Оценка базовых характеристик региональной инфраструктурной локализации в зоне развития г. Новороссийска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Вериш, Т. А. Оценка базовых характеристик региональной инфраструктурной локализации в зоне развития г. Новороссийска / Т. А. Вериш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9543/ (дата обращения: 27.04.2024).

В статье приведена оценка характеристик региональной инфраструктурной локализации в зоне развития г. Новороссийска. Определены пути развития рассматриваемой зоны как элемента нефтегазохимического комплекса страны, рассмотрен вопрос преобразования инфраструктурных узлов в целостную инфраструктурную кластерную платформу.

Ключевые слова: развитие, модернизация, регион, инфраструктура.

The article presents the performance evaluation of regional infrastructural development in the area of localization of Novorossiysk. Identified the development of the zone under consideration as part of the country's oil and gas complex, considered converting infrastructure nodes in the cluster integrated infrastructure platform.

Keywords: development, modernization, region, infrastructure.

В настоящее время инфраструктура выступает одним из источников удовлетворения растущих потребностей людей. Состояние инфраструктуры характеризует качество организации совокупности воспроизводственных процессов, локализованных на данной территории. Уровень развития инфраструктуры и качество предоставляемых ее объектами услуг, во многом, определяют образ жизни постоянного населения. Инфраструктурное обустройство территории, качество и полнота соответствующих услуг влияют на характер размещения воспроизводственных процессов, величину трансформационных и трансакционных издержек, мобильность ресурсов и человеческого фактора, то есть, в конечном счете, на эффективность использования ресурсов и факторов производства, имеющихся на данной территории.

Уровень развития инфраструктуры и качество обслуживания, во многом, влияют на стиль и образ жизни населения, деятельность организаций. Инфраструктурное обустройство территории, организация обслуживания непосредственно воздействуют на конфигурацию размещения производительных сил, расселение и мобильность населения, характер использования ресурсов территории.

Наступательно развиваются соседние страны Черноморского бассейна, особое место здесь занимает Турция. В связи с этим, существует риск экономического отставания южного округа от соседних стран. Такие обстоятельства могут способствовать оттеснению южного крупного порта страны на второстепенные позиции в экономическом пространстве Причерноморья.

Для развития инфраструктурной локализации в зоне г. Новороссийска, необходимо повышать уровень инвестиционной активности, что будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию данной локализации путем ускоренного развития инновационного сектора экономики, роста несырьевого и высокотехнологичного экспорта товаров и услуг.

Следует отметить, что в районе г. Новороссийск планируется реализовать крупномасштабные инвестиционные проекты по строительству авто-паромных, контейнерных, перегрузочных комплексов. Учитывая то, что 2 из 5 крупнейших корпораций зоны являются предприятиями нефтяной отрасли, так же будут реализовываться проекты по строительству и модернизации нефтеналивных терминалов по перевалке жидкого углеводородного сырья,.

Катализатором для расширения трубопроводной сети, магистральных трубопроводов и портовой инфраструктуры Черного моря послужило создание газопровода «Южный поток».

Важнейшие задачи на сегодняшний день: развитие транспортной инфраструктуры для повышения эффективности экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, а также диверсификация направлений, объемов, способов и маршрутов поставок нефти, газа и нефтепродуктов на внутренние и внешние рынки. Проектом генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года на нефтехимических комбинатах предусмотрено создание нефтегазохимических кластеров в Астраханской области. Объемы переработки вырастут в 3–5 раз, с вводом новых трубопроводных мощностей получит дополнительный рост на миллионы тонн условного топлива нефтеналив в порту Новороссийск.

Рассмотрим крупную региональную инфраструктурную локализацию в зоне развития г. Новороссийска, которой присущи признаки, как межотраслевой локализации, так и кластерного образования более подробно; результаты анализа характеристик данной локализации приведены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка характеристик региональной инфраструктурной локализации в зоне развития г. Новороссийска[1]

Характеристики локализации

2000

2005

2010

2014 (оценка)

2020 (прогноз)

Экономически активное население, тыс. чел.

188,2

187,4

181,2

180,4

177,1

Доля транспорта и логистики в совокупном продукте локализации (СП), %

63,8

65,2

63,9

62,3

60,5

Доля обрабатывающей промышленности в СП, %

17,2

15,6

14,2

13,4

16,0

Доля рекреации и туризма в СП, %

4,5

4,6

4,1

3,9

4,5

Доля малого и среднего бизнеса в СП, %

11,2

12,4

14,2

16,0

20,0

Темпы роста инвестиций в основной капитал локализации, %

100

183,2

381,6

492,1

793,2

Физический износ основного капитала локализации, %

45,3

47,8

48,9

50,2

49,2

Обеспеченность жильем, кв. м/чел.

13,1

16,1

18,8

23,6

33,0

Душевое потребление электрической энергии, кВт — ч./чел.

1273

1506

2665

3513

5000

Количество врачей на 10 тыс. чел.

32

36

40

44

50

Индекс диверсификации хозяйства, по методике К. Берри, ед.

0,43

0,44

0,44

0,45

0,47

Доля 5 крупнейших корпораций на локальном рынке труда, %*

51,4

52,5

51,2

51,1

52,0

Отношение инвестиций в инфраструктуру к СП, %

9,1

9,6

8,7

8,5

12,6

* — Транснефть, РЖД, Роснефть, НМТП, Базовый элемент.

Обобщение результатов анализа, представленных в табл. 1, позволяет сформулировать следующие выводы:

-          сохраняющаяся высокая доля транспорта и логистики, а также доминирование нескольких крупнейших корпораций на локальном рынке труда свидетельствуют о слабости территориального контроля над результатами развития данной инфраструктурной локализации;

-          рост доли малого и среднего бизнеса в СП, а также рост индекса диверсификации отражают сдвиги в направлении кластерного образования;

-          определяющее значение для развития данной локализации имеют ускорение обновления ее основного капитала и формирование зон качественно нового индустриального роста (зон «новой» индустриализации).

Вместе с тем, обеспечение устойчивости и эффективности функционирования кластерных образований, складывающихся на основе инфраструктурных узлов, предполагает преобразование таких узлов в целостную инфраструктурную кластерную платформу, для которой характерны следующие признаки:

-          структурная сбалансированность основных элементов, преодоление инфраструктурной асимметрии, характерной для межотраслевой локализации;

-          широкие возможности комбинирования в рамках платформы, обеспечивающие динамическое согласование интересов участников кластера;

-          поддержка основных функций кластерного образования (воспроизводственной, защитной, коммуникационной и др.);

-          единство реального базиса и виртуальной надстройки, что обеспечивает потребности развития кластера в условиях постиндустриальных изменений;

-          обеспечение условий для расширенного воспроизводства конкурентных преимуществ в рамках кластерного образования, что повышает его вклад в общие результаты развития региональной экономической системы.

Литература:

1.                  Ленчук Е. В., Власкин Г. А. Инвестиционные аспекты инновационного роста. Мировой опыт и российские перспективы. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

2.                  Стратегия модернизационного развития Российской Федерации до 2020 года. М.: Минэкономразвития, 2010.

3.                  Хилько Н. А., Ермоленко А. А. Сетевые организации: потенциал развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2011. № 4 (87).

4.                  Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края: http://economy.krasnodar.ru/.

5.                  Официальный сайт администрации и Думы муниципального образования город-герой Новороссийск http://www.admnvrsk.ru/.



[1] Таблица составлена автором по данным источников: Мониторинг развития муниципальных образований: http://economy.krasnodar.ru/kmt/monitoring_mo/; http://www.admnvrsk.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): новороссийск, кластерное образование, зона развития, инфраструктурная локализация, инфраструктурное обустройство территории, локальный рынок труда, межотраслевая локализация, нефтяная отрасль, региональная инфраструктурная локализация, целостная инфраструктурная кластерная платформа.


Похожие статьи

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Инфраструктурное обеспечение территории - предпосылка многих территориально-структурных процессов в региональном развитии (территориальное перераспределение, "свертывание" опорного каркаса и др.).

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени...

Кластеры первого типа ориентированы на региональное развитие, кластеры второго типа — на развитие отрасли.

3. Элларян А. Направления и особенности развития логистически-ориентированных кластерных образований в транспортном комплексе [Электронный ресурс]...

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного...

Также в Сан-Хосе работает крупный международный аэропорт, что является немаловажным инфраструктурным фактором развития долины.

Логистизация кластерного подхода развития региональной экономики.

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров...

территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг.

Логистизация кластерного подхода развития региональной...

развитие межотраслевых связей в регионе; ‒ включение региональных логистических систем в международные логистические структуры.

3. Кластерная политика реализуется на основе тесного взаимодействия органов власти, бизнеса, науки и образования.

Условия формирования региональной кластерной политики...

Существует постоянный информационный обмен между локальными рынками и мировой экономикой, базирующейся на включении

Региональная кластерная политика Калужской области должна формироваться на основе «сборного» (комбинированного) сценария развития...

Кластеры как новая форма организации...

Инфраструктурная.

Так или иначе, оба кластера сводятся к единому знаменателю — региональному развитию территории с использованием кластерных образований.

Кластерный подход как инструмент устойчивого развития...

Использование кластерного подхода играет важную роль в формировании стратегии развития муниципального образования.

- создания, в первую очередь, локальных «точек роста» и зон их влияния на территориях с относительно низким стартовым уровнем развития.

Особенности применения кластерной модели...

- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса

Для применения кластерной модели развития туристско-рекреационной отрасли, первоочередное значение имеет выбор территории, в...

Похожие статьи

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Инфраструктурное обеспечение территории - предпосылка многих территориально-структурных процессов в региональном развитии (территориальное перераспределение, "свертывание" опорного каркаса и др.).

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени...

Кластеры первого типа ориентированы на региональное развитие, кластеры второго типа — на развитие отрасли.

3. Элларян А. Направления и особенности развития логистически-ориентированных кластерных образований в транспортном комплексе [Электронный ресурс]...

Кластеры США. Силиконовая долина как пример эффективного...

Также в Сан-Хосе работает крупный международный аэропорт, что является немаловажным инфраструктурным фактором развития долины.

Логистизация кластерного подхода развития региональной экономики.

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров...

территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг.

Логистизация кластерного подхода развития региональной...

развитие межотраслевых связей в регионе; ‒ включение региональных логистических систем в международные логистические структуры.

3. Кластерная политика реализуется на основе тесного взаимодействия органов власти, бизнеса, науки и образования.

Условия формирования региональной кластерной политики...

Существует постоянный информационный обмен между локальными рынками и мировой экономикой, базирующейся на включении

Региональная кластерная политика Калужской области должна формироваться на основе «сборного» (комбинированного) сценария развития...

Кластеры как новая форма организации...

Инфраструктурная.

Так или иначе, оба кластера сводятся к единому знаменателю — региональному развитию территории с использованием кластерных образований.

Кластерный подход как инструмент устойчивого развития...

Использование кластерного подхода играет важную роль в формировании стратегии развития муниципального образования.

- создания, в первую очередь, локальных «точек роста» и зон их влияния на территориях с относительно низким стартовым уровнем развития.

Особенности применения кластерной модели...

- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса

Для применения кластерной модели развития туристско-рекреационной отрасли, первоочередное значение имеет выбор территории, в...

Задать вопрос