Автор: Агаларова Екатерина Григорьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 1804 раза

Библиографическое описание:

Агаларова Е. Г. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития сельских территорий // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 92-95.

Мировой опыт развитых стран доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров. В последние десять-пятнадцать лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. выявление и стимулирование развития возникающих территориально-производственных кластеров рассматривается как одно из важнейших направлений.

Опыт различных стран свидетельствует об отсутствии единых унифицированных механизмов по созданию, развитию и стимулированию кластеров. Поэтому для реализации вектора модернизации региональной экономики на базе кластерных принципов необходима разработка обоснованной кластерной политики, включающей детальный механизм формирования и государственной поддержки кластеров применительно к российским условиям.

Механизм формирования кластеров на территориальном уровне, а также возможность применения рыночных инструментов при их создании недостаточно изучены российскими учеными, в этой связи данные вопросы в настоящее время являются малоизученными и весьма актуальными.

Кластерная структура экономики и создание системы ее развития являются промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики. В условиях все более усложняющейся конкурентной борьбы участники кластера объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов для создания новой продукции, достижения большей экономической эффективности и получения доступа к новым технологиям и новым рынкам. Результатом деятельности кластера является диффузия инновационной активности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому, поэтому кластеры, как инновационные точки роста, могут стать той основой, на которой может быть сформирована национальная инновационная система.

Формирование кластеров на территории региона позволяет решать не только отраслевые задачи, но и способствует многополярному распределению точек роста по территории региона, и тем самым обеспечивает равномерность и сбалансированность пространственного развития.

Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Таким образом, под кластером понимается сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [6, с.80].

Сельские территории - это территориальные единицы (районы, поселения), в рамках которых формируется поселенческая территориальная общность, характеризующаяся специфическим сельским жизненным укладом, а земля и др. природные ресурсы становятся источниками и факторами социально-хозяйственной деятельности людей. В экономической сфере территории развиваются преимущественно сельскохозяйственные отрасли, продукт которых выступает материальной основой развития территории и источником ее дохода [1].

Целью органов местного самоуправления должно являться повышение конкурентоспособности местных предприятий. Для достижения поставленной цели усилия органов местного самоуправления в пределах своей компетенции должны быть направлены на систематическую реализацию следующих задач:

- вовлечение местных кластерных инициатив в региональные кластеры;

- информационно-аналитическая поддержка местных кластерных инициатив;

- нормативно-правовая поддержка местных кластерных инициатив;

- административная поддержка местных кластерных инициатив;

- налогово-бюджетная поддержка местных кластерных инициатив;

- денежно-кредитная поддержка местных кластерных инициатив;

- инвестиционная поддержка местных кластерных инициатив;

- развитие инновационной составляющей местных кластерных инициатив;

- развитие инфраструктуры;

- развитие и привлечение трудовых ресурсов [2].

Основными направлениями кластерной политики на уровне муниципальных образований могут быть:

- создание кластеров муниципальных предприятий;

- разработка проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых будет конкурентоспособна на местном, региональном, национальном и глобальном рынках. Информирование инвесторов и оказание содействия в развитии кластера - административными и иными имеющимися ресурсами;

- создание привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей и др.);

- создание социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов);

- создание экологических кластеров.

Использование кластерного подхода играет важную роль в формировании стратегии развития муниципального образования. Рассмотрим этот аспект на примере одного из сельских муниципальных районов Ставропольского края – Кочубеевского района.

В качестве методологической основы разработки стратегии социально-экономического развития района избран кластерный подход. Принцип территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием Кочубеевского района опирается на кластерную политику, преимущества которой связаны с возможностью комплексного межотраслевого взгляда на потенциал и перспективы развития по определенному сценарному варианту для каждого поселения [5].

Кластеры муниципального уровня предназначены для реализации стратегического замысла по достижению экономической суверенности муниципальных территорий. Стратегия территориального кластерного развития основывается на схеме территориального планирования и прогнозной модели экономического и градостроительного развития территории района.

В целом кластеры должны составить общую географию размещения производительных сил на территории района, способствовать формированию единого экономического пространства и, самое главное, стать основой для вовлечения в реализацию общего стратегического замысла всех муниципальных образований (поселений) района.

Реализация принципа экономического суверенитета поселений должна происходить на основе согласованной и последовательной политики органов местного самоуправления путем формирования локальных «точек роста» и территориальных субкластеров местного значения на базе отдельных муниципальных образований (поселений или их группы) с целью преодоления депрессии и депопуляции малых поселений за счет развития конкурентоспособных отраслей хозяйства, рыночной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Экономическая политика местной власти строится на принципах:

- создания условий для более равномерного распределения частных инвестиций между поселениями, обеспечения баланса в размещении производительных сил;

- введения в районные и краевые программы проектов поселений;

- развития территориального и стратегического планирования на муниципальном уровне, широкое внедрение в практику муниципального управления программно-целевых и проектных методов;

- стимулирования органов местного самоуправления к расширению и укреплению налогового потенциала муниципалитетов.

- создания, в первую очередь, локальных «точек роста» и зон их влияния на территориях с относительно низким стартовым уровнем развития.

Формирование локальных «точек роста» и территориальных субкластеров предполагается осуществить с помощью следующих инструментов:

- проявление муниципальных кластерных инициатив в области разработки приоритетных направлений развития поселений (или их группы), разработки соответствующих программ и инвестиционных проектов;

- разработки схем территориального планирования и урегулирования земельных отношений;

- выделения земельных участков и инвестиционных площадок для новых производств;

- привлечение из-за пределов района компаний – инвесторов, обладающих отработанными технологиями и завоеванными рыночными позициями;

- органичное включение малого бизнеса в промышленную и аграрную политику территории с целью решения задачи экономического развития малых населенных пунктов;

- определение и закрепление критериев отбора проблемных территорий для целенаправленных мер их развития.

Кочубеевский район располагает большими возможностями для развития и роста промышленного потенциала, как за счет увеличения загрузки существующих производственных мощностей, совершенствования их технической базы и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также развития новых отраслей и производств на основе освоения минерально-сырьевой базы, глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, создания сети венчурных предприятий на основе инновационных и наукоемких технологий.

В целом, промышленность имеет долгосрочные конкурентные перспективы, и усиление позиций промышленного комплекса рассматривается в числе стратегических направлений развития территории, а промышленная политика – как важнейший инструмент пространственного развития Кочубеевского района.

Производственные кластеры должны обеспечить наибольшую устойчивость районной экономики и проявить ее наиболее сильные конкурентные позиции в рынке. Кластерный подход к перспективному промышленному развитию территории Кочубеевского района не случаен и вытекает из особенностей развития и размещения производительных сил. В Ставропольском крае сложились и развиваются территориально-производственные комплексы, или потенциальные кластеры. Это энергетический комплекс, машиностроительный, добыча полезных ископаемых, переработка и другие комплексы [4].

В целях реализации общей стратегической идеи и намеченных стратегических направлений развития района ставится задача выбора соответствующих полюсов и точек роста, отраслевых и межотраслевых кластеров роста и развития района, а также интеграция местной экономики в ключевые региональные кластеры и координация проектов, направленных на развитие местных кластеров, образуемых в границах муниципальных образований (поселений).

Современный приоритет в развитии сельских районов Ставропольского края переходит от промышленно-сырьевых к промышленно-инновационным, а также к транспортным, туристско-рекреационным [3].

В перспективе планируется реализация следующих направлений кластерной политики:

  1. Формирование и развитие кластеров на основе хозяйственного использования нетрадиционных источников энергии (геотермальной) для строительства теплиц и выращивания овощной продукции на территориях Казьминского, Ивановского, Васильевского сельсоветов.

  2. Формирование и развитие кластеров на основе добычи и переработки минерального сырья на территориях Кочубеевского, Ивановского, Усть-Невинского, Георгиевского, Балахоновского, Беломечетского, Стародворцовского, Новодеревенского, Заветненского сельсоветов:

- на основе добычи нерудных материалов производство местных строительных материалов (производство железобетонных конструкций, кирпича из глин и песка, цементно-песочной черепицы, цементно-песчаного и силикатного кирпича, пеногазобетона, гипсовой облицовочной плитки, асфальтобетона, шлакоблоков и др.)- комбинат производственных предприятий «Кочубеевский», ЗАО «Содружество», ООО «Кредо», малое и среднее предпринимательство и др.;

- на основе транзитного нефтепровода, проходящего по территории Заветненского сельсовета, строительство нефтеперерабатывающего миникомплекса по переработке нефти, производству битума и биодизеля.

  1. Формирование и развитие кластеров на основе:

- обрабатывающих производств (машиностроение и металлообработка, мебельное производство, производство меховых изделий, швейное производство) - завод «Автоспецоборудования», Кочубеевский ремонтный завод, малое и среднее предпринимательство района;

- переработки сельскохозяйственной продукции: реализация проекта агропромышленного комплекса района - строительство сахарного завода, молочного завода, строительство хладобойни (Заветненский, Георгиевский сельсоветы); расширение объемов производства масла подсолнечного, майонеза (ООО фирма «Курень», мяса птицы в убойном весе (ООО «Птицекомбинат»); крупы и муки (ООО «Агроальянс»).

  1. Развитие кластеров на основе добычи и розлива лечебной и столовой воды (розлив минеральной воды, производство полиэтиленовой тары). На территории Беломечетского сельсовета имеются запасы минеральных вод. В настоящее время пробурены скважины для строительства и произведен запуск цеха по розливу минеральной воды. Данное производство позволяет организовать рабочие места на 15-20 человек.

Для муниципального образования важно оценить не столько эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнеспособности территории в целом и кластера в частности. С этой точки зрения следует рассматривать следующие критерии:

- критерий прибыльности;

- критерий занятости;

- критерий качества рабочих мест;

- критерий связи предприятия с местной ресурсной базой;

- критерий вписанности предприятия в структуру местной экономики [7].

Перечисленные критерии имеют значение при выборе проектов, поддерживаемых местными органами власти, доходность которых повлияет на расширение налоговой базы территории в будущем.

Таким образом, направлениями реализации поставленных целей становятся следующие процессы:

- развитие рыночно ориентированной инфраструктуры промышленности;

- формирование системы выявления кластеров и определение их текущей и потенциальной конкуренции;

- формирование механизмов стимулирования и поддержки кластерных инициатив;

- создание стимулов для муниципальных органов власти для реализации кластерной политики на своих уровнях и ее интеграции в стратегии и программы развития соответствующих муниципалитетов.

В качестве показателей результативности кластерной политики муниципального района выступают следующие индикаторы:

1. Увеличение доли инновационных и наукоемких отраслей в структуре валового продукта района.

2. Увеличение конкурентоспособности традиционных отраслей экономики.

3. разветвленная сеть поставок продукции в районы и города Ставропольского края и за его пределы.

4. Усиление стратегических позиций Кочубеевского района в промышленном комплексе Ставропольского края.

5. Увеличение доли малых и средних предприятий в реальном секторе экономики.

6. Увеличение налогооблагаемой базы для всех уровней бюджетной системы.

Несмотря на положительные стороны кластеризации экономики района, по-прежнему, имеется ряд специфичных проблем связанных с реализации кластерной политики на уровне отдельных муниципальных образований в регионе:

  • проблема спорных прав собственности;

  • проблема недостаточности финансовых ресурсов;

  • проблема управленческой и финансовой зависимости от региональных органов власти и представителей крупных компаний;

  • проблема нехватки высококвалифицированных специалистов;

  • проблема недостаточной ответственности перед населением и малым бизнесом муниципалитета.

В заключение отметим, что в большинстве российских регионов существуют объективные предпосылки для формирования кластеров на уровне сельских муниципальных районов в производственной сфере. При этом роль региональных органов власти будет заключаться в решении обозначенных выше проблем и должном содействии активизации кластерной политики на муниципальном уровне.


Литература:

  1. Агаларова, Е.Г. Инструменты маркетинга в решении социально-экономических проблем сельских территорий /Е. Г. Агаларова // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 130. С. 13-18.

  2. Боброва С.Я., Жукова Н.В., Яровова В.В. Актуальные вопросы формирования кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12 – С. 508-509.

  3. Косинова Е.А. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур в рекреационном регионе: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.

  4. Михайлина В.В. Формирование и развитие системы риск-менеджмента в аграрных предпринимательских структурах: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.

  5. Петрова Е.М. Актуальные проблемы развития сельских территорий в контексте муниципальной реформы //Современные гуманитарные исследования. 2011. № 6.

  6. Портер М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. М.: Вильямс, 2002. 496 с.

  7. Таран Е.Г. Роль малого предпринимательства в развитии муниципальных образований: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): сельских территорий, развития сельских территорий, устойчивого развития, устойчивого развития сельских, Кочубеевского района, муниципальных образований, развития территории, развития района, органов местного самоуправления, формирования кластеров, направлений развития, Индикаторы устойчивого развития, проблем устойчивого развития, развития сельского хозяйства, инструмент оценки развития, оценки развития сельского, кластерной политики, социально-экономического развития, стратегических направлений развития, пространственного развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос