Библиографическое описание:

Жумашева Т. С., Ошакпаева С. К. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 958-962.

This article tells about formation of the communicative competence at pedagogical college learners.

Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на период с 2010–2020 годы предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее конечный результат [1, с 26].

Качество образования определяется сегодня не уровнем полученных знаний, а компетентностью в различных сферах жизнедеятельности, устойчивой мотивацией к обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному росту. Профессиональные образовательные стандарты включают в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целостного педагогического процесса, но и ориентированы на становление личности и включают такие личностные характеристики как умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Речевая деятельность при усвоении знаний помогает учащимся оценивать себя с точки зрения партнеров по общению, т. е. правильности, точности, ясности и понятности речи для окружающих. Более того, современное демократическое общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы уже на первых ступенях образовательного процесса. Также одним из важнейших принципов организации учебного процесса в образовательных учреждениях является реализация идеи коммуникативно-деятельностного подхода, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении. Для того чтобы участвовать в обсуждениях поставленной проблемы учащимся необходимо обладать рядом интеллектуальных качеств: иметь большой словарный запас, читать с высоким уровнем понимания, правильно формулировать и решать проблемы, уметь думать, прежде, чем совершить действие, проявлять интерес к окружающему миру, чувствительность к потребностям других людей и честность по отношению к другим и самому себе [2,с.136].

В настоящее время коммуникативную компетентность рассматривают как одну из ключевых в процессе всестороннего формирования и развития личности. Во-первых, она влияет на учебную успешность: в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками происходит обмен информации, которую впоследствии учащиеся использует для построения логически правильного ответа на вопрос или выполнение задания. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации учащегося к обучению в колледже, в частности его эмоциональное благополучие в группе. Как известно, адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Учащийся должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (профессиональному обучению в стенах колледжа), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с сокурсниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, включающего [2,с.191]:

-          уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»;

-          способность устанавливать контакт;

-          способность слушать и слышать;

-          эмпатия (чувство сопереживания);

-          искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения:

-          способность адекватно выражать собственную позицию;

-          коммуникативная гибкость и конструктивность;

-          готовность разрешать межличностные проблемы;

-          способность работать в команде;

-          владение коммуникативными умениями и навыками.

Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и поведенческих характеристик личности, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре выделяют следующие компоненты [3, c.19]:

-          когнитивный, который образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

-          ценностно-смысловой характеризует ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Формирование нравственных ценностей, таких как самоуважения, уважения мнения другого человека не только облегчает, «разрешает» общение, но и делает его впоследствии более этичным.

-          личностный образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации (застенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, либо наоборот уверенность, оптимизм, доброжелательности и уважении к людям).

-          эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.

-          поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамичного общества — методологическая и теоретическая проблема средне профессионального образования. Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш взгляд, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главной составляющей которой, является вербальное общение (коммуникация). В общении передаются идеи, факты, представления, а также ценностные отношения, интересы, настроение, чувства. В общении осуществляются рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие педагога и учащихся, выявляется и формируется общность взглядов, мыслей, настроений. В общении достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение знаний, опыта, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон личности, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.

Взаимопонимание участников общения имеет большое значение. Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Одним из основных секретов эффективного общения является умение «правильно» слушать собеседника. «Секрет влияния на людей — не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем» — писал Дейл Карнеги. Все дело в том, что слушание — это не только и не столько молчание, а процесс более сложный активный, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает взаимопонимание, которое делает эффективным любое общение [4, с77]. В любом общении важным является момент обратной связи, благодаря которому собеседник чувствует, что он говорит с живым человеком, а не в пустоту, и к тому же узнает, как именно его услышали и поняли. Причем в любом высказывании (сообщении) существует два уровня: информационный и эмоциональный. Следовательно, обратная связь может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

В педагогической практике эффективно используют три разработанных технологии слушания [5, с.87]:

-          активное слушание, в котором на первый план выступает отражение информации;

-          пассивное (нерефлексивное) слушание, которое не сопровождается анализом, рефлексией дает собеседнику возможность высказаться;

-          эмпатическое слушание, которое подразумевает постоянное отражение чувств собеседника.

Для учащихся педагогического колледжа, важно непросто общения, а формирование педагогического общения. Педагогическое общение формирует и передает социальные установки, формирует образ жизни. Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать:

-          закономерности общения;

-          структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения;

-          методики изучения общения и межличностных отношений;

-          основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.

В структуру педагогического общения включаются функции, феномены и закономерности процесса общения. Различают три основных функции общения [6]:

-          информационная функция (получение и передача информации в общении с целью возможности овладеть опытом, накопленным человечеством);

-          перцептивная функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности и значимости его для данного человека);

-          интерактивная функция (с помощью общения происходит взаимодействие).

В педагогическом общении важно не только умение выслушать, но и умение построить свою речь так, чтобы легче быть понятым слушателями, не провоцировать собеседника на негативное отношение к себе и к тому, что говоришь. Общение принесет положительные результаты, если партнеры настроены на одну волну. Для этого желательно определить и учитывать индивидуальные особенности собеседника, а также существующие правила общения.

Переход к гуманистической, межличностно -ориентированной педагогике предъявляет огромные требования к организации процесса общения педагога с учащимися. Такими требованиями могут быть доверительность, диалогичность, психологический контакт, взаимопонимание и взаимоуважение, способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию, сотрудничеству. Следовательно, процесс овладения педагогическим общением требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного потенциала от будущего специалиста.

Коммуникация есть общественно и исторически детерминированное социальное поведение, реализующееся в речевых действиях и служащее целям взаимного понимания и взаимодействия. Владеть языком — значит пользоваться русской речью для достижение этого взаимопонимания путем хранения, передачи и преобразования социальной информации вербальными средствами. Человек не говорит для того, чтобы говорить: речь большей частью служит таким же средством, способом достижения какого-то неречевого результата, как и любая предметная деятельность. Речевые акты всегда служили и служат «вспомогательным средством» в процессе труда, в познании окружающей действительности, в общественной деятельности [7, с3].

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа, которым так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия.

Учеными-педагогами Кобером И. Х., Маркиной Т. А., выделены такие необходимые будущему педагогу коммуникативные умения, как умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с родителями, предвидеть и предотвращать конфликты с учащимися. Кроме этих умений исследователи выделяют группу, так называемых, информационных умений (то есть умений владения устной речью как средством передачи информации), в число которых входят умение четко объясняться, говорить доступным понятным языком, доходчиво передавать научные факты и методические указания, а также умение выступить с докладом по возникающим проблемам перед родителями, перед коллегами, в печати, умение провести беседу со школьниками, по месту жительства. С точки зрения филолога, дифференциация умений выступить с докладом перед коллегами и перед родителями, умений провести беседу по месту жительства и со школьниками на разные умения абсолютно неправомерна, так как за всем этим кроется лишь владение литературным языком с пониманием стилистических и методических различий в подборе и организации информационного материала. Не очень понятно выделение таких умений, как умения четко изъясняться, говорить доступным языком и др., так как это достигается опять-таки владением орфоэпическими, грамматическими и синтаксическими нормами литературного языка, то есть сформированностью языковой компетенции. Не очень логично, с нашей точки зрения, и деление умений, связанных с общением, на коммуникативные и информационные, так как информационные умения тоже являются частью процесса коммуникации, а передача информации — лишь цель и результат коммуникативных речевых умений [8, с77]. Таким образом, правомерно будет выделять в числе коммуникативных умений речевые, подчеркивая тем самым их взаимосвязанность.

Виды речевой педагогической деятельности, которыми должны владеть выпускники педагогического колледжа:

-                   речевое управление интеллектуальной деятельностью учащихся;

-                   стимулирующая речевая деятельность (мотивация, привлечение внимания, постановка задачи, конечной цели)

-                   организующая речевая деятельность (управление всей деятельностью учащихся, управление учебным процессом и процессом общения);

-                   контролирующая деятельность (так называемая, обратная связь).

Безусловно, для овладения данными видами речевой педагогической деятельности учащимся необходима вполне сформированная языковая компетенция, то есть знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования. Это необходимое условие владения языком, предпосылка, которая не может быть использована, если не сформирована.

При сформированной языковой компетенции можно говорить о формировании коммуникативных умений, особенно в учебно-профессиональной сфере общения, так как именно общение в данной сфере становится серьезной проблемой для учащихся с момента обучения в колледже. Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что у будущих специалистов не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Большинство абитуриентов не владеют умениями, столь необходимыми для обучения в колледже: они не умеют структурно-композиционно строить как письменное, так и устное монологическое высказывание, затрудняются сформулировать дефиницию понятия, не владеют достаточной аргументацией суждений, имеют крайне бедный словарный запас.

Учащиеся первого курса не умеют высказывать свои мысли, вести дискуссию, логически перерабатывать информацию, не знакомы с проблемным методом изложения материала, то есть не умеют вступать в коммуникацию в необходимых им сферах общения. Ученики, пришедшие со школьной скамьи, привыкли к описательному изложению информации в учебниках, на занятиях и к воспроизведению данной информации, то есть к детальному пересказу — таковы результаты применения в большинстве случаев объяснительно-иллюстративного метода обучения на всех ступенях системы образования.

В последние десятилетия в центре внимания методики преподавания языка стоят вопросы обучения учащихся педагогического колледжа научному стилю речи и языку специальности как подъязыкам общелитературного языка, необходимого для овладения профессией. Обучение научной речи не является изолированным участком общего процесса обучения языку. С одной стороны, поскольку научный стиль — это система речевая, «имеющая нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющиеся задачами общения в соответствующей сфере», овладение научной речью способствует усвоению общеязыковых закономерностей. С другой стороны, возрастающая роль научного стиля в речевой жизни современного общества оказывает значительное влияние на развитие языка в целом. При непосредственном речевом общении на научные темы говорящему приходится пользоваться различными вариантами монологической речи: как с ее «крайним случаем» (длительное одностороннее высказывание: лекция, доклад, устный реферат, выступление на собрании, защита курсовой работы и др.), так и в случае монологического высказывания в диалогическом общении, то есть когда «диалог становится обменом монологами» (профессиональная беседа, консультация, дискуссия, различные деловые и личные переговоры и др.) Кроме того, учащиеся должны владеть письменными жанрами научного стиля, такими, как аннотация, реферат, резюме текстов.

Для построения речевого сообщения необходимо уметь: а) выбирать соответствующий коммуникативному намерению способ передачи информации (описание, повествование, рассуждение, доказательство); б) определять программу высказывания и реализовывать ее в адекватной языковой форме; в) объединять отдельные коммуникативно и формально завершенные фразы в структурно и семантически цельный текст.

В результате обучения научной речи учащиеся должны овладеть следующими умениями:

-          кратко формулировать свои мысли по затронутому вопросу или проблеме;

-          дать критическую оценку прослушанному сообщению на научные темы;

-          принимать участие в дискуссии по докладу или сообщению;

-          продуцировать устно и письменно типовые научные тексты.

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения учащиеся включаются в педагогическую практику, содержание которой тесно связано с теорией и способствует формированию коммуникативных умений.

Литература:

1.                 Государственная программа развития образования РК (2010–2020 годы.- А., 2010)

2.                 Дахин А. Компетенция и компетентность: //Народное образование.-2004.-№ 4.-с.136

3.                 Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя //Педагогические технологии.-2008.-№ 2.-с.19

4.                 Жамбеева З. З. Индивидуальные различия в коммуникативных способностях. //Психологическая наука и образование.-2007.-№ 4.-с.77

5.                 Зарецка И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. — М: Сентябрь, 2002.-160с.

6.                 Иванов Д. А. Компетенции учителя.- М: Чистые пруды, 2008.-32с.

7.                 Игнатьева С. Коммуникативная культура будущих учителей как условие становления профессиональной компетентности.- 2006.-№ 6.-с.3

8.                 Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности //Психологическая наука и образование.-2007.-№ 3.-с.77

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle