Библиографическое описание:

Зайцев А. Г., Ткачук В. А., Ткачук А. А. Валеологическое образование как фактор роста профессионального долголетия персонала // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 965-966.

Статья посвящена обоснованию необходимости внедрения валеологической парадигмы образования, как фактора роста профессионального долголетия персонала в современных условиях повсеместной глобализации.

Ключевые слова: валеология, здоровье, персонал, гигиена, психика, образование.

По данным социально-демографических, психологических, медицинских и валеологических исследований, состояние здоровья населения России неуклонно ухудшается. Понятно, что это отрицательно сказывается на качестве профессиональной деятельности и профессиональном долголетии персонала. Одной из основных причин сложившегося положения является то, что у людей не сформирована устойчивая установка на здоровый образ жизни и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье. В результате большинство из них не соблюдает в полной мере элементарных правил гигиены, не занимается систематически закаливанием и физическими упражнениями, не бережет и не укрепляет должным образом свою психику, курит и употребляет алкоголь [1; 4; 8; 12; 14].

Понятно, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, для этого необходимо определенное педагогическое воздействие. Опыт показывает, что обучение в форме традиционного просвещения (информирования о негативных тенденциях в здоровье, вреде курения, алкоголя, наркотиков и т. д.) не приводит к радикальному изменению образа жизни людей в лучшую сторону. Следовательно, необходимо искать новые способы педагогического воздействия на сознание (или подсознание) людей, способные обеспечить создание у них мотивационного отношения к своему организму, психике и половому статусу, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни, оптимизацию их профессиональной деятельности и в целом жизнедеятельности, в конечном итоге — улучшение здоровья [2; 6; 10; 11; 13].

В основу концепции валеологического образования персонала положена идея потребностно-информационного подхода к воспитанию, согласно которой у взрослого человека доминирующими являются социальные потребности в самосовершенствовании и самоопределении, а также дополнительные потребности в саморегуляции деятельности и креативности. Соответственно, содержание образовательной программы по валеологии и методику преподавания следует строить с учетом указанных потребностей [3; 5; 7; 9].

Основными средствами удовлетворения доминирующих потребностей взрослого человека в процессе валеологического образования могут служить: валеологический анализ собственной профессиональной деятельности и семейной жизни; актуальная информация, касающаяся валеологического обеспечения профессиональной деятельности и семейной жизни; творческие задания, связанные с выбором средств оптимизации своей профессиональной деятельности и семейной жизни; объективные и субъективные методы оценки эффективности собственной деятельности по оптимизации своего образа жизни и укреплению здоровья [8; 11].

Литература:

1.                      Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

2.                      Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

3.                      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

4.                      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

5.                      Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

6.                      Сорокина, Л.А Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

7.                      Сорокина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                      Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

9.                      Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

10.                  Сорокина, Л.А.. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

11.                  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

12.                  Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

13.                  Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша,. 2009. с. 120–123.

14.                  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle