Библиографическое описание:

Сташук Л. Н. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 72-75.



Бухгалтерский учет на любых предприятиях, в том числе на малых, должен быть организован в определенном порядке.

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях начинается с формирования учетной политики. Предприятиям малого бизнеса необходимо установить такой порядок, реализация которого, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета, своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

При формировании учетной политики, малым предприятиям целесообразно сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов.

По принципу типового Плана счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) малые предприятия могут составить свой рабочий план счетов, который в отличие от типового, может содержать только те счета, которые данная организация будет использовать в процессе учета. Это позволит вести учет средств и источников их формирования по основным счетам и обеспечит контроль наличия и сохранности имущества, выполнение обязательств, а также достоверность данных бухгалтерского учета.

На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов на одном синтетическом счете. Наглядно такое обобщение представим в виде таблицы:

Таблица 1

Обобщаемая информация

Синтетический счет

Счета, скоторых обобщается информация

Чем регламентируется

Производственные запасы

10 «Материалы»

07 «Оборудование к установке»

10 «Материалы»

11 «Животные на выращивании и откорме»

12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 №64H «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (раздел 2 и3).

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

20 «Основное производство»

20 «Основное производство»

21 «Полуфабрикаты собственного производства»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

30 «Некапитальные работы»

44 «Издержки обращения»

Готовая продукция

41 «Товары»

40 «Готовая продукция»

41 «Товары»

Реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества

46 «Реализация»

45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,

47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» 48 «Реализация прочих активов»

Дебиторская и кредиторская задолженности

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

61 «Расчеты по авансам выданным»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

63 «Расчеты по претензиям», 64 «Расчеты по авансам полученным»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

75 «Расчеты с учредителями»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом», 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты

Учет денежных средств в банках

51 «Расчетные счета»

51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

55 «Специальные счета в банках»

57 «переводы в пути»

Пункт 6 ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106H

Учет капитала

80 «Уставный капитал»

80 «Уставный капитал»

82 «Резервный капитал»

83 «Добавочный капитал»

Учет финансовых результатов

99 «Прибыли и убытки»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «прибыли и убытки»

Однако универсального рабочего плана счетов не существует, поскольку малые предприятия осуществляют разнообразную хозяйственную деятельность. Например, предприятие по производству продукции будет иметь большее число хозяйственных событий, а значит, будет применять больше бухгалтерских счетов, чем торговое предприятие.

Применяя рабочий план счетов, малым предприятия следует в общеустановленном порядке руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94H с учетом особенностей, применимым к малым предприятиям.

Весь бухгалтерский учет на малых предприятиях можно систематизировать следующим образом:

− первичные документы;

− бухгалтерский учет;

− отчетность.

Первичная документация является фундаментом всего бухгалтерского учета, в том числе и на малых предприятиях, поэтому следует особо внимательно относиться к их заполнению, а также следить за правильностью обработки.

На основе первичных документов происходит письменное свидетельство совершения определенной хозяйственной операции. К основным первичным документам, с точки зрения бухгалтерии, можно отнести:

  1. Первичные документы, подтверждающие факт реализации/покупки товаров, работ, услуг. К документам по реализации относят — выписанные накладные на товары и материалы, акты выполненных работ, счета-фактуры продаж, книга продаж. К документам по покупкам относят — полученные накладные на товары и материалы, акты выполненных работ, счета-фактуры покупок, книга покупок

Организуя бухгалтерский учет на малом предприятии, целесообразно создать папку «Продажи» и папку «Покупки», в которые будут подшиты счета-фактуры вместе с накладными и актами выполненных работ по реализации и по покупке соответственно.

Обработку первичных документов по продажам и покупкам можно разделить на два этапа:

− на первом этапе обработки первичных документов по продажам и покупкам бухгалтеру необходимо просто подшить счета-фактуры вместе с накладными и актами выполненных работ в папку в соответствующие папки. Причем, каждому полученному счету-фактуре необходимо обязательно присвоить входящий номер. Затем следует подвести итоги за месяц по соответствующим операциям покупок и продаж.

− на втором этапе обработки первичной документации, необходимо сформировать «Книгу продаж», записав в нее все выписанные за месяц счета-фактуры и «Книгу покупок», записав в нее все оприходованные за месяц счета-фактуры.

Книгу покупок, книгу продаж, журналы учета счетов фактур необходимо формировать в специальных бухгалтерских программах в электронном виде.

  1. Первичные документы, отражающие факт поступления и расходования наличных денежных средств из кассы организации. Через кассу организации проходят все платежи за наличные, которые учитываются такими кассовыми документами как: приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, платежные ведомости по заработной плате и т. д. Бухгалтеру малого предприятия целесообразно завести папку «Касса». В конце дня все приходные и расходные кассовые ордера заносятся в кассовую книгу, которую обязательно вести в двух экземплярах. Первым экземпляров будет сама кассовая книга, вторым — кассовые документы, которые состоят из листов кассовой книги с подшитыми к ним расходными и приходными документами.
  2. Первичные документы, отражающие факт безналичных платежей через расчетный счет, открытый в банке. Бухгалтеру целесообразно создать папку «Банк», в которую банковские выписки будут подшиваться вместе с платежными документами. Выписки предварительно лучше пронумеровать. В папке «Банк» будут находится следующие документы — платежные поручения и оригиналы счетов на оплату, выписки банка за определенный период, переписка с банком (при наличии таковой).
  3. Первичные документы, отражающие факты начисления и выплаты заработной платы работникам организации. Заработная плата и аванс работникам выдаются в установленные организацией дни. Расчет заработной платы осуществляется в расчетно–платежной ведомости. Бухгалтеру нужно создать папку «Заработная плата», в которой будут находится следующие документы: расчетно-платежные ведомости, заявления на вычеты и налоговые карточки работников.

После систематизации и обработки первичных документов операции заносятся в журнал хозяйственных операций — сводный учетный регистр, который позволяет проследить за всеми хозяйственными операциями, проводимыми в организации. В нем в хронологическом порядке отражаются все финансово-хозяйственные события в организации, а также происходит их определение бухгалтерскими проводками. Каждая запись сопровождается проводкой и суммой операции. По каждому счету в журнале хозяйственных операций необходимо определить итоговые суммы (обороты) за месяц: сначала по дебету, затем по кредиту. Это необходимо для дальнейшего расчета оборотно-сальдовой ведомости.

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой список оборотов и остатков по счетам за выбранный период времени. Для расчета оборотно-сальдовой ведомости необходимо:

− занести остатки по всем счетам на начало месяца.

− определить итоговые суммы (т. е. обороты) за месяц по каждому счету (из журнала хозяйственных операций).

− определить остатки (сальдо) по каждому счету на конец месяца.

Оборотно-сальдовую ведомость можно назвать «внутренним отчетом», который необходим бухгалтеру для собственных нужд, а также дальнейшего заполнения «внешних отчетов» — официальных отчетов организации.

На основе полученных результатов в журнале хозяйственных операций и оборотно-сальдовой ведомости бухгалтер малого предприятия уже может сформировать баланс и отчет о финансовых результатах, которые являются главными «внешними отчетами» организации.

Малые предприятия составляют и предоставляют бухгалтерскую отчетность в порядке, определенном ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утверждена приказом Минфина России от 06.07.99 № 43H).

Составлять формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут на основании регистров бухгалтерского учета для малых предприятий. Сальдо по счетам (для составления баланса) необходимо брать из оборотно-сальдовых ведомостей. При этом следует обратить внимание, что при составлении отчетности необходимо сложить соответствующие значения из всех ведомостей, которые были составлены в течение отчетного периода.

Таким образом, четко построенная система учета на малых предприятиях, основанная на рациональной учетной политики и систематизации бухгалтерских процессов, позволит предприятию достичь максимально рациональной организации учета и более эффективного управления предприятием.

Литература:

  1. Беликова Т. Н. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. 2-е изд. — СПб. Питер, 2016. – 288 с.
  2. Беликова Т. Н., Минаева Л. Н. «Все о счетах бухгалтерского учета» 3-е изд. — Питер, 2015. – 160 с.
  3. Гартвич А. В. Задачи современного бухгалтера и их решение в «1С: Бухгалтерии 8.3». — СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 288 с. ил.
  4. Касьянова Г. Ю. Малый бизнес — малый учет. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: АБАК, 2014. – 112 с.
  5. Учет — 2016: бухгалтерский и налоговый/Г. Ю. Касьянова. — М.: АБАК, 2016. – 960 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерского учета, счетов бухгалтерского учета, малых предприятиях, Плана счетов бухгалтерского, приказом Минфина России, хозяйственных операций, Первичные документы, Организация бухгалтерского учета, первичных документов, типового Плана счетов, рабочий план счетов, малые предприятия, оборотно-сальдовой ведомости, журнале хозяйственных операций, малым предприятиям, кассовые ордера, расходные кассовые ордера, расчета оборотно-сальдовой ведомости, учетной политики, бухгалтерского учета малым.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос