Некоторые аспекты использования метода реконструкции в изучении народного костюма | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Павлова С. В., Батуева О. И., Баймеева Е. И. Некоторые аспекты использования метода реконструкции в изучении народного костюма [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 126-128. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13109/ (дата обращения: 21.11.2018).



Проектирование изделий лёгкой промышленности включает различные этапы теоретической и практической деятельности, начиная с системного анализа и заканчивая проектом и синтезом конечного продукта. Анализ первоисточника и/или аналога проектируемого объекта необходим для определения отличительных свойств изучаемых объектов. Если целью проектирования предметов материальной культуры является создание современных образов в этническом стиле или по этническим мотивам, то в его основе лежит всестороннее комплексное исследование культурного наследия того или иного народа, в том числе его прикладной составляющей. Изучение самых разных предметов материальной культуры любого народа, позволяет существенно уточнить и расширить знания об историческом прошлом и настоящем изучаемого народа, о повилявших на него многочисленных культурных контактах и взаимодействиях, выявить характерные морфологические и композиционные особенности, служащие основой этнического дизайн-проектирования.

Для последовательного изучения предметов материальной культуры используются самые разные методы. В качестве базового подхода к аналитическому исследованию первоисточника в целом может служить методика системного сопоставительного анализа разнотипных источников, включающая такие виды анализа, как искусствоведческий, технико-технологический, семиотический, цветопластический и др. в соответствии с поставленной целью исследования [1, с.87]. Для последующего этнопроектирования современных дизайн-образов в обозначенную систему можно включать другие виды анализа [2, с.238], т. е. необходимо комплексное использование различных методов научного исследования, в том числе используемых в истории, археологии этнографии и других научных областях. Достаточно важной частью аналитического исследования материальной культуры любого народа является изучение системы национальных костюмных комплексов. В данном случае методическую систему как целеполагающую основу разработки изделий легкой промышленности составляют данные композиционного, морфологического, технико-технологического и конструктивного видов анализа [3, с.600].

При проведении аналитического исследования предметов этнического костюма очевидно необходимо учитывать следующие особенности: разрозненность сведений об исторических периодах развития народа и костюмных комплексах соответствующего времени; неоднозначность описания костюмных образов и его изображений в письменных и/или изобразительных источниках; отсутствие сведений о свойствах используемых материалов и антропологических данных соответствующего костюму исторического периода. Конструктивный анализ таких составляющих костюмного комплекса, как одежда и обувь, предусматривает выявление способов их выкраивания, изготовления и ношения, а также морфологического соответствия формы предметов, составляющих костюм, и фигуры человека исследуемого периода времени [4, с.259]. Для последующего проектирования изделий легкой промышленности по этническим мотивам требуется знание особенностей конструктивного устройства изделий, а также элементов эргономичности и экономичности. Подобное исследование зачастую требует использования инструментальных / органолептических методов изучения реальных материальных объектов, что невозможно при наличии лишь изобразительных и письменных источников изучения. В качестве объектов исследования используются такие виды воссоздания первоначального облика предметов как музейные коллекции, археологические данные, изобразительные и письменные данные. Поэтому получение данных конструктивного анализа в ходе изучения ретроспективных источников проектирования усложняется рядом причин, в том числе, статусом «музейных экспонатов» исследуемых объектов.

Изучение предметов, составляющих народный костюм, очевидно необходимо синхронизировать в соответствии с основными историческими этапами развития народа и его материальной культуры. Смешение временных рамок может привести к невозможности точной идентификации этнического костюмного комплекса и/или его искажения. Кроме того, анализ материальной составляющей культуры ранних исторических периодов того или иного народа зачастую ограничен временными рамками, т. к. сохранность и возможность использования подобных исторических находок ограничены. Исследователи-археологи сталкиваются с проблемой воссоздания первоначального вида изделий (в том числе кроя), т. к. найденные предметы одежды и обуви доходят до нас в различной степени сохранности. При изучении археологических находок предметов костюма, выполненных из ткани, не всегда возможно воспроизведение направление нитей основы и утка, важного для воспроизведения системы кроя изделий. Здесь изучение конструктивного устройства напрямую взаимосвязано со способами изготовления материалов. Кроме того, для точности воспроизведения исходной формы предметов костюма немаловажен правильный подбор материалов, из которых был изготовлен изучаемый объект и, соответственно, знание их физико-химических и других свойств. Для тканей, помимо направления нитей основы и утка, необходимо знать ширину сотканной основы, что приводит к необходимости изучения конструкции ткацкого станка и пр. Все это подтверждает необходимость включения в методическую систему исследования технико-технологического анализа.

Другой немаловажной особенностью изучения народного / этнического костюма является то, что музейные образцы одежды или обуви зачастую невозможно сопоставить с фигурой человека, т. к. неизвестны размерные данные и морфологические особенности людей, на которые были изготовлены изучаемые костюмы. Тем более не всегда достоверно изучение изображения изделий (по изобразительным данным музеев или других первоисточников) и сопоставлении их с изображением некой абстрактной, а не конкретной фигуры человека.

Изучение конструктивного устройства одежды на ранних этапах развития того или иного этноса связано также со следующими моментами. При изучении и идентификации письменных источников, особенно раннего периода, можно столкнуться с тем, что, имеющиеся данные о крое исследуемого костюмного комплекса зачастую не всегда достоверны, т. к. сведения о крое изделий, сохранившихся раритетов в силу различных причин они могли быть искажены, изменены или имеют разное толкование. Известные схемы и системы кроя изделий не всегда точны, т. к. неизвестны упомянутые выше исходные данные раскроя: размерная характеристика тела человека и характеристика используемых материалов. Меняются условия жизни народов, традиции, соответственно меняются если не форма одежды и кроя, то способы их изготовления, что влияет на изменение конструктивного устройства изделий и их крой. Имеются исключения, такие, например, как японское кимоно, традиции изготовления, раскроя и способа надевания не менялись и сохранялись веками.

Всё вышесказанное подтверждает необходимость расширения методической основы исследования этнических первоисточников путём привлечения новых способов их изучения. В данном случае для проведения полноценного конструктивного анализа становится необходимым и возможным применение такого метода, широко используемого в археологии и истории, как реконструкция. Известно [5, с. 83], что реконструкция — «это деятельность, целью которой является исследование и воспроизведение в комплексе по данным различных источников вестиментарной области человеческой деятельности». Реконструкция является одним из наиболее востребованных методов исторического исследования в разных областях, Данный метод позволяет «путем сопоставления данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность (если речь идет о предмете) воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам» [6, с. 144]. При этом ставится целью «нахождение соответствия между археологическим артефактом, данными нарративных и изобразительных источников, обеспечивающего наиболее цельное представление об объекте изучения и предмете реконструкции» [5, с.84]. В нашем случае необходима реконструкция исторического костюма / костюмного комплекса как объектов материальной культуры. При этом предпочтительнее использование таких ее типов, как изобразительный и материальный. Используемый исследователями метод материальной реконструкции анализируемых предметов представляет собой воссоздание их в первоначальном, или похожем на первоначальный, виде. Метод может быть использован для воссоздания формы объектов, их типологии, воспроизведения свойств материалов и технологии изготовления предметов костюма. Нами же данный вид исследования использован, кроме воссоздания первоначального облика различных предметов костюма, для проведения конструктивного анализа воссозданных копий объектов. В последнем случае не всегда необходима полная реконструкция, при морфологическом исследовании предметов костюма важно воспроизведение исходной формы изделий, т. е. возможно создание копий изделий без адаптационного изменения исторического кроя. Таким образом, использование метода реальной материальной реконструкции исторических предметов вполне обосновано и успешно востребовано и применимо. Тем не менее, при всех его положительных моментах, метод достаточно трудо- и ресурсоёмок, поэтому на определенных этапах исследования предметов материальной культуры возможно использование метода виртуальной исторической реконструкции с помощью различных программ трехмерного компьютерного моделирования. Известно, что «реконструированные виртуальные трехмерные модели дают возможность увидеть … отдельные предметы быта историко-культурного наследия, восстановленные по фрагментам археологических раскопок» [7, с. 15]. Использование метода виртуальной реконструкции при изучении предметов материальной культуры не столь масштабно, как в случае воссоздания каких-либо исторических событий или историко-архитектурного наследия [8, с.112], но имеет свои преимущества. Например, возможность воспроизведения свойств материалов в отдельных программах, возможность оценить объемность изделий и посадку на человеке. Технологии трехмерного моделирования расширяют инструментарий не только исторических исследований, но и расширяют возможности анализа, синтеза и репрезентации изучаемых объектов, в нашем случае предметов этнического костюма. К недостаткам применения виртуальной реконструкции в случае изучения предметов костюма можно отнести невозможность воспроизведения методов технологической обработки изделий.

Таким образом, применение метода реконструкции, как материальной, так и виртуальной, в конструктивном анализе народных костюмных комплексов вполне приемлемо и достаточно эффективно. Для системности проводимого исследования с использованием данного метода важно учитывать следующие аспекты: синхронизация исторических периодов развития народа и соответствующего костюмного комплекса, привязка к ним имеющихся данных о костюме; упорядочивание описания костюмного комплекса разных исторических периодов; воссоздание костюмного образа при уточнении физико-химических свойств материалов; уточнение конструктивного устройства костюма и соответствующих технологических данных. Все это позволит обеспечить полноту проведенного исследования и успешно перейти к реализации следующего этапа: проектированию современных костюмных образов с учетом выявленных этнокультурных аспектов.

Литература:

  1. Павлова С. В. Методологические аспекты этнопроектирования изделий легкой промышленности. // Приволжский научный вестник. 2012. № 11 (15). С.86–90.
  2. Павлова, С. В. Изучение аспектов взаимодействия народного костюма и современной моды // Вопросы гуманитарных наук. М., 2009. № 3 (41). С. 236–239.
  3. Павлова С. В. Технологический аспект проектирования изделий с использованием орнаментальных мотивов. // Естественные и технические науки. М., 2010. № 5 (49). С. 600–601.
  4. Павлова С. В., Хандакова Б. Д. Некоторые морфологические аспекты геометрического моделирования изделий легкой промышленности. // Естественные и технические науки. М., 2012. № 5 (61) С. 259–261.
  5. Фудимова Е. В. Историческая реконструкция костюмного комплекса: методология оценки аутентичности. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 3. С. 82–84.
  6. Кумпан Е. В., Камалетдинова А. И. Реконструкция, как основной метод воссоздания исторического национального костюма // Вестник казанского технологического университета, 2014. № 13. С.143–145.
  7. Бублова Н. П., Епанян В. Методика трёхмерного компьютерного моделирования при реконструкции исторических объектов. // Теор. доклады IV Всеросс.творч.лаб-и МОН РФ «Регионы. Города. Ракурсы и параллели». Омск, 2016. С. 14–19.
  8. Еремин И. Е., Боднарюк М. К., Вишневский А. В., Черкасов А. Н. Компьютерная историческая реконструкция. // Ученые заметки ТОГУ, 2016. Т. 7. № 3. С. 111–116.
Основные термины (генерируются автоматически): материальная культура, конструктивный анализ, данные, фигура человека, использование метода, этнический костюм, легкая промышленность, костюмный комплекс, виртуальная реконструкция, методическая система.

Похожие статьи

Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы

Некоторые аспекты использования метода реконструкции... В нашем случае необходима реконструкция исторического костюма / костюмного комплекса как объектов материальной культуры. При этом предпочтительнее использование таких ее типов...

Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских...

материальная культура, современный костюм, элемент, народный костюм, народ, комплекс, легкая промышленность, костюмный комплекс, национальный костюм, геометрическая фигура.

Проектирование одежды на основе средневекового костюма...

Легкая промышленность. Опубликовано в. V международная научная конференция «Современные тенденции технических наук» (Казань, май 2017).

— 350 c. Кузьмичев, В. Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигураодежда»...

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной...

материальная культура, современный костюм, элемент, народный костюм, народ, комплекс, легкая промышленность, костюмный комплекс, национальный костюм, геометрическая фигура.

Возможности актуализации традиционного декора в дизайне...

‒ по включению в культуру современного человека предметов, образов и мотивов с

Декор, орнамент, колористика как костюмных комплексов, так и других.

В современных интерпретациях этнического костюма символика структурных элементов и структуры в целом...

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Ключевые слова: культура, искусство, национальные ценности, духовные ценности, костюм, национальная одежда.

Предметом исследованияявляется процесс развития и использования народного костюма как...

Элементный анализ кроя исторического костюма

Ключевые слова: исторический костюм, реконструкция одежды, конструктивные решения одежды, дефекты посадки одежды, методы проектирования. Исследование выполнено на основе анализа 117 систем кроя: 83 женской одежды и 34 мужской.

Семиотика женского костюма эпохи социализма | Молодой ученый

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

Основные термины (генерируются автоматически): материальная культура, данные, конструктивный анализ, этнический костюм, фигура человека, легкая...

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании...

На основе проведенного анализа [1–8] определены главные принципы использования этнических форм в

В украинском народном костюме присутствует комплекс композиционных и

Использование комбинаторного метода сочетания модулей композиционно...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы

Некоторые аспекты использования метода реконструкции... В нашем случае необходима реконструкция исторического костюма / костюмного комплекса как объектов материальной культуры. При этом предпочтительнее использование таких ее типов...

Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских...

материальная культура, современный костюм, элемент, народный костюм, народ, комплекс, легкая промышленность, костюмный комплекс, национальный костюм, геометрическая фигура.

Проектирование одежды на основе средневекового костюма...

Легкая промышленность. Опубликовано в. V международная научная конференция «Современные тенденции технических наук» (Казань, май 2017).

— 350 c. Кузьмичев, В. Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигураодежда»...

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной...

материальная культура, современный костюм, элемент, народный костюм, народ, комплекс, легкая промышленность, костюмный комплекс, национальный костюм, геометрическая фигура.

Возможности актуализации традиционного декора в дизайне...

‒ по включению в культуру современного человека предметов, образов и мотивов с

Декор, орнамент, колористика как костюмных комплексов, так и других.

В современных интерпретациях этнического костюма символика структурных элементов и структуры в целом...

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Ключевые слова: культура, искусство, национальные ценности, духовные ценности, костюм, национальная одежда.

Предметом исследованияявляется процесс развития и использования народного костюма как...

Элементный анализ кроя исторического костюма

Ключевые слова: исторический костюм, реконструкция одежды, конструктивные решения одежды, дефекты посадки одежды, методы проектирования. Исследование выполнено на основе анализа 117 систем кроя: 83 женской одежды и 34 мужской.

Семиотика женского костюма эпохи социализма | Молодой ученый

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

Основные термины (генерируются автоматически): материальная культура, данные, конструктивный анализ, этнический костюм, фигура человека, легкая...

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании...

На основе проведенного анализа [1–8] определены главные принципы использования этнических форм в

В украинском народном костюме присутствует комплекс композиционных и

Использование комбинаторного метода сочетания модулей композиционно...

Задать вопрос