Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 05.04.2014

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Пухова, Л. Р. Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе / Л. Р. Пухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1077-1079. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10049/ (дата обращения: 23.04.2024).

Анализ педагогических функций семьи и общественного самоуправления нартов свидетельствует, что они выполняли важную роль в умственном воспитании подрастающего поколения.

Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, бережно передавали совокупность знаний и навыков умственного воспитания из поколения в поколение.

В эпосе не было специально разработанной методики умственного воспитания. Содержание его было таким, что оно обеспечивало овладение детьми совокупностью элементарных знаний, в то время необходимых им в повседневной жизни. Вместе с тем содержание образования в осетинском варианте эпоса направлено было на обеспечение развития умственных способностей детей. Народная педагогика осетин, отраженная в эпосе, выработала совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть дети при подготовке к жизни. Эти знания народ приобретал в процессе многовековой борьбы за выживание и обеспечение нормальной жизни, за удовлетворение своих потребностей. Они добыты из опыта и близки к научным, они передавались из поколения в поколение, изменялись и дополнялись новыми положениями в связи с развитием опыта и совершенствованием опыта людей.

Герои проанализированных сказаний отличаются способностью более точно познать предметы и явления объективного мира и на этой основе находить способы решения вставших перед ними проблем. Из всего этого вытекает вывод о том, что в эпосе ум понимается как способность к познанию объективной действительности, и что эта способность у разных людей разная, она зависит от различных факторов, в том числе и от познавательной деятельности самого человека, от богатства его знаний.

В проанализированных материалах эпоса народная педагогика утверждает, что человек рождается способным к приобретению знаний, к постижению закономерностей объективного мира, но самого знания природа ему не дала; знания приобретаются с помощью учения и деятельности, учению нет предела.

С малых лет дети слушали сказки, сказания, песни и, таким образом, уже в раннем возрасте впитывали в себя богатство устного народного творчества. Используя нартовский эпос в воспитательных целях, осетины стремились передать детям жизненный опыт народа, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания. А если случалось, что кто-нибудь из молодых нарушал нормы и правила поведения, старшие начинали приводить примеры из эпоса, в которых осуждались нравственные пороки людей [1, с.212]. Воспитание требует от родителей и педагогов постоянного самоконтроля, самосовершенствования в своей воспитательной практике. «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это — наши слезы…», — утверждал А. С. Макаренко [4, с.85].

И в самом деле, нет худшей беды, чем плохо воспитанные дети, Поэтому нартовский эпос и другие фольклорные произведения всегда призывали родителей быть примером для детей во всех делах и поступках. «Чем иметь плохое потомство, лучше остаться без потомства» — считали нарты, [2, 367]. «Кто в потомстве несчастлив, тот во всем несчастлив», — гласит народная поговорка Ингушетии. «Отцу плохих сыновей и собаке одинаков почет», — принято говорить у балкарцев. «Ничто так не сокрушит сердце родителя, как горечь от потомства», утверждают и осетины [2, с.167]. Нельзя сомневаться в том, что совместная жизнь, непосредственный пример родителей, которым ребенок невольно подражает, имеет чрезвычайно большое воспитательное значение. Без сомнения, столько же этому непосредственному влиянию родителей на детей, сколько и кровной связи их, следует приписывать то явление, что дети так похожи на своих родителей [3, с.67].

О степени воспитанности человека в осетинском эпосе принято было судить, прежде всего, по его отношению к старшим; В последующем времени этот обычай сохранился и продолжает существовать и в наши дни. Высказанное дореволюционным автором С. Фарваровским мнение о том, что «осетины — самый этикетный народ», не подлежит сомнению.

«Уважение к старшим и вообще к людям пожилых лет, — отмечал Н. Бердзенов, — простерто у осетин так далеко, что каждый у них считает непременно обязанностью встать при входе старшего и приветствовать его. Они никогда не нарушают этой учтивости, и даже в семействе соблюдают ее со всей строгостью» [4, с.187]. «Внушение младшему уважения к старшему и к своему отцу — единственная у осетин цель первоначального воспитания младенцев», — отмечал В. Пфафф [7, с.89].

Однако исторически это не было обусловлено с самого начала.

Еще у скифов Плиний отмечал, что люди, не желая стареть, охотно подчинялись satietas uitae (пресыщению жизни): они бросались в море, по обычаю, с высоты скалы, считая это для себя «блаженным видом погребения» [6, с.57]. Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы предпочитают смерть насильственную, героическую, а к затянувшейся старости относятся очень сурово: «Усладу, которую покойным и мирным умам доставляет отдых, они (аланы) находят в опасностях и войне. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а доживающих до старости и умирающих от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками» [7, с.199].

Осетинский нартовский эпос хранит воспоминание и о том и о другом обычае, в частности связывая это со славным героем Урызмагом. В сказании «Последний поход Урызмага», в котором стареющий нарт просит бросить его в море, молодежь откликается на просьбу их предводителя и в сундуке бросает его в море [7, с.53]. В другом варианте сказания, где стареющий Урызмаг также сам изъявляет желание умереть, молодые нарты ведут себя гораздо агрессивнее [5, с.85]. В других сказаниях инициатива исходит от всех или нескольких нартов, затевающих заговор, с тем, чтобы убить Урызмага во время пира.

В черкесских сказаниях, где обычно герои этого приключения — старый Бадын и его сын Бадыноко, нет никакой родовой вражды, и там заговор затевается не для того, чтобы «ликвидировать старика» как такового.

Но чаще всего черкесы искажают эту тему, приспосабливая ее к широко распространенному во всем мире рассказу [5, с.52]. Схема вариантов этого рассказа (а их около 60) достаточно проста: сын вопреки обычаю отказывается убивать своего отца и прячет его; впоследствии в затруднительный для самого молодого человека или для всего общества момент старик дает сыну мудрый совет; слух о чуде разносится повсюду, люди познают цену мудрости и решают впредь беречь стариков.

Таким образом, авторитет старших создавался на практической основе. Почитание же их на этой почве постепенно вошло в привычку, превратилось в традицию, стало одной из этических норм нартовского народа. С тех самых пор важнейшие вопросы нартов решал совет старейшин, некоторые культовые функции выполняли старшие. Они были главой семьи, и в своем большинстве принимали мудрые и справедливые решения. Они своим личным примером: поведением в семье, в обществе, отношением к работе, требовательностью и справедливостью к младшим, заботливостью, внимательностью и деликатностью, терпеливостью и выдержанностью снискали почет и уважение.

В нартовских сказаниях Сатана — «вещая», мудрая женщина, идеальная жена и хозяйка. Она — необыкновенной красоты, в то же время умна, энергична [4, с.54]. Мудрость и сообразительность Сатаны проявляются во многих сказаниях, скажем: «Как Урызмаг отослал Сатану в родительский дом» [6, с.38]. Главная роль в нем отведена Сатане, но эпический образ ее представлен в бытовом, ситуативно-комическом плане.

В нартовском эпосе широко представлены такие умственные качества, как сообразительность, гибкость и. последовательность ума, быстрая ориентировка в сложных ситуациях. Эпос осетин пронизан ситуациями, требующими рассуждений, мыслительной активности, умственного поиска, смекалки. Нарты высоко ценили веселую шутку, острый юмор и сатиру, искусно создавали комические ситуации.

Судя по проанализированным сказаниям, народная педагогика утверждает, что человек рождается способным к приобретению знаний, к постижению закономерностей объективного мира, но самого знания природа ему не дала; знания приобретаются с помощью учения и деятельности.

Все это убедительно показывает, что умственные способности, знания человека народ связывает с тем, что он наблюдал, с чем сталкивался, испытал и пережил в жизни. Такой взгляд народа на источники познания нельзя не признать близким к материалистическому сенсуализму, который рассматривает ощущение как отражение объективной реальности.

Основными принципами умственного воспитания в эпосе являются:

1.     Доступность в обучении;

2.     Последовательность;

3.     Индивидуальный подход.

Методами воспитания являлись: рассказ, объяснение, упражнение, разъяснение, показ, наблюдение, закрепление знаний, испытание.

В сказаниях широко представлены такие умственные качества личности, как сообразительность, гибкость и последовательность ума, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях и т. д.

Таким образом, народная педагогика, отраженная в нартовском эпосе осетин, не мыслила воспитание всесторонне развитой личности вне активной умственной деятельности. Умственное воспитание у нартов осуществлялось в тесной связи с жизнью и трудом. Средства и методы обучения, носившие комплексный характер, были порождены практическими потребностями, условиями жизни нартов.

Нарты в умственном воспитании большое значение придавали условиям, стимулирующим познавательную активность человека. Об этом свидетельствуют описанные в эпосе проблемные ситуации, при которых необходимость решения возникших жизненных задач заставляет героев искать знания, обращаться за советом к знающим, опытным людям.

Литература:

1.                       Абаев В. И. Нартовский эпос осетин [Текст] // Юсетинский героический эпос. М Изд-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. Кн.1. — С. 7 -76.

2.                       Абаев В. И. Нартовский эпос осетин [Текст] // Сказания о нартах. М.: Советская Россия, 1978. — С.5–42.

3.                       Ванеев З. Н. Средневековая Алания [Текст] Тбилиси. 1956.

4.                       Волков Г. Н. Этнопедагогика [Текст] М.: Издательский центр «Академия». 1999.- С. 168.

5.                       Гадагатль А. М. Героический эпос нарты и его генезис [Текст] — Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1967.-С.183

6.                       Гуриев Т. А. Имя главной героини — Сатана [Текст] // Гуриев Т. А. Антропонимия осетинского нартского эпоса. Орджоникидзе, 1981. — С. 3–10.

7.                       Дюмезиль Ж. Скифы и нарты [Текст]: М., «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 39–199.

Основные термины (генерируются автоматически): умственное воспитание, народная педагогика, нартовский эпос, объективный мир, ребенок, сказание, помощь учения, последовательность ума, постижение закономерностей, самое знание.


Похожие статьи

Нартовский эпос осетин об уме, умственном воспитании...

знание, сказание, народная педагогика, нартовский эпос, умственное воспитание, Черное море, активный познавательный поиск, объективный мир, прошлый опыт, Сатана.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Основные термины (генерируются автоматически): умственное воспитание, ребенок, дошкольный возраст, народная культура

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии подрастающего поколения.

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса...

Библиографическое описание: Пухова Л. Р. Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии

Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи.

Народная педагогика — основа формирование личности

Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа, который производится в доминирующих среди народа взглядах на цели и задачи воспитания...

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Народное образование и педагогика за рубежом.

Движимый гуманистической идеей о возрождении народа путем воспитания, он мыслил себе подготовку детей в тесном сочетании с физическим, нравственным и умственным развитием.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

В народной педагогике существуют особые приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности

Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые лучшие творцы кукол — дети.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Произведения искусств, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир...

Становление краеведения в России как элемента...

Неоценимую помощь в процессе воспитания такой личности может и должно играть

В обращении Министра народного просвещения Л. А. Кассо к попечителям учебных округов

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и...

Похожие статьи

Нартовский эпос осетин об уме, умственном воспитании...

знание, сказание, народная педагогика, нартовский эпос, умственное воспитание, Черное море, активный познавательный поиск, объективный мир, прошлый опыт, Сатана.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Основные термины (генерируются автоматически): умственное воспитание, ребенок, дошкольный возраст, народная культура

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии подрастающего поколения.

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса...

Библиографическое описание: Пухова Л. Р. Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и физическом развитии

Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи.

Народная педагогика — основа формирование личности

Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа, который производится в доминирующих среди народа взглядах на цели и задачи воспитания...

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Народное образование и педагогика за рубежом.

Движимый гуманистической идеей о возрождении народа путем воспитания, он мыслил себе подготовку детей в тесном сочетании с физическим, нравственным и умственным развитием.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

В народной педагогике существуют особые приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности

Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые лучшие творцы кукол — дети.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Произведения искусств, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир...

Становление краеведения в России как элемента...

Неоценимую помощь в процессе воспитания такой личности может и должно играть

В обращении Министра народного просвещения Л. А. Кассо к попечителям учебных округов

Использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин в умственном и...

Задать вопрос