Библиографическое описание:

Кайранбаева Б. Ш. Применение дидактических игр на уроках математики // Молодой ученый. — 2014. — №4.1. — С. 42-44.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей степени от методики преподавании, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль отводится к дидактическим играм на уроках  математики-своевременному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра –творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,запоминают новое, ориентируется в необычных ситуациях, наполняют запас представлении, понятии, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во-время игры дети очень внимателны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Нельзя сказать, что использование игровых ситуации на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «Легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Можно считать , необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей [1].

Дидактическая игра-не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребенка, воля к победе.

Игровую форму занятий можно использовать  на различных этапах урока. Например, при усвоении в ҮІІІ классе теоремы « Суммы внутренних углов выпуклого n-угольника» учитель предлагает игру «Диалог». Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знании. В ҮІІІ класса игра носила обучающий характер. Участвуя в ней, школьники приобретали новые знания. Игровая деятельность способствола созданию познавательного мотива активизации мыслительной деятольности учащихся, усиливала их внимание к содержанию изучаемого материала, повышала работаспособность, а также чувство ответственоости за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Во-время дидактической игры важным моментом является дисциплина.

Основными структурными компонентами дидактической игры является  игровой замысел, правила игровые действия познавательное содержание или дидактические оборудования, результат игры. Игровой замысел выражен в названии игры. Правила игры воспитывает умение управлять своим поведением, подчиняться требования коллектива. Игровые действия регламентируется правилами игры, дают возможность проявить  свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Познавательное сожержание заключается в усвоении тех начении и умении, которые применяется при  решении учебной проблемы, поставленной игрой [2].

Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование урока. Наглядности: таблицы, модели, флажки, которыи награждается команды-победители, кодопозитивы, диапозитивы, диафильми. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность.

Приведем пример, используя дидактическую игру «Математический поединок» в процессе усвоения формул сокращенного умножения (ҮІІ класс).

Тема: «Произведение суммы и разности двух одночленов». Игра проводится на этапах по усвоении. И закреплению знаний. Основной ее является соревнование между командами при ответах на вопросы и решении упражнении предложенных учителем. Такое название игры выбрано, потому что на равных условиях соревнуется две команды.

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе  созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать  мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс  активной  деятельности.

Для проведения игры класс делится на 2 команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной  в команде и сами участвуют в игре.

Правила игры:

1) за правильный ответ команде начисляются очки;

2) каждый член команды может  вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды;

3) вопросы и задания дает учитель. Счет  соревнования записывается на доске;

4) после постоновки общего задания разрешаются консултации внутри команд;

5) все необходимые записи по указанию учителя заносятся в тетрадь.

Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи в тетрадях, решать примеры и задачи у доски.

Познавательное содержание состоит в том  чтобы учащиеся усвоили формулу сокращенного умножения (а-в) (а+в)=a2-b2 и могли применять ее при умножении чисел и двучленов определенного вида.

І. Задание І команде:

1) выполнять устно умножение:

251х2=      8х6=     23х98=    25х12=

2) найти числовые значения выражения:

+39х7=6+273=279

Задание ІІ команде аналогичны, меняются только упражнения.

ІІ. Задание ІІ-команде:

1)      Выполнить устно умножение двучлена на одночлен;

(с+d)м

2) Сформулировать распределительный закон умножения;

3) Дать геометрическую интерпретацию распределительного закона.

Аналогичные задания предлагается І-ой команде.

ІІІ. Задания І команде

1)      Умножить двучлен на двучлен с введением новой переменной

(c+d) ( m+n)

2) Дать геометричскую интерпретацию полдученного тождества.

3) Прочесть выражения (а+в) (а-в)

м(c-d)

Задание ІІ команде аналогичны

Проводится итоги І –этапа игры

ІҮ. Учитель предлагает  задание обеим командам одновременно:

Найти устно произведения

199х201 ;     102х98

Учащиеся не в состоянии выполнить вычесления. Учащиеся понимают, что имеющихся знаний у них недостаточно, создается проблемная ситуация, связанная с желанием научится  устно находить произведения  двух чисел.

Задание ІІ команде:

Используя правило умножения двучлена на двучлен найти произведение 59х61. Один из учеников ІІ команды записывает процесс решения данного упражнения на доске, а все остальные в тетрадях.

(59х61)=(60-1)(60+1) =3600+60-60-1=3599

Задание І-команде:

28х32=(30-2) (30+2) =302-22

Аналогичный пример ІІ- команде.

Подводится итог второго этапа игры.

Ү. Этап закрепления:

Задание І- команде.

Выполнить устно умножение:

43х37

(х+3) (х-3)

Задание ІІ- команде

Выполнить устно умножения:

31х29

(у+5) (у-5)

Подводится итоги игры. Ученики обеих команд выполнившие работу, получают оценки.

Результат игры.

Учащиеся обогатились знаниями и умениями применять формулу  сокращенного умножения чисел и двучленов. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процесе игры дети в значительной мере, самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников в игре.

Различают игры-состязания, игры олимпиады, деловые игры, имитационные игры.  Создание игровых ситуации на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивеат внимание, сообразительность чувство соревнования, взаимопомощь.

Дидактические игры заслуживают  право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Литература:

1.    Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1987. - С 142-145.

2.    Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. -
М.: Просвещение, 1990. -  С . 45-47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle