некоторые проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни. Им нужна корректная помощь как со стороны одноклассников и друзей, так и со стороны взрослых (родителей, учителей).

Респонденты имеют недостаточное представление о здоровье, о здоровом образе жизни, их знания в основном сводятся к физической составляющей (не болеть, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т. п.).

Результаты проведённых исследований подтверждают актуальность выбранной нами темы и необходимость организованной работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни в целях профилактики аддиктивного поведения у подростков. В работу педагогов может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя, организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем.

Основными направлениями работы педагога по формированию здорового образа жизни является профилактика аддиктивного поведения, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловых игр, экскурсий [5, с. 168].

Таким образом профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формированию здорового образа жизни осуществляется, прежде всего, при воспитании ребенка в семье и школе. Если родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей необходимые навыки здорового образа жизни. Важно найти контакт с родителями и сделать их своими союзниками.

Литература:

1.                  Отклоняющееся поведение молодёжи: унификация понятийно — терминологического аппарата: социально-педагогический и психологический словарь / под общ. ред. В. А. Попова.- 4-е изд., испр. и доп.- Владимир: ВГГУ, 2010.- 264 с. ISBN 978–5–87846–745–2.

2.                  Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Д Коджаспиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2005- 176 с. ISBN 5–7695–0445–5.

3.                  Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И Туревская — М.: Издательский центр Академия», 2002. — 376 с. ISBN: 5–89502–400–9

4.                  Большой психологический словарь / Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.- СПБ.: Прайм-Еврознак, 2004.-672 с.

5.                  Мардахаев, Л. В. Методика и технология работы социального педагога / Л. В. Мардахаев.- Орёл: Издательский центр «Академия», 1994.-336с.

6.                  Шухтович, Р. В. Здоровый образ жизни / В. Р. Шухтович // Энциклопедия социологии.- Мн.: Книжный Дом, 2003.-330 с

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ценностное отношение, здоровье, подросток, иерархия ценностей, поведение, формирование, Индекс отношения, проблема профилактики, проблема формирования.


Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям.

Формирование ценностного отношения подростков...

Проблема сохранения и формирования ценностного отношения учащейся молодежи к репродуктивному здоровью является одной из самых актуальных проблем социальной педагогики и воспитания в целом.

Роль ценностей здорового образа жизни в современном...

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения.

Влияние семьи и школы на формирование отношения...

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное отношение подростков, формирование, подростковая...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики: принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру; принцип научности; принцип...

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям.

Формирование ценностного отношения подростков...

Проблема сохранения и формирования ценностного отношения учащейся молодежи к репродуктивному здоровью является одной из самых актуальных проблем социальной педагогики и воспитания в целом.

Роль ценностей здорового образа жизни в современном...

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения.

Влияние семьи и школы на формирование отношения...

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное отношение подростков, формирование, подростковая...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики: принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру; принцип научности; принцип...

Задать вопрос