Библиографическое описание:

Пухова Л. Р. Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1075-1077.

Для современного образовательного пространства характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в таких официальных документах по образованию как Закон Российской Федерации «Об образовании» [5], «Федеральная программа развития образования» [6]. В этих документах, в частности, ставятся задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России [1; 91]. Современная философия образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывает всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место, среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота.

Реализация национального своеобразия воспитания, на фоне воспитания культуры межнационального общения, толерантности, патриотизма и интернационализма в современных условиях становится первостепенной задачей семьи, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений.

Воспитание подрастающего поколения — конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения к традициям и обычаям своего народа, любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.

Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях необходимого прожиточного минимума, — всё это, мягко говоря, снижает эффективность семейного воспитания.

Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи.

Имеются исследования различных аспектов работы школы и семьи. Раскрыта роль семьи и других общественных институтов в процессе социализации молодежи (А. Ю. Белогуров, С. Г. Ваниева, Б. А. Тахохов, Е. Е. Хатаев и др.).

Очень важно вести совместную работу семьи и школы по созданию оптимальных условий для социализации подрастающего поколения. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л. Н. Толстой, И. П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом [2; 91].

В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в связи с научно-техническим прогрессом необходимость в физических усилиях человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей.

Недостаточность занятий спортом в России привела к высокой детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых — с правильным телосложением, с соответствием роста и веса — было всего 8,5 % всех школьников с I по XI классы. У 40–45 % школьников отмечались отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. 25–35 % имели хронические заболевания. Наконец, лишь 12–15 % юношей могли быть признаны абсолютно годными для службы в армии [3].

В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а картина мира не будет полной без понимания сути здоровья человека, которая исходит из сущности самого человека как биопсихосоциального существа. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура охватывает всю совокупность проявлений социальной жизни индивидов и социума. Она может рассматриваться и с позиций человеческой активности, раскрываясь в материальной и духовной плоскостях.

В российской педагогической науке в последнее десятилетие активизировался поиск оптимальных путей формирования и развития в культуры здоровья, через приобщение молодых людей к этнокультуре [4].

Исходя из этого, мы пришли к следующему заключению: формирование культуры здоровья школьников невозможно без учета особенностей национальных традиций, существующих у народов Северо-Кавказского региона. Они всегда настраивали людей на здоровый образ жизни и гармоничное функционирование в социуме, в природе.

На наш взгляд, усвоение национальных традиций и норм, их валеологическое осмысление являются наиболее целесообразными в создании стойкой внутренней мотивации на сохранение здоровья.

Анализируя культурные, социальные и педагогические традиции осетин мы выявили целесообразность их использования в формировании и развитии культуры здоровья школьников в условиях образовательного пространства школ Республики Северная Осетия-Алания.

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в физическом и умственном воспитании наряду с осуществлением физического и умственного развития призвано развивать у учащихся потребности и интерес к занятиям физической культурой и спортом способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья.

Существенным компонентом содержания физического и умственного воспитания является обогащение учащихся системой знаний об особенностях физического воспитания, отраженных в эпосе и о ритуальных празднествах, устраиваемых нартам. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах воздействия физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.

Все эти содержательные компоненты физического и умственного воспитания находят свою конкретизацию в программах учебных занятий по физической культуре, родному языку, истории, и др. предметах, а также в организации внеклассной работы с учащимися.

Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая самое серьезное внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интересов, а также на придание обучению проблемного характера используя материал нартовского эпоса, практикуя различные виды работы с текстами сказаний, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т. д.

Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведении различных внеурочных мероприятий — бесед, утренников, кружковых занятий, диспутов,читательских конференций и т. д. на нравственные, эстетические и спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.

Мощным фактором в физическом и умственном воспитании подрастающего поколения являются общественные организации. Деятельность этих организаций сориентирована на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности; ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.

Республиканский Стыр Ныхас оказывает огромное воздействие на формирование физической и духовной культуры подрастающего поколения, используя богатый педагогический арсенал народной мудрости. Им созданы в школах республики школьные «Ныхас-ы». Целями и задачами самоуправления учащихся являются:

-          становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

-          приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;

-          создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.

Функциями ученического самоуправления являются: определение перспектив развития и основных направлений школьной жизни, анализ работы совета и различных объединений.

Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеет деятельность детских объединений («Молодая Гвардия», «Молодежное Единство», «Молодежная правозащитная группа», «Харон», интеллектуальный клуб «Альбус» и др.) Среди многих решаемых задач они способствуют физическому и умственному развитию подрастающего поколения, основанных на народных традициях, формированию национального самосознания.

Формирование национального самосознания подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки, призванной выявлять сущность педагогических явлений и процессов, в первую очередь, этнопедагогических; способствовать раскрытию закономерностей, механизмов и специфики их протекания. Реализация национального своеобразия воспитания, на фоне воспитания культуры межнационального общения, толерантности, патриотизма и интернационализма, развитие физической и умственной культуры средствами народной педагогики в современных условиях становится первостепенной задачей воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений.

Таким образом, в современной воспитательной практике раскрытие исторического характера системы физического и умственного воспитания осетин, отраженного в нартовском эпосе, с его национальными особенностями, изучение средств и методов народного воспитания помогут решить проблему массового охвата занятиями спортом современной молодежи. А также будут способствовать совершенствованию форм и методов физического и умственного воспитания школьников в условиях образовательного пространства школ Республики Северная Осетия-Алания.

Литература:

1.                 Кочеткова С. В. Программа создания системы военно-патриотического воспитания//Детство.-2008.-№ 3–4

2.                 Лихачев Д. С. Земля родная. М.,1983

3.                 Мазыкина Н., Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков//Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 13–17

4.                 Трубецкой Е. Н. Избранное, М., 1995, с.268–269

5.                 Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/edu/

6.                 Федеральная программа развития образования http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm

7.                 Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskiy-potentsial-russkoy-narodnoy-krestyanskoy-kultury-kak-osnova-formirovaniya-etnicheskoy-identichnosti-u-sta#ixzz2xXsAaWlG

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle