Библиографическое описание:

Москвин А. Ю., Москвина М. А. Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 334-337.

Статья посвящена разностороннему анализу сущности и проблематики современной реконструкции одежды посредством компиляции разрозненной информации по данной тематике. Детерминированы характеристики отдельных типов реконструкции. Раскрыты проблемные направления в области реконструкции исторического костюма, определены перспективные направления развития реконструкции и актуальные сферы дальнейших научных изысканий.

Ключевые слова:реконструкция одежды; исторический костюм; историческая реконструкция; типы реконструкции костюма.

Взаимосвязь истории и современности актуальна во многих направлениях инженерной деятельности. Реализация методов, приемов, технологий, не свойственных современной концепции массового производства, приводит к созданию эстетически и технически оригинальных, востребованных потребителем товаров.

Изготовление исторического костюма — реконструкция — это сложносоставной процесс, краеугольным камнем которого является обоснование инженерных решений искусствоведческими и историческими знаниями. В современном мире искусства, техники и науки нередко происходит «обращение к истории», и сегодня тема исторической одежды актуальна, имеет широкое применение при создании реквизита театров, в костюмах актеров исторических фильмов, в исторических фестивалях, культурно-массовых мероприятиях, представлениях и т. п.

Согласно В. Г. Власову: «…Сам термин реконструкция (от лат. constructio — построение) определяется как восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (напр., реконструкция памятника архитектуры)» [1]. Иначе определить реконструкцию можно как метод или процесс воссоздания исторических прототипов с необходимой точностью, основанный на анализе и сопоставлении исторических данных из различных научных источников: археологических данных, текстовых, графических источников и т. п.

Историческая реконструкция как научная деятельность является составной частью экспериментальной археологии. Суть экспериментальной археологии — применение на практике реконструированных вещей по их прямому назначению: костюм — носить на себе, в котле — варить пищу (и самим же ее есть), кресалом — добывать огонь, оружием — сражаться, доспех использовать для защиты от этого оружия. [2]

Подходы к разработке современной копии исторического костюма различны. Современный вариант может повторять свои исторический прототип с различным уровнем точности. В зависимости от располагаемой информации по предмету и детальности воспроизведения, реконструкцию можно условно разделить на три типа:

1.      Реконструкция «пяти шагов». Главный критерий оценки качества — реконструированный комплекс, например костюм, выглядит достоверным с расстояния пять шагов и далее. Для реконструкции «пяти шагов» вполне допустимо использование машинного шва, не историчных, но похожих на таковые с расстояния материалов и т. п.

2.      Реконструкция (в том смысле, в котором она применяется чаще всего). Главные критерии оценки качества — функциональность предмета (возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический прототип), в точности соответствующий прототипу внешний вид, вес, фактура предметов на ощупь. При этом допускается изготовление предметов реконструкции с использованием современных технологий, если это не ведет к нарушению вышеописанных критериев.

3.       «Полная» реконструкция. Попытка изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по внутренней структуре, а также по способу изготовления. Например, пластины для доспеха отковываются в кузнице, с соблюдением использовавшейся в реконструируемый период технологии, а не вырезаются из катаного железа, и обрабатываются песком и точильным камнем, а не точильным и полировочным кругом на электромоторе. Весь костюм шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке и т. д. и т. п. [3]

Как результат исследования различных источников, с последующей компиляцией информации и ее сопоставительным анализом, была разработана схема, являющаяся графическим представлением характеристик упомянутых типов реконструкции (рис. 1).

Метод реконструкции «пяти шагов» широко применяется в швейной индустрии, при изготовлении костюмов для различных тематических вечеринок, клубных праздников, костюмированных мероприятий, а также при создании карнавальных костюмов в историческом стиле. Главная цель такой реконструкции — создание антуража посредством стилизации, наряду с отсутствием детальной проработки изделий.

Стилизация — (от французского style — стиль) — намеренное, сознательное использование художником форм, способов и приемов формообразования, ранее созданных в истории искусства. [1]

Рис. 1. Характеристика типов реконструкции костюма

Создание театральных костюмов для исторической постановки является примером реконструкции с элементами частичной стилизации. Использование такого сочетания позволяет одновременно отобразить принадлежность костюма к определенной исторической эпохе, отразить дух времени, сохранив пропорции, схожие с внешним видом подлинников, и подчеркнуть индивидуальность, выражая тот или иной образ утрированием (или гиперболой) — преувеличением каких-либо деталей костюма.

Образы современного и будущего театра много сложнее, чем образы Пьеро и Арлекина, и костюмы для них, конечно, должны быть иными; но они должны быть построены по тому же единственно верному принципу — принципу созвучия действенной сущности творимого актером сценического образа. Все же остальные элементы — стиля, эпохи, быта и т. д. — должны отступать перед ним на задний план, входя только как аккомпанемент в основной мотив построения. [4]

Стилизация, как элемент реконструкции, помогает театральному художнику по костюмам добиться предельной выразительности в изображении того или иного персонажа, создать необходимый образ, а также является средством художественно — психологического воздействия на зрителя.

С появлением В. Мейерхольда, Е. Вахтангова возникает потребность не в натуралистическом копировании исторической действительности, но в ее стилизации, сведения всех знаков эпохи к одному, угадываемому всеми образу. В «Женитьбе Фигаро» художник, утрируя отдельные детали исторического костюма, немыслимым по размеру декором, смешивая цвет, имитируя фактуры 18 века, что дает живое восприятие манерной, игривой пластики стиля рококо. Понятно, что такое мастерство приобреталось с глубоким пониманием исторического материала. [5]

Второй тип реконструкции предполагает воссоздание исторического костюма по внешнему виду прототипа. В данном случае главное задачей является соблюдение аутентичности конструкции и деталей костюма, формы, силуэта, образа и т. д. Однако, возможно отступление от исторических методов изготовления.

Такой вид реконструкции используют в мероприятиях, связанных с реконструкцией исторических событий, в различных показательных выступлениях, исторических фестивалях. Участники таких мероприятий тщательно подходят к созданию своего костюма, предварительно изучают историю костюма, крой, материалы, пропорции периода, к которому принадлежит их одежда.

«Полная» реконструкция заключается не только в доскональном повторении кроя костюма (если речь идет об одежде), свойств материалов, но и в аналогичных технологиях обработки и используемых при этом приспособлениях. Этот вид реконструкции нашел широкое применении в исторической науке и, в частности, в музейном деле.

Различные типы реконструкции, рассматриваемые в общем, содержат в себе большую долю исследовательские работы по изучению исторических материалов. Современная реконструкция, с позиции научной деятельности, развивается в направлении совершенствования методов изготовления сравнимых и аутентичных историческим технологиям, т. е. сейчас внимание частных реконструкторов сфокусировано на процессе производства и соответствия оборудованию и приспособлениям исходного исторического периода, тканей и материалов и их способов получения. С другой стороны, реконструкция рассматривается в рамках создания стилизованных исторических костюмов для нужд театра, кино, эстрады.

Реконструкция исторического костюма — сравнительно молодое направление деятельности в современной России. Анализируя современное ее состояние, обращаясь к классификации типов реконструкции, становится заметно, что подавляющая доля исторической одежды воссоздается частными специалистами и любителями. Эти факторы, наряду с другими особенностями современного проектирования исторического костюма, формируют проблематику современной реконструкции одежды:

-       разрозненность информации, полученной из практики изготовления исторического костюма

-       отсутствие устоявшихся формализованных алгоритмов процесса проектирования исторического костюма;

-       недостаток информационного обеспечения выше обозначенного процесса;

-       обрывочный характер теоретических и методологических основ проектирования и изготовления исторического костюма в промышленных масштабах (за исключением карнавальных костюмов);

-       недостаточно развитый механизм сравнительного анализа исторических и современных методов проектирования и изготовления одежды и т. п.

В масштабах массового производства исторических костюмов невозможна реализация методов и приемов кустарного производства, так как первоочередная задача массового производства любого ассортимента одежды — извлечение прибыли, основанное на разнице между себестоимостью и ценой продажи, что, в свою очередь, требует рационализации процесса проектирования изделий, обеспечения скорости и качества изготовления, снижения временных и материальных затраты производства. В работах таких авторов, как S. Thursfield [6], N. Mikhaila [7] и др. представлены методические рекомендации по реконструкции костюма различных исторических периодов. Действительно, применение подобных методов проектирования и изготовления в массовом производстве одежды представляется, по меньшей мере, нерентабельным.

Часть приведенных выше проблемных направлений реконструкции костюма может быть разрешена за счет интеграции современных технологий, широко применяющихся в проектировании современной бытовой одежды, и технологий исторических, примененных в рамках модернизированных алгоритмов проектирования современной одежды. Подобный подход требует глубоких научных изысканий, посвященных историческому и современному проектированию, их сравнительному анализу с последующим синтезом оптимальной модели проектирования.

Перспективным направлением является внедрение современных систем автоматизированного проектирования (САПР) в процесс реконструкции. Интегрирование таких рациональных систем в производство позволит разрешить многие вопросы, в том числе и оптимизировать процесс проектирования. Для успешного внедрения САПР одежды, т. е. получения оптимального результата в заданных условиях, нужно решить ряд возникающих задач, одной из которых является применение системного и подхода к воссозданию исторических костюмов. Это будет возможно только при разработке четко регламентированных последовательностей определенных этапов и операций для реконструкции одежды, которые потребуют разработки наукоемких теоретических и методологических основ.

Информационное обеспечение процесса реконструкции требует компиляции и систематизации колоссального объема информации. В формате пополняемых баз данных и, немного более абстрактных, баз знаний должны быть представлены исторические модели одежды, конструкции, материалы, технологии изготовления, оборудование и приспособления.

Широкое применение в практике разработки современных моделей одежды получило внедрение отдельных элементов исторического костюма, таких, как: композиция, крой, колористика, декор и т. п. Такое расширение сферы применения методов и приемов реконструкции способствует популяризации и развитию данной области научных исследований.

Актуальна разработка подходов к созданию альянса исторических и современных методов проектирования и изготовления объектов материальной культуры, которые находят свое воплощение как в воссоздании давно потерянных предметов прикладного искусства, так и в проектировании современных товаров, отличающихся новизной, оригинальностью, высоким уровнем технического решения.

Литература:

1.      Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004–2009.

2.      А. Быков: Историческая реконструкция. Проблемы и решения [Электронный ресурс] / А. Быков // БСЭ-Клуб — Режим доступа: http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekonstrukciya.html

3.      Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования, М., 1987.

4.      Таиров А. Я. О театре / Ком. Ю. А. Головашенко и др. М.: ВТО, 1970. 603 с.

5.      Устинова Е. А. Костюм — образ времени [Электронный ресурс]/ Е. А. Устинова// Театральная библиотека — Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru.

6.      Thursfield, S. The medieval tailors assistant [Текст]: making common garments 1200–1500 / Sarah Thursfield. — Bedford: Ruth bean Publishers, 2001. — 244 p.

7.      Mikhaila, N. The Tudor Tailor [Текст]: reconstructing 16th-century dress / Ninya Mikhaila, Jane Malcolm-Davies. — London: Batsford, 2006. — 160 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle