Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 12.02.2014

Статья просмотрена: 3473 раза

Библиографическое описание:

Мазилов, Е. А. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе / Е. А. Мазилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 469-472. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9316/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье представлены результаты анализа зарубежного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности. Дана краткая характеристика основных используемых инструментов. Сделаны выводы о целесообразности их применения в отечественной практике.

Ключевые слова: промышленность, инновации, зарубежный опыт.

Каждое государство с развитой экономикой находит для себя собственный определенный сценарий развития и поддержки национальной промышленности, ориентируясь на развитие инновационных высокотехнологичных производств. Важно также принимать во внимание, что страны формировали свою политику в разные периоды времени, обладая различными конкурентными преимуществами. Многие развивающиеся страны также делали акцент на поддержку развития инновационных отраслей промышленности, подразумевающих организацию высокотехнологичных производств. В мире существует достаточно примеров развития, основанных на активном развитии инновационной деятельности в промышленности. На наш взгляд, существует необходимость рассмотрения опыта, прежде всего стран с развитой экономикой (таких как Германия, США, Япония, Финляндия и др.), а также государств, которые показывают в последнее время высокие темпы роста (Индия, Китай и др.).

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что на современном этапе развития экономики главным инструментом повышения конкурентоспособности промышленности выступает именно инновационная деятельность, а уровень развития инновационной сферы (науки, новых технологий) формирует основу устойчивого экономического роста, определяет перспективы развития предприятия.

С начала 80-х годов в Германии предпринимались дополнительные усилия по созданию стратегии развития промышленности среднего уровня. В этой связи научно-исследовательская и инновационная деятельности играют для промышленности большую роль. Главной целью тогда для немецких компаний было широкое и быстрое применение новых, или улучшенных, производственных средств и технологий, материалов и программного обеспечения. Однако если посмотреть на общую картину научно-исследовательской деятельности в Германии 80-х годов, видно, что основная роль в этом направлении отводилась крупной индустрии [1]. Доля ее финансирования в то время составила более 2/3 всех затрат на исследование и развитие. До начала 90-х годов формирующая роль в осуществлении политики инноваций и технологий принадлежала Федеральному Фонду. В 2006 году в Германии была утверждена Стратегия инновационного и технологического развития. В стратегии определены основные направления действий в национальной инновационной сфере и инструменты их реализации. Данный документ определял новые приоритеты Германии в технологической сфере с учетом мировых тенденций развития науки, техники и технологий. В Стратегии были определены 17 ключевых секторов, имеющих приоритетное значение для национального хозяйства [1]. Для них была разработана программа долгосрочного развития.

Одним из важных результатов Стратегии стало формирование инновационных альянсов и стратегических партнерств. Это новые инструменты в проведении научно-исследовательской и инновационной политики. Как правило, в инновационные альянсы объединяются фирмы с одинаковой технологической платформой. В состав таких альянсов могут входить государственные исследовательские организации. В настоящее время сформировано шесть инновационных альянсов в сфере энергетики, электроники, оптики, биомедицины.

Таким образом, опыт Германии доказывает, что разработка долгосрочной программы развития основных отраслей промышленного комплекса является необходимым механизмом поддержки инновационной активности в промышленности. Важным моментом развития промышленного комплекса может стать формирование стратегических партнерств основанных на проведении научно-исследовательских работ между промышленными предприятиями и научными организациями.

В Японии по инициативе правительства организовывались технопарки [2]. В 1980-е гг. японское правительство приступило к реализации широкомасштабной программы создания технополисов. В соответствии с разработанной программой «Технополис» предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 20 научно-технических зон, получивших название технополисов. На территории технополисов предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, действовавшим в отраслях высокой технологии, разрешалось списывать в первый год 30 % стоимости оборудования и 15 % стоимости зданий и сооружений, государство оплачивало треть расходов на совместное проведение научных исследований лабораториями и малыми фирмами. Для создания инфраструктуры технополисов активно привлекается частный капитал, а сами они являются местом активного соединения университетской науки с производством.

Из вышеизложенного примера следует, что разнообразие и гибкость политики льгот для участников производственных образований (таких как технополисы, производственные кластеры и др.), является важным механизмом повышения инновационной активности в стране или конкретном регионе.

Финляндия, начиная с 1990-х годов, особый акцент сделала на инновациях, а также на необходимости установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов [3]. Прогресс в сфере телекоммуникаций в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Возникновению и развитию сильного кластера информационных и коммуникационных технологий также способствовала исследовательская и образовательная система. Этот кластер является центральным элементом финской инновационной системы, которая включает целую сеть крупных и мелких компаний, а также корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финляндии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. В то же время особенностью процесса изменения структуры экономики являлось сравнительно низкое значение иностранных инвестиций и технологий. В основе финского экспорта и специализации ее компаний лежат, главным образом, технологии, разработанные в самой Финляндии.

В последние 10–15 лет объем инвестиций в научно-исследовательские разработки Финляндии рос быстрее, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития. Скорость среднегодового прироста составляла около 10 %. Доля расходов на НИОКР в ВВП выросла с 1,2 до 3,5 % с 1982 до 2009 гг. В Финляндии две трети НИОКР финансируется предприятиями [3].

Таким образом, опыт Финляндии свидетельствует, что ресурсная отрасль может инициировать развитие высокотехнологичных отраслей, а также о том, что активное инвестирование в НИОКР со стороны государства является важнейшим аспектом развития экономики региона.

В США в 1970-е годы был разработан специальный информационный механизм распространения новых идей и технологий (в частности, всех несекретных научных отчетов, выполненных на средства государственного бюджета) через Национальный центр научно-технической информации и консорциум федеральных лабораторий, объединяющий более 300 государственных научных центров. В его фондах собраны материалы о результатах научных исследований 200 федеральных организаций, 75 % данных поступает из министерств обороны, энергетики и НАСА. Центр обслуживает до 100 тыс. промышленных фирм и научных организаций страны ежегодно [4].

В 1980-е годы были приняты законы, стимулирующие поиск новых областей применения изобретений и их доработку самими разработчиками и формирующие штат профессионалов, ориентированных на решение данной задачи. В соответствии с этими законами, каждое федеральное ведомство, имеющее научную лабораторию, должно не менее 0,5 % своего научного бюджета расходовать на деятельность по переносу технологии в другие сферы.

В качестве одного из путей увеличения инновационной составляющей в экономике США был использован механизм коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства, передачи новой технологии из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая ее вторичное использование.

КНР доказала эффективность централизованной системы хозяйствования в ее планово-корпоративной форме. Сегодня Китай демонстрирует миру эффективность четко проработанной и целевой промышленной политики, реализуемой на основе централизованной системы планового макроэкономического регулирования [5]. КНР проводит политику форсированного развития экономики пятого технологического уклада. Проводимой политикой КНР подтверждает независимость экономики страны от иностранного капитала.

В рамках проводимой промышленной политики свои валютные резервы КНР расходует не на приобретение в США американских товаров или ценных бумаг, а высокотехнологического промышленного капитала (покупка подразделений персональных ЭВМ корпорации IBM, технологий глубоководного бурения и т. д.). Соответствующие расходы обеспечиваются растущими экспортными доходами. И с 2004 г. доходы от экспорта высокотехнологичной продукции стали превышать расходы на ее импорт. КНР начал получать от «пятого» передела чистый экспортный доход.

Успешность реализуемой промышленной политики иллюстрируется тем, что Китай — единственная страна в мире, показавшая рост ВВП во время финансово-экономического кризиса в 2009 г., на 8,7 %. КНР фактически с нуля создала и вывела на ведущую позицию собственный сектор технотронного производства. Опыт Китая, свидетельствует о необходимости проведения масштабного инвестирования в технологии (в том числе промышленные), а не в обязательства зарубежных стран.

Наиболее известным элементом инновационной системы Индии является создание сети технопарков — была начата еще в 1984 году. За 25 лет правительственное агентство по созданию научно-технологических парков поддержке науки и технологий (STEP) создало около 30 таких парков, ориентированных, прежде всего, на экспорт. На учредителей технопарков — организации или компании — не распространяется ограничение на иностранные инвестиции в индийские компании, напротив, им предоставляются серьезные налоговые и таможенные льготы, а также недорогие офисы. В становлении технопарков важную роль играют всячески поощряемые связи с вузами, в том числе иностранными, а также очень развитая интернет-инфраструктура. Дешевый широкополосный доступ обеспечивает всеиндийская сеть, созданная, чтобы исключить зависимость от иностранных серверов и сетей. Интересно отметить, что два крупнейших индийских IT-парка были основаны не агентством STEP, а администрациями штатов. Технопарк в Керале, учрежденный 17 лет назад, сегодня обслуживает 110 компаний и 15000 их сотрудников.

Помимо собственно технопарка там же расположен бизнес-инкубатор для стартапов и два университета, один из них готовит программистов, а другой — менеджеров. Сегодня очевидно, что Индия невероятно преуспела в сфере IT & ITES, показывает неплохие результаты в проведении заказных научных исследований, имеет ряд университетов, дающих качественное техническое и естественно-научное образование.

В Индии университеты не являются научными центрами в западном понимании, а концентрируются на техническом образовании, и если проводят исследования, то чаще для внешних заказчиков. В итоге их низкое положение в мировых рейтингах объясняется отсутствием заметного потока публикаций. В наше время исследования мирового уровня ведутся лишь в нескольких ведущих вузах страны. Вообще, структура науки в стране довольно сложная. На долю 38 институтов и 8500 ученых индийского аналога РАН — Совета по научным и промышленным исследованиям — приходится лишь около 3000 статей в год.

Из рассмотренного примера следует, что помимо механизма формирования региональных производственных систем, в Индии высокой степени развития достигло техническое образование, которое готовит высококвалифицированные кадры для развития промышленности, а также создана система поддержки развития новых фирм и организаций. Таким образом, можно говорить о том, что активная поддержка образования (в частности технического) является важным моментом в повышении инновационной активности, причем не только промышленного комплекса, но и экономики в целом.

Обзор зарубежного опыта развития и внедрения инноваций показал, что основой инновационного развития промышленности становились различные инструменты государственного стимулирования. В первую очередь, рост инновационной активности промышленного комплекса того или иного государства не проходил без усиленной поддержки со стороны органов власти и управления. Финансирование производилось в различных формах: прямым финансированием, выделением грантов и прочих дотаций (Китай, Япония), либо поддержкой в форме государственных заказов или закупок (США).

Во-вторых, практика свидетельствует о том, что высокотехнологичный промышленный комплекс является инновационным ядром промышленности и точкой роста всей экономики. Поэтому, в первую очередь, в регионе необходимо создание условий для развития высокотехнологичных производств.

В-третьих, для предприятий внедряющих инновационные технологии и выпускающих высокотехнологичную продукцию, государством предоставлялись различные льготы, в том числе налоговые (Индия, США). Такие меры могут привлечь на территорию новый бизнес и, соответственно, дополнительные инвестиции.

В-четвертых, мировая практика показывает необходимость наличия связей между производственными предприятиями, а также научными и образовательными учреждениями. Примерами служит опыт США, Японии и ряда других государств. Взаимодействие бизнеса и науки позволяет в кратчайшие сроки реализовать имеющиеся разработки и, соответственно, значительно повысить эффективность производства.

В-пятых, повышения инновационной активности можно достичь путем создания территориальных производственных систем (производственных кластеров, технопарков, технополисов). Это позволит достичь необходимого уровня в развитии связей между всеми участниками производства, а также представителями науки и образования (университетами и НИИ). Для повышения эффективности деятельности необходимо также построение цепи сотрудничества от добывающих предприятий до производства конечной высокотехнологичной продукции на территории региона.

Литература:

1.         Райнер Гертц, Инновационная политика предполагает инновационное предпринимательство /Райнер Гертц // «Элемент».– 2010. — № 2.

2.         Лавров, А. А. Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:. http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/329/image/329–182.pdf.

3.         Государственная поддержка инноваций в Финляндии (2006 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nccg.ru.

4.         Промышленная политика и поддержка экспорта в США (2006 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nccg.ru.

5.         Иванов С. Промышленная политика Китая: очередное достижение // Экономист. — 2006/ — № 1

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная активность, США, STEP, Китай, промышленный комплекс, Япония, инновационная деятельность, КНР, развитие, Финляндия.


Похожие статьи

Инновации по-китайски | Статья в сборнике международной...

Китай сегодня — это не только «серые пуховики», жителей страны теперь не устраивает роль всемирного промышленного гиганта.

Глава КНР Ху Цзиньтао провозглашает, что «способность к самостоятельному инновационному развитию» является «основой нашей...

Российский и китайский опыт налогового стимулирования...

Ключевые слова:инновационная экономика, инновации, инновационная деятельность

Митрофанова, И. А. Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР / И. А

Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе.

Основные направления инновационной деятельности...

Узбекистан, США, Япония, Китай, инновация, инновационная деятельность, доля финансирования, Великобритания, долгосрочная перспектива, государственное финансирование.

Развитие инновационной деятельности на промышленных...

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана. Дана оценка инвестиционного климата Республики Узбекистан и предложен путь стимулирования инновационной активности на...

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Ключевым детерминантом результативности инновационной деятельности в стране выступает бизнес, и

Китай. В настоящее время Китайская Народная Республика (далее — КНР) является одной из

Для развития инновационной экономики наряду с созданием стимулирующей...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное развитие, Япония, университет, государство, США, евроатлантическая модель, альтернативная модель. Ключевые слова.

Мониторинг инновационных позиций различных стран мира

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, Глобальный инновационный индекс.

Финляндия (6).

Основные термины (генерируются автоматически): BCG, США, Швейцария, Корея, Россия, позиция России, Япония, инновационное развитие, Глобальный...

Проблемы развития инновационной активности казахстанских...

Ключевые слова: инновация, инновационная активность, предприятие, механизм, государственная поддержка.

Япония также тратит на эти цели почти столько же — более 3 % ВВП, США — 2,7; ЕС-2,5 -1,9; Китай и Индия — около 1,5 % ВВП [4,с.13].

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

«Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года».

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, SBIR, США, Великобритания, инновация, программа, инновационная деятельность, компания...

Похожие статьи

Инновации по-китайски | Статья в сборнике международной...

Китай сегодня — это не только «серые пуховики», жителей страны теперь не устраивает роль всемирного промышленного гиганта.

Глава КНР Ху Цзиньтао провозглашает, что «способность к самостоятельному инновационному развитию» является «основой нашей...

Российский и китайский опыт налогового стимулирования...

Ключевые слова:инновационная экономика, инновации, инновационная деятельность

Митрофанова, И. А. Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР / И. А

Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе.

Основные направления инновационной деятельности...

Узбекистан, США, Япония, Китай, инновация, инновационная деятельность, доля финансирования, Великобритания, долгосрочная перспектива, государственное финансирование.

Развитие инновационной деятельности на промышленных...

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана. Дана оценка инвестиционного климата Республики Узбекистан и предложен путь стимулирования инновационной активности на...

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Ключевым детерминантом результативности инновационной деятельности в стране выступает бизнес, и

Китай. В настоящее время Китайская Народная Республика (далее — КНР) является одной из

Для развития инновационной экономики наряду с созданием стимулирующей...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное развитие, Япония, университет, государство, США, евроатлантическая модель, альтернативная модель. Ключевые слова.

Мониторинг инновационных позиций различных стран мира

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, Глобальный инновационный индекс.

Финляндия (6).

Основные термины (генерируются автоматически): BCG, США, Швейцария, Корея, Россия, позиция России, Япония, инновационное развитие, Глобальный...

Проблемы развития инновационной активности казахстанских...

Ключевые слова: инновация, инновационная активность, предприятие, механизм, государственная поддержка.

Япония также тратит на эти цели почти столько же — более 3 % ВВП, США — 2,7; ЕС-2,5 -1,9; Китай и Индия — около 1,5 % ВВП [4,с.13].

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

«Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года».

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, SBIR, США, Великобритания, инновация, программа, инновационная деятельность, компания...

Задать вопрос