Библиографическое описание:

Пухова Л. Р. Нартовский эпос осетин об уме, умственном воспитании и обучении // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 144-147.

Народы Северного Кавказа еще с древнейших времен высоко ценили в человеке ум, мудрость, знания и ставили их на первое место в воспитании подрастающих поколений. Они прекрасно понимали, что знания – важнейшая составная часть культуры, которая определяет, в конечном счете, положение и силу человека в обществе. Эта мысль находит свое отражение в народных изречениях: «Ум – богатство» (каб.); «Не завидуй богатству человека, а завидуй его уму» (осет.); «Потерявшему богатство – посочувствуй, потерявшего разум – оплакивай» (черк.) [5, с.167].

«Человеческий ум, писал Я. А. Коменский, отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну, что он пытается исследовать даже непостижимое» [3, с.162]. С этим народная педагогика согласна. «Для человека нет ничего непостижимого», – говорит адыгская пословица; «Ум любит простор», – говорит соответствующее ей русское изречение, «Не тот много знает, кто много жил, а тот, кто много учился» (белоруск.) [5, с.101] – утверждают, что знания развивают познавательные способности человека. Мысли, выраженные этими пословицами, перекликаются с требованиями Я. А. Коменского, выраженными в латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать». Я. А. Коменский дальше объясняет, что «спрашивать – это значит обращаться за советом по поводу неизвестной вещи к учителю, к товарищу или к книге» [3, с.362 ].

Подчеркивая важное значение ума и умственных способностей в жизни человека, народная осетинская педагогика считает основой для его развития знания, приобретаемые в процессе жизни и обучения. Без знаний не может быть ни человека, ни его ума; знание является основанием человеческого существования, наличия его культуры. Но ум – нечто большее, чем обыкновенное знание. Это способность человеческого сознания корректно понимать и толковать знания сообразно любым обстоятельствам.

В содержании умственного воспитания устное народное творчество занимало ведущее место не только как народная копилка знаний об окружающем мире, но и как самостоятельный объект изучения, приобщающий детей к духовным богатствам народа.

Изучение и анализ фольклорных произведений показывает, что в содержание умственного воспитания горцев включались как общеобразовательные, так и профессиональные знания. К ним следует отнести овладение историческими, метеорологическими, медицинскими и прочими специальными знаниями и ремеслами [8, с.79]. Исторические знания дети получали в процессе изучения сказаний, легенд, преданий, историко-героических песен и, конечно же, героического эпоса «Нарты», имеющего не только мифологическую, но и историческую основу, – отмечает профессор Е. Е. Хатаев [9, с.52].

Наряду с историческими знаниями, основанными на фольклорных произведениях, дети получали географические и этнографические сведения о названии рек, озер, гор, селений, географическом положении Осетии. В нартовском эпосе упоминается Черное море (Сау денджыз): на дне моря жили братья Донбеттры и их красавица–сестра Дзерасса; Урызмаг ведет нартов вдоль Белого и Черного морей [4, с.41]. Весьма часто упоминается Гумское ущелье (Гумская долина) – географическое название сходное с такими, как Гума, Гумста в центральной Абхазии и на Северной Кавказе (река, Кума), степь Зилахарская и мн. др.

В нартовских сказаниях широко представлены такие умственные качества личности, как сообразительность, гибкость и последовательность ума, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях и др.

Многие трудные обстоятельства, в которые попадают герои нартовских сказаний, требуют от них быстроты мышления, оригинальных решений. Для примера можно сослаться на разные варианты сказания о борьбе с одноглазым великаном: «Нарт Бадыноко и великан» (черк.), «Уырызмаг и кривой уаиг» (осет.) и др. Оказавшись в безвыходном положении в пещере у одноглазого людоеда, герой произведения Урызмаг выколов глаз чудовища и одев шкуру зарезанного ночью вожака стада Бодзо, выбирается из пещеры.

В материалах эпоса немало таких ситуаций, когда поставленные перед персонажами задачи решаются с использованием их прошлого опыта, а также ситуации, когда имеющийся опыт приходит в столкновении с требованиями задачи. В ряде сказаний народ показывает, что ум человека должен проявляться в способности переноса приобретенных знаний в новые ситуации. В сказании «Собрание нартов или кто из нартов самый лучший», Батрадза выбирают самым умным и доблестным среди нартов. Решив проверить его, нарты решили испытать его доблести. Как-то, возвращаясь с похода, напали на него сто всадников. Когда кинулись они на Батрадза, он повернул коня, как-будто спасаясь бегством. И, когда они растянулись нитью по дороге, повернув коня, Батрадз одолевает их одного за другим. Позже, он делиться с нартами, что отваге и сообразительности он научился у своей собаки, которая таким образом расправилась со стаей чужих разъяренных псов [4, с.356].

Герои нартовских сказаний отличаются способностью более точно познать предметы и явления объективного мира и, на этой основе, находить, способы решения вставших перед ними проблем. Из всего этого вытекает вывод о том, что в народной педагогике ум понимается как способность к познанию объективной действительности. И что эта способность у разных людей разная, она зависит от различных факторов, в том числе и от познавательной деятельности самого человека, от богатства его знаний.

В проанализированных сказаниях мы наблюдаем, «что человек рождается способным к приобретению знаний, к постижению закономерностей объективного мира, но самого знания природа ему не дала; знания приобретаются с помощью учения и деятельности» [1, с.164]. Развитие умственных способностей человека народ связывает с тем, что он наблюдал, с чем сталкивался, испытал и пережил в жизни. Такой взгляд народа на источники познания нельзя не признать близким к материалистическому сенсуализму, который рассматривает ощущение как отражение объективной реальности.

Эти идеи отразились и в сказании «Урызмаг и трое испытующих», в котором говорится, как Урызмаг, будучи наблюдательным человеком, судя по небольшим монологам каждого из гостей, определил сущность каждого. Присутствующие были поражены необыкновенной догадливостью братьев. Такая сообразительность Урызмага является результатом его жизни и деятельности, его прошлого опыта.

Мы позволим себе сказать, что мысль, отразившаяся в этом сказании, перекликается с теми, которые высказал С. Л. Рубинштейн: «Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными данными, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке, входят как «строительный материал« в построение его способностей. Эти последние образуют собой сплав исходных природных данных человека, откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом: создавая что-либо значительное, человек и сам растет; в творческих, доблестных делах человека – важнейший источник его роста, Способности человека это снаряжение, которое выковывается не без его участия [6, с.306]. Эта мысль идентична с утверждением древнеримского педагога Марка Фабия Квинтилиана: «Я согласен что один имеет более ума, чем другой; но это доказывает только, что один может сделать более чем другой; однако не найдешь никого, кто бы, опираясь на прилежание не мог преуспеть в чем-либо» [2, с.410]. Таким своим положением народная педагогика внушает человеку веру в свои силы, подчеркивает значение его познавательной активности в умственном развитии.

Герои-нарты умны. Мудр глава нартов Урызмаг. Славу им всем приносят их доблесть и сила в сочетании с умом. Во всех циклах эпоса наблюдаются свидетельства ума и находчивости главной героини Сатаны. С ее умом и остроумием мог бы тягаться разве только Сырдон, но и он часто пасует пред умом Сатаны. Сатана спасает жизнь, как отдельным героям, так и целому нартовскому народу. Только с помощью сообразительности Сатаны освобождается из плена у заклятого заморского врага нартов старый Урызмаг. В сказании «Хамыц и Уырызмаг» весь сюжет представляет собой определенную цепь остроумных находок Сатаны, которые приводят к победе нартов над их врагами чинтами.

Одной из самых блестящих иллюстраций той роли, которую играет Сатана в эпосе является сказание «О последнем балце Урызмага». Последний балц Урызмага – это последний его подвиг за нартов, это последняя услуга Сатаны Урызмагу и одна из бесконечных нартам. «К вечеру стала клониться жизнь Урызмага, стало грустно ему, и спросила его Сатана: «Что с тобой, мой старый властелин (моей) головы. У нас нет горя, нет нужды, мы не нуждаемся в помощи, так о чем же печаль твоя? Может ты у меня смерти испугался? В жизни твоей не было такого, кого ты не победил, тебя никто не осилил, ты не обижен был радостями жизни, смерть – в порядке вещей и ее не надо бояться» [4, с.48]. В этих мудрых словах вся Сатана. Она одинакова мудра во всех национальных версиях.

Нарты – герои активного познавательного поиска. Они не ограничиваются созерцанием непонятных фактов и явлений. В эпосе часто ставятся вопросы: «что это такое?», «чем это вызвано?», «почему это так?». Активный познавательный поиск нартов, особенно ярко отражается в сказаниях «Сослан в стране мертвых» и «Сослан и гумский человек». Нартовский эпос пронизан ситуациями, требующими рассуждения, мыслительной активности, умственного поиска, смекалки. Красноречивое подкрепление этой мысли можно отыскать в сказаниях: «Последний поход Урузмага», «Ахсартаггата и Бората – кровники», «Как Сырдон обманул великанов» и др. В борьбе с врагами нарты нередко прибегают к хитрости, ибо предпочитают острый ум грубой физической силе. Так, Сослан, одержав победу над Мукара, с помощью разных приемов военной смекалки, говорит: «Конечно, сильнее тебя никого нет на этом свете, и я намного слабее тебя, но сила моя в уме».

Основной смысл своей военной мудрости нарты выразили устами народного любимца Батрадза: «Если хочешь победить врага – разъедини его, уничтожь его сплоченность и добьешься над ним победы».

Высоко ценили нарты веселую шутку, острый юмор и сатиру и поэтому создавали комические ситуации. Воплощением юмора и комизма в эпосе является Сырдон. Создатели Нартиады относят его к славным нартовским мужам не из-за его военной доблести, как должно вытекать из героического духа самого эпоса, а из-за того, что он «умен и ловок». Академик А. А. Шифнер характеризует Сырдона как хитрого и пронырливого человека и подчеркивает, что имя это стало нарицательным: «им награждают в Осетии хитрых и плутоватых людей» [7, с.83].

Важным достоинством нартов считается его красноречие. В сказании «Ахсартаггата и Бората – кровники» это качество выступает предметом состязаний. Идеалом мудрости и красноречия являются для нартов Урызмаг и Сатана.

Народ в умственном воспитании большое значение придавал условиям, стимулирующим познавательную активность человека. Об этом свидетельствуют описанные в эпосе проблемные ситуации, при которых необходимость решения возникших жизненных задач заставляет героев искать знания, обращаться за советами к знающим, опытным людям

Большую роль в умственном воспитании человека играет личный опыт. В нартовском эпосе высоко оценивается роль учителей-наставников как проводников влияния общества на молодое поколение. Благодаря мудрым наставлениям учителей, герои произведений добиваются поставленной цели, побеждают врагов и т.д. Например, в сказании «Сослан и Тотрадз» говорится, что в бою с Тотрадзом Сослан потерпел поражение, но благодаря наставлениям своей матери Сатаны, во втором сражении он одержал полную победу над своим врагом [4, с.158].

Умственное воспитание детей в обществе в прошлом осуществлялось в семье, в процессе труда с взрослыми, в общественных местах (на нихасе) под руководством старых людей, умудренных долгим опытом жизни.

На основании вышеизложенного мы делаем заключение, что в системе народного воспитания осетины первостепенное значение уделяли умственному развитию детей и взрослых, определяющему их место в жизни. Умственное воспитание они считали базой всесторонней подготовленности подрастающей смены к жизни.

Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколения, то едва ли из народа  вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. С. 164.

2. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1940. С. 410).

3. Коменский Я. А. Избр. Пед. соч. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. Т. 1 С. 362

4. Осетинские нартские сказания, – Дзауджикау, 1948.

5. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Черкесск, 1998. с. 167.

6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Издательство АН СССР, 1957. С. 306.

7. Шифнер А. А. Осетинские тексты. С. – Пб, 1886. С. 83.

8. Хатаев Е. Е. Школа и пед мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX – 1917 г.). Дис. докт. пед. наук. М., 1996. С. 79.

9. Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000. С. 52.

 

Основные термины (генерируются автоматически): умственном воспитании, умственном воспитании, народная педагогика, нартов Урызмаг, нартовских сказаний, умственном воспитании человека, умственном воспитании человека, народная педагогика, ум человека должен, познавательные способности человека, Нартовский эпос, умственного воспитания, нартовском эпосе, умственных способностей человека, ум человека должен, познавательные способности человека, сказании «Собрание нартов, народная педагогика согласна, пред умом Сатаны, процессе взаимодействия человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос