Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 2072 раза

Библиографическое описание:

Кудряшова А. Л. Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 644-646. — URL https://moluch.ru/archive/80/14211/ (дата обращения: 20.07.2018).

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения.

Ключевые слова:здоровье, ценность, школа, ученик, личность.

 

Конец ХХ начало ХХI столетий ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и формированием новых. Переходный период характеризуется кризисными тенденциями, в результате чего формируются новые и обостряются старые противоречия. Постоянно изменяющиеся, нестабильные условия существования на фоне экологической, экономической, военно-политической, информационной и др. угроз становятся причиной снижения качества жизни человека, что особенно негативно отражается на его здоровье.

Снижение уровня здоровья выражается плохой переносимостью предъявляемых социально-биологической средой повседневных психических и физических нагрузок, ранним развитием неврозов, психосоматических и психических заболеваний не только у представителей старших возрастных групп, но и у лиц школьного возраста. Эти процессы фиксируются в разных странах мира, в том числе, и в России, о чем свидетельствуют данные ВОЗ и других международных и отечественных организаций работающих в области здравоохранения.

Сегодня появился запрос на формирование новой генерации людей, способных длительно сохранять работоспособность, обладая при этом высокой стрессоустойчивостью к широкому спектру внешних и внутренних воздействий. Поэтому все более востребован новый тип личности — личности когерентной, устойчивой, идентичной самой себе, несущей образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром, имеющей активную творческую жизненную позицию и стремление к духовно-нравственному совершенствованию.

Новая культурно-историческая ситуация поднимает значимость и ценность здоровья, так как только здоровый человек в полном объеме способен к активной саморегуляции, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной творческой общественной деятельности. Ценность здоровья при этом должна занимать доминирующее место в структуре человеческих ценностей. Если человек достаточно разумен, то ему стоит позаботиться о своем здоровье, «ибо здоровье — это не все, но все без здоровья — это ничто», — утверждал еще Сократ.

Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности. Однако всесторонняя полнота человеческой жизни как непреходящей ценности обусловливается здоровьем, наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья.

Таким образом, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества.

С грустью приходится констатировать, что особенно остро проблемы физического и психического здоровья проявляются в Российском обществе, находящемся в тяжелых условиях переходного периода, характеризующегося обострением социальных противоречий и резким снижением качества жизни большинства населения, поскольку индивидуальное здоровье зависимо напрямую от тех экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в обществе. Сейчас в стране показатели индекса развития человеческого потенциала оцениваются ниже, чем экономические показатели.

В широкой печати все активнее высказываются опасения, что соотношение контингента лиц с ослабленным здоровьем приближается в России к допустимым для выживания популяции пределам. Наблюдения клиницистов также свидетельствуют о переходе уровня физического развития российских детей и подростков к «ретардативному варианту» и это не может не вызывать беспокойства.

Сегодня, как считает известный социальный психолог Л. И. Шершнев, одна из главных опасностей — разрушение российского менталитета, культуры, нравственного и психического здоровья нации. Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение здоровья нации через усиленную заботу, в первую очередь, о подрастающем поколении.

При этом в обеспечении здоровья граждан, страны нельзя полагаться только на государственные структуры здравоохранения. Необходимо актуализировать и консолидировать возможности других государственных и общественных структур: социальной работы, образования и культуры, разнообразных общественных организаций и движений. Но кроме этого нужны и собственные усилия граждан в деле обеспечения здоровьесбережения. Возрождение активной субъектной позиции каждого в сфере здоровьесбережения — залог нормального существования, духовного и материального процветания общества и государства. Обеспечение здорового развития каждого гражданина определят жизнестойкость государства и общества.

Поэтому с целью обеспечения устойчивого безопасного развития личности и общества в государственной политике необходимо переориентироваться от преимущественной аккумуляции сил в «зонах риска» на профилактику их возникновения, на решение проблем воспитания жизнестойкости каждой личности и общества в целом. А для наиболее эффективного достижения данной цели необходимо воздействие на подрастающее поколение. И школа, образовательная система в целом должна сыграть здесь первостепенную роль.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.

3.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

4.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

7.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

8.                  Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.

9.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

10.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

11.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

12.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.     

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.             0

15.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

16.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

17.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

18.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

19.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

20.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

21.              Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, подрастающее поколение, здоровье, образовательная система, общество, Россия, ценность, ценность здоровья, человеческая жизнь.


Похожие статьи

Проблема популярности здорового образа жизни среди...

1.Раскрыть проблемы и причины, влияющие на формирование физической культуры детей и популярность здорового образа жизни среди подрастающего поколения. 2.Обобщить информацию данной области.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Воспитание подрастающего поколения Российских граждан на многовековых традициях является основным направлением в современной педагогике.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном...

образовательный процесс, Россия, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, процесс воспитания, система образования.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

Здоровый образ жизни открывает возможности для самореализации, возможности созидать ценности, как духовные, так и материальные, которые, в конечном счёте, обогащают и укрепляют общество и создают могущество России.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Проблема популярности здорового образа жизни среди...

1.Раскрыть проблемы и причины, влияющие на формирование физической культуры детей и популярность здорового образа жизни среди подрастающего поколения. 2.Обобщить информацию данной области.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Воспитание подрастающего поколения Российских граждан на многовековых традициях является основным направлением в современной педагогике.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном...

образовательный процесс, Россия, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, процесс воспитания, система образования.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

Здоровый образ жизни открывает возможности для самореализации, возможности созидать ценности, как духовные, так и материальные, которые, в конечном счёте, обогащают и укрепляют общество и создают могущество России.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема популярности здорового образа жизни среди...

1.Раскрыть проблемы и причины, влияющие на формирование физической культуры детей и популярность здорового образа жизни среди подрастающего поколения. 2.Обобщить информацию данной области.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Воспитание подрастающего поколения Российских граждан на многовековых традициях является основным направлением в современной педагогике.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном...

образовательный процесс, Россия, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, процесс воспитания, система образования.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

Здоровый образ жизни открывает возможности для самореализации, возможности созидать ценности, как духовные, так и материальные, которые, в конечном счёте, обогащают и укрепляют общество и создают могущество России.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Проблема популярности здорового образа жизни среди...

1.Раскрыть проблемы и причины, влияющие на формирование физической культуры детей и популярность здорового образа жизни среди подрастающего поколения. 2.Обобщить информацию данной области.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Воспитание подрастающего поколения Российских граждан на многовековых традициях является основным направлением в современной педагогике.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном...

образовательный процесс, Россия, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, процесс воспитания, система образования.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

Здоровый образ жизни открывает возможности для самореализации, возможности созидать ценности, как духовные, так и материальные, которые, в конечном счёте, обогащают и укрепляют общество и создают могущество России.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Задать вопрос