Библиографическое описание:

Михайлова С. В., Норкина Е. И., Тремаскина Ю., Борзенко Д. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 64-65.

В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.

 

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье в наибольшей степени зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья яв­ляется здоровый образ жизни (ЗОЖ) [1]. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедея­тельности человека, укрепляющие и совершенствующие адапта­ционные (приспособительные) и резервные возможности организ­ма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профес­сиональных функций [2].

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. прави­ла поведения, которым следует индивид. Различают биологи­ческие и социальные принципы, на основе которых формиру­ется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энерге­тически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социаль­ные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным, волевым, самоограничительным [3]. В основу данной классификации положен принцип един­ства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности чело­века на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов, среди которых наиболее важны:

- культивация положительных эмоций, способствующих психи­ческому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятель­ности и здоровья;

- оптимальная двигательная активность — ведущий врож­денный механизм биопрогресса и здоровья;

- рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

- ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

- эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человече­ской сущности;

- отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, та­бакокурение ит.п.) - решающий фактор сохранения здоровья [4].

Анализ структуры заболеваемости студентов Арзамасского филиала ННГУ убедительно показывает, что острой необходимостью является воспитание у молодых людей культуры здоровья. Реализация здоровьесберегающих форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента, здо­ровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет цен­ности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следова­тельно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каж­дого студента. Его следует начинать с воспитания мотивации здо­ровья и ЗОЖ, т.к. эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация - будет и соответствующее поведение [5].

Мониторинг состояния здоровья, направленный на наблюдение, самоанализ, самооценку и прогноз состояния физического здоровья и физического развития студентов Арзамасского филиала ННГУ, проводимый сотрудниками лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования», позволяет своевременно выявить проблемы в здоровье и отклонения в развитии, а также разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья молодежи.

 

Литература:

1.      Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.

2.Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях / В.А.Басуров, Е.А.Калюжный, Н.В.Жулин [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 7. – С.3.

3.Калюжный, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.13.00. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.

4.Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания Калюжный Е.А. [и др.]. - Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.

5.Функциональные характеристики современных студентов / В.Ю.Маслова Е.А.Калюжный, М.Маслова [и др.] // Исследования в области естественных наук. – Июнь 2014. - № 6

Основные термины (генерируются автоматически): образ жизни, здоровый образ жизни, образ жизни должен, образа жизни, Арзамасского филиала ННГУ, культуры здоровья, студентов Арзамасского филиала, физического здоровья, Здоровый образ жизни, студентов культуры здоровья, форм поведения, ритмический образ жизни, состояния физического здоровья, физического здоровья учащихся, фактор сохранения здоровья, приоритет цен­ности здоровья, Мониторинг состояния здоровья, людей культуры здоровья, феномен «здоровый образ, укрепления здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос