Библиографическое описание:

Айзатова М. Ф., Макарова Л. М. Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 237-240.

Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации и открытость экономики нашего государства. Именно за счет поддержки данного сегмента предпринимательства правительство должно решать общие проблемы повышения благосостояния проживающего в стране населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка. Кроме того, развитие малого предпринимательства в России способствует пополнению бюджета за счет налоговых поступлений. Именно по этим причинам процветание данного вида бизнеса является важным элементом для экономически развитого и успешного государства.

В настоящее время рыночные отношения стремительно развиваются, в связи с этим возникает необходимость принимать своевременные управленческие решения, для чего нужна достоверная и точная информация, которую можно получить, имея хорошо налаженный бухгалтерский учет.

Для успешной деятельности малых предприятий очень важно сформировать эффективную учетную систему, причем ограниченность финансовых и трудовых ресурсов определяет специфику построения и работы бухгалтерской службы организации, а также определяет форму ведения учета, которая зависит от применяемой системы налогообложения.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ № 209-ФЗ).

К субъектам малого предпринимательства, малым предприятиям относятся организации, имеющие:

1.                  суммарную долю участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышающую 25 %;

2.                  среднюю численность работников за предшествующий календарный год не превышающую 100 человек (микропредприятие — 15 человек);

3.                  выручку от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышающую 400 млн руб.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства (п. 2 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года установлены следующие пределы выручки (без НДС):

-       для микропредприятия — 60 млн. рублей;

-       для малого предприятия — 400 млн. рублей [3].

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). Следует отметить, что в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ установлены в размере 100 млн. рублей.

Вновь созданные организации или зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения (п. 5 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ) [3].

Если предельные значения по численности и (или) по выручке превышены в течение двух календарных лет, то предприятие или индивидуальный предприниматель утрачивает статус субъекта малого предпринимательства (п. 4 ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ) [3].

Действующий хозяйствующий субъект может стать субъектом малого предпринимательства, если в течение двух лет подряд соблюдены предельные значения численности и выручки.

ФЗ № 209-ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, поэтому чтобы им являться необходимо соблюдение установленных критериев, которые будут проверяться каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться за поддержкой государства в этом качестве, например применение УСН и т. д.

Льготное налогообложение малого бизнеса является приоритетным направлением государственной поддержки. Специальные налоговые режимы, установленные Налоговым Кодексом РФ, позволяют снизить налоговую нагрузку организаций. Вообще же в законодательстве России представлено 2 основных вида режимов налогообложения. Это общий и специальные:

-       ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог);

-       УСН (упрощенная система);

-       Упрощенная система, основанная на патенте;

-       ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

Классификация субъектов по применяемому режиму налогообложения позволяет уточнить состав формируемой отчетности МП и ИП.

Таблица 1

Классификация субъектов малого предпринимательства при формировании и представлении отчетности

Классификационные признаки

Группа субъектов малого предпринимательства

Форма предпринимательской деятельности

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

Режим налогообложения

ЕНВД

УСН, ЕСХН, ЕНВД

УСН, ЕСХН, ЕНВД

УСН, ЕСХН, ЕНВД, НП

Привлечение наёмных работников

Нет

Нет, или небольшое число

Да

Первичная документация

Требуется для подтверждения доходов и расходов при:

ЕНВД

УСН, ЕСХН

УСН, ЕСХН

УСН, ЕСХН, НП

Специальные регистры

Книга доходов

Книга доходов и расходов

Стандартные регистры

Обязанность по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности. Состав отчетности

Не обязательно (Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»)

Обязательно при ЕСХН, ЕНВД, УСН

Состав отчетности, если организация

Подлежит обязательной аудиторской проверке

Не подлежит аудиторской проверке

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснениях, аудиторское заключение

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах

           

Общая (традиционная) система налогообложения (сокращ. ОСН или ОСНО) — вид налогообложения, при котором организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, до 2010 года ЕСН, замененный страховыми взносами в фонды). В случае, если предприятие занимается только видами деятельности, облагаемыми ЕНВД, и не вправе применять УСН и ЕСХН (либо не подали в срок заявление о переходе на УСН и ЕСХН), вы обязаны применять общую систему налогообложения.

Бухгалтерский учет при ОСН ведется с использованием Плана счетов.

Малые предприятия для осуществления постановки бухгалтерского учета должны самостоятельно формировать учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Особенности функционирования малых предприятий требуют нестандартного подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальный предприниматель на ОСН платит НДФЛ, НДС, ЕСН со своих доходов, а также налог с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров гражданско-правового характера, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, государственную таможенную пошлину, лицензионные и регистрационные сборы и другие необходимые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса станет более привлекательной и заменит действующую УСН на основе патента. Применять этот режим могут только индивидуальные предприниматели. В 2012 году на патенте по УСН налогообложение ограничивалось уплатой стоимости патента. В 2013 году на патентной системе уплата налогов также заменяется уплатой стоимости патента. Она рассчитывается по ставке 6 % от возможного годового дохода.

Переход на патентную систему налогообложения освобождает индивидуального предпринимателя от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, но только в части доходов или имущества, не связанных/полученных от деятельности по патенту. Кроме того, владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением трех оговоренных законом случаев. Сохраняется уплата НДС при ввозе товаров, при осуществлении деятельности по договору простого и инвестиционного товарищества, договору доверительного управления имуществом. Все остальные налоги и сборы должны уплачиваться [1].

Порядок уплаты стоимости патента отличается от налогообложения субъектов малого предпринимательства на других режимах. Уплатить следует лишь стоимость патента. Если патент приобретается на срок менее 6 месяцев, то полную стоимость нужно перечислить не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. В случае если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года, то одна треть суммы уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; две трети — не позднее 30 календарных дней до дня окончания действия патента. Важное изменение: стоимость патента в 2013 году нельзя уменьшить на уплаченные страховые взносы на обязательное страхование.

Введение патентной системы должно внести положительные перемены и для местных бюджетов, так как все 100 % этого налога направляются в бюджеты муниципальных образований.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности предполагает установление базовой доходности для тех видов предпринимательской деятельности, в которых затруднено осуществление контроля.

ЕНВД в 2013 году коснулись изменения: применение ЕНВД не будет обязательным. В 2012 году субъекты малого бизнеса обязаны были платить ЕНВД, если в регионе, где осуществляется деятельность, был введён режим ЕНВД. С 2013 года переход на ЕНВД добровольный.

Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов: налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц); НДС (кроме НДС при ввозе товаров); налог на имущество организации (физических лиц). Отмена указанных налогов распространяется только на операции, прибыль (доходы) и имущество, связанные с предпринимательской деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Изменился также порядок расчёта «вменённого» налога, если деятельность осуществлялась неполный календарный месяц. С 2013 года расчёт налога осуществляется со дня постановки на учёт, исходя из фактического количества дней, отработанных в данном месяце. Следующим важным изменением является то, что для расчёта предельного количества работников (их число не должно превышать 100 человек) надо будет использовать не среднесписочную, а среднюю численность.

Упрощённая система налогообложения (УСН). На УСН налогообложение предприятий малого бизнеса ограничивается уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей «упрощённый» налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в деятельности).

Предприниматели, применяющие упрощённую систему, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и др. страхование (тарифы страховых взносов для них понижены); другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог и др.)

Налогоплательщики УСН обязаны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога. Для этих целей они ведут Книгу учёта доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный период.

Изменены сроки подачи уведомлений о переходе на УСН. Уведомление для перехода на УСН с 2013 года следует подать не позднее 31 декабря 2012 года (а не 30 ноября, как было ранее). Вновь зарегистрированные субъекты малого бизнеса могут применять УСН с даты регистрации. В 2012 году нужно было успеть сообщить в инспекцию о переходе на УСН в течение 5 дней. С 2013 года срок подачи уведомления о переходе увеличен до 30 календарных дней с даты постановки на учёт. Если уведомление не будет представлено в установленный срок, налогоплательщик лишается права применять УСН.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев доходы не превысили 45 млн. рублей. Указанная величина предельного размера доходов организации подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Правильный выбор системы налогообложения не всегда зависит от желания или нежелания налогоплательщика, а в первую очередь определяется законодательством.

Правильный подход к выбору наиболее выгодной системы налогообложения — это залог успешного развития предприятия, и насколько грамотным будет подход при выборе той или иной системы налогообложения. Настолько предприятие сможет впоследствии сократить свои отчисления в бюджет, и, значит, сохранить дополнительные средства, которые возможно впоследствии направлены на развитие предприятия.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном порядке, который предусматривает упрощение форм и процедуры отчетности.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятием рекомендуется составить на основе типового плана счетов.

Поскольку в основном «упрощенцами» являются представители малых и микропредприятий, то для них предусмотрено послабление — бухгалтерский учет они могут вести в более упрощенном режиме (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ; Приказ Минфина РФ от 18.12.2012 № 164н) [4]. Напомним, что критерии отнесения к субъектам микро- и малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В частности, это организации, которые в 2011–2012 годах не превысили среднюю численность работников 15 и 100 человек соответственно, чья годовая выручка составила не более 60 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно (без учета НДС), и не более 25 % уставного капитала которых принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам [3].

Под упрощенной системой бухгалтерского учета малых предприятий следует понимать информационное единств подсистем финансового и налогового учета, основанных на упрощении содержания её элементов в зависимости от типа малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме следует закрепить в учетной политике малого предприятия. Также нужно отразить те особые правила, которые, собственно, отличают упрощенный бухучёт от стандартного.

Рабочий план счетов можно упростить, объединив некоторые счета. В Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2010 подробно рассмотрены варианты такого объединения. Например, можно вести учет затрат на производство на счете 20 «Основное производство», а счета 23, 25, 26, 28, 29 не использовать.

Доходы и расходы можно признавать по кассовому методу — по мере поступления и расходования денежных средств. Поскольку в налоговом учете «упрощенцы» признают доходы и расходы аналогичным образом, то это поможет приблизить налоговый учет к бухгалтерскому.

Возможно применение упрощенной системы регистров учета для организаций, не занимающихся производством продукции. При объеме операций не более 30 в месяц допускается ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности.

В учетной политике следует также отразить, какие формы бухгалтерской отчетности использует организация. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н утвердил упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства. В них включаются показатели только по группам статей без детализации показателей [2]. Это не означает, что какие-либо данные могут отсутствовать в отчетности, просто они не выделяются, а включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

С переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных затрат на производство продукции и финансовых результатов. Каждая ведомость принимается для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

Литература:

1.      Глава 26.5 НК РФ

2.      Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н

3.      Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

4.      Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle