Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Артикова, Д. М. Основные направления инновационной деятельности в Республике Узбекистан / Д. М. Артикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32266/ (дата обращения: 10.12.2024).



В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития. Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными; невозможно охватить весь их спектр, можно выделить только основные. Инновации способствуют:

  1. Экономическому росту страны в долгосрочной перспективе. Инновации вышли на первый план еще в рамках индустриального общества. К началу эры постиндустриального и информационного общества инновации прочно заняли место основного генератора экономического роста любой страны. Инновации воздействуют на все стороны жизнедеятельности общества, в т. к. и на экономическую ее составляющую.
  2. Созданию новых отраслей экономики. По глубине вносимых изменений инновации могут быть радикальными (т. е. предлагающими кардинально новый продукт или услугу, путь решения проблемы и т. д.) и улучшающими (т. е. совершенствующими уже существующий продукт, услугу и т. д.). Развитию новых отраслей экономики способствуют радикальные инновации. Радикальные инновации в долгосрочной перспективе приводят к тому, что новые отрасли не только появляются, но постепенно становятся доминирующими.
  3. Созданию единого рыночного пространства. В современном обществе, которое, так или иначе, идет по пути глобализации, даже одна инновация может способствовать созданию единого рынка. Наиболее характерным примером здесь может являться создание сети Интернет, в частности — появление интернет-магазинов, покупки в которых можно совершать, находясь практически в любой стране мира. Таким образом, создается единый рынок, границы которого не поддаются измерению.
  4. Стимулированию конкуренции и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны. Джоном А. Гобсоном было высказано мнение, что действительное конкурентное преимущество заключается в способности находить новые рынки, производить новые товары и изобретать новые способы изготовления товаров. Если фирма обладает инновацией, которая пользуется спросом на рынке, то, безусловно, это будет являться ее конкурентным преимуществом, как минимум до момента, пока организации-конкуренты не создадут аналог инновации, или пока не иссякнет спрос на эту инновацию.
  5. Взаимопроникновению культур и экономик разных стран. Инновации, применяемые в многочисленных областях жизнедеятельности общества, способствуют интеграции общества.
  6. Укреплению обороноспособности страны, ее экономической, продовольственной безопасности и т. д. Обеспечение целостности государства и безопасности граждан являются одними из приоритетных задач функционирования органов власти всех уровней. Их реализация невозможна без создания должного уровня обороноспособности, информационной, экономической, продовольственной безопасности.
  7. Развитию и совершенствованию законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Категорией, тесно связанной с понятием «инновация», является интеллектуальная собственность. Появление все новых и новых видов инноваций, которые, порой, не подпадают под регулирование ни одного уже существующего нормативного правового акта в области регулирования интеллектуальной собственности, стимулирует развитие законодательства путем разработки новых документов.
  8. Получению коммерческой выгоды. Фактически, инновации являются генератором прибыли. Инновации предоставляют возможность физическому или юридическому лицу получать более высокую прибыль посредством создания продукции более высокого качества, снижения себестоимости производства, увеличения объемов выпуска продукции в единицу времени и т. д.
  9. Увеличению доли рынка, расширению круга потенциальных покупателей, завоеванию новых сегментов рынка, стабилизации и закреплению положения на рынке.
  10. Снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий, позволяющих сокращать объемы потребления воды, энергии и т. д.
  11. Повышению качества производимой продукции. Технические (технологические) или продуктовые инновации способствуют производству продуктов с новыми или улучшенными свойствами, предоставлению более качественных услуг, которые будут максимально соответствовать потребностям человека.
  12. Росту количества квалифицированных кадров, т. к., например, для работы на новом (инновационном) оборудовании необходимо пройти курс повышения квалификации.
  13. Удовлетворению потребностей человека. Практическая каждая инновация, в той или иной степени способствует удовлетворению потребностей человека. решению глобальных проблем человечества (например, борьбы с особо опасными вирусными заболеваниями). Многие из этих проблем (продовольственную, экологическую, ядерную и т. д.) невозможно решить без создания инновационных продуктов и методов.
  14. Росту уровня жизни населения.

Необходимо выделить три основных момента:

‒ инновационная деятельность, при прочих равных условиях, приносит прибыль, что в конечном итоге, благоприятно сказывается на доходах отдельных физических лиц;

‒ осуществление потребительских инноваций, направленных на улучшение условий жизни, способствует созданию комфортной обстановки жизнедеятельности человека (примером таких инноваций можно считать создание бытовой техники);

‒ изобретение новых средств коммуникаций (в т. ч. сети Интернет) позволяет не только расширить круг общения, но и совершенствоваться в профессиональном и культурном плане, путем поиска и анализа большого объема информации, даже если физическое лицо находится в крайне отдаленной зоне от культурно-экономического центра;

‒ развитию человека как личности. Создание какой-либо инновации приводит индивида к осознанию своей полезности для общества, способствует повышению его самооценки. В рамках создания социальной, человекоориентированной экономики, данный факт является крайне важным.

Среди наиболее существенных тенденций развития инновационной деятельности в мире необходимо отметить следующие:

‒ рост инвестиций в знания, измеряемые затратами на НИОКР;

‒ сокращение доли государственных расходов в финансировании НИОКР;

‒ интернационализация инноваций;

‒ установление национальных приоритетов инновационной политики в соответствии с мировыми направлениями научных исследований;

‒ усиление кооперации и сотрудничества между фирмами, научно-исследовательскими организациями и государственными университетами [3].

Рассмотрим подробнее указанные тенденции с точки зрения предпосылок и ограничений формирования конкурентных инновационных преимуществ в экономике

Узбекистан находится на 75 месте в списке из 117 рассматриваемых стран по показателю роста конкурентоспособности. Страна занимает 73 место по способности создавать и внедрять новые технологии. В среднем за 2010–2014 гг. расходы на научные исследования и разработки составляли в Узбекистан 1,2 % ВВП, в то время как мировой показатель равен 2,3 %, в том числе в США — 2,7 %, Финляндии — 3,5, Швеции — 3,6, Израиле — 4,5 %. Иными словами, Узбекистан уступает развитым странам по этому показателю в 2–3 раза и более [4]. Если сравнить затраты на НИОКР ведущих стран, исчисленные по паритету покупательной способности валют с расходами Узбекистан, то разница получается существенная — США тратит больше Узбекистан в 24 раза, Япония — в 9,6, Германия — в 4,5, Великобритания — в 2,2, Китай — в 5,1, Япония — в 7,1.

Узбекистан отличается от стран-новаторов также по источникам финансирования научных исследований и по исполнителям работ. Наиболее характерным структурным отличием Узбекистан от стран «большой семерки» и Китая является преобладание доли правительственного финансирования. Если в рассматриваемых странах доля финансирования бизнесом превосходит долю государственного финансирования, то в Узбекистан — обратная ситуация. В странах-лидерах (по затратам на ИР к ВВП) доля бизнес-финансирования составила: в Японии — 77 %, в США — 65 %, в Германии — около 68 %. В Китае этот показатель равнялся 69 %, в Узбекистан — всего 29 %. Доля государственного финансирования в странах-лидерах следующая: в Японии — около 16 %, в США — около 29 %, в Германии — около 28 %, в Китае — 25 %, в Узбекистан — 61 %.

Доля правительственного финансирования в ВВП для большинства стран практически одинакова: от 0,6 до 0,8 %. Исключение составляет Китай, где данная доля равна 0,4 %. В Узбекистан она составила 0,66 %, доля финансирования бизнесом — 0,31 % и доля финансирования из-за рубежа — около 0,10 %.

Основная роль в осуществлении научно-исследовательской деятельности отводится предпринимательскому сектору во всех странах без исключения. На долю затрат предпринимательского сектора приходится от 50 % — минимального значения в Италии до 77 % — максимального значения в Японии. В Узбекистан этот показатель составляет около 67 %. Отметим, что Узбекистан имеет самую маленькую долю затрат сектора высшего образования — около 6 %, что говорит о его недостаточной роли в научно-исследовательской деятельности страны

За последнее десятилетие в развитых странах рост численности исследователей намного опережал рост занятости в экономике в целом. В Узбекистан численность исследователей сокращалась. Так, в 2014 г. численность работников, занятых в научно-исследовательских разработках, в Узбекистан (3319 на 1 млн человек) была меньше, чем в Финляндии (7832), в Исландии (6807), Швеции (5416), Японии (5287), США (4605), Норвегии (4587), Австралии (3759), Канаде (3597). Еще значительнее (в 2–3 раза и более) Узбекистан отставала по числу патентов, выданных собственным гражданам (135 на 1 млн человек) и суммам полученных роялти и лицензионных выплат (1,8 долл. США на 1 человека). В США, самой крупной научной мировой державе, доля научных публикаций от всех научных статей, опубликованных в международных журналах, составила около 26 %. У Великобритании, Германии, Японии и Китая — примерно по 6 %. У Узбекистан этот показатель составляет около 2 %. По показателю количества публикаций на тысячу человек наилучшие позиции у Канады — 1,37, Великобритании — 1,28, США — 0,99. У Узбекистан один из самых низких показателей — 0,14, ниже только у Китая — 0,05

Таким образом, инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта за счет инноваций в этих странах составляет более 75 %. Один процент прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7 процента прироста дохода бюджета. Именно поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития регионов Узбекистан позволит решить такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности и достижение высокого уровня и качества жизни населения.

Литература:

  1. Гордеев Д. А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности Российской Федерации //Экономическое возрождение России. — 2009.– № 3.
  2. Дергунов А. И. Системный подход к развитию национальной инновационной среды // Инновации. — 2010.– № 3.
  3. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. — 2011. — № 4.
  4. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год.
  5. Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 38-40.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, США, Китай, Япония, инновация, Великобритания, доля финансирования, инновационная деятельность, государственное финансирование, долгосрочная перспектива.


Похожие статьи

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления развития производства синтетических моющих средств в Республике Узбекистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан

Основные направления структурной политики в экономике Узбекистана

Основные тенденции развития сферы услуг в Узбекистане

Похожие статьи

Основные направления инновационного развития экономики в Республике Узбекистан

Основные направления развития производства синтетических моющих средств в Республике Узбекистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Основные тенденции инновационной экономики Республики Узбекистан

Основные направления структурной политики в экономике Узбекистана

Основные тенденции развития сферы услуг в Узбекистане

Задать вопрос