Библиографическое описание:

Земскова Ю. А. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 760-762.

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

-          снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

-          развитие психофизиологических качеств ребенка;

-          формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

-          формирование координации движения;

-          совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;

-          повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;

-          формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Работу я веду систематически: не менее 2–3 раз в неделю беседую с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.).

Я приучаю ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняю и повторяю детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Организуя занятия и беседы, я исхожу из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.

Обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности, трудового воспитания, конструирования, на музыкальных и физкультурных занятиях.

На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим я даю детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»), просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

На непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений даю понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят я учу рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта.

На непосредственно образовательной деятельности по конструированию у детей формируется интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта). Учу создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, собственному замыслу.

На физкультурных НОД дети продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Учу детей ездить на велосипеде, самокате. По прямой, по кругу, змейкой, тормозить.

На музыкальных НОД наши воспитанники принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Для закрепления программного материала, детям, даю задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Придумай сказку про тот знак, который мы изучали».

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения я начала с оснащения предметно развивающей среды — это:

-       изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,

-       изготовление дорожных знаков,

-       дидактического материала по обучению дошкольникам правилам дорожного движения.

В методическом кабинете имеется учебно-методический материал: комплект наглядных пособий по ОБЖ (автор Стеркина Р.), плакаты «Изучаем правила дорожного движения», видеофильм «Безопасность пешеходов», библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения. В каждой возрастной группе имеются перспективные планы по изучению ПДД, уголки дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.

На территории ДОУ имеется соответствующая разметка.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол.

В течение года провожу выставки рисунков детей: «Такие разные автомобили», «Я и дорога» и др. Ребята совместно с воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

В результате уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрос. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. Высокий уровень дети показали в изобразительной деятельности. Рисунки детей по этому разделу отличаются содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми было отмечено владение детьми не только знаниями по этому разделу, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данным разделам, отмечалось владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности по данным разделам был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. Уровень проведения занятий и вечеров — развлечений показал высокую заинтересованность детей этим разделом программы. Дети с удовольствием и высоким уровнем подготовки исполняли стихи, песни и танцы по данному разделу программы.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

Работе с родителями я уделяю огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Активизирую работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.

В начале учебного года я провожу анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использую различные формы взаимодействия с родителями:

-          памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

-          папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-          консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Устраиваю конкурс семейных газет «Дорожная азбука — детям» выявляет таланты не только художников — родителей, но и поэтов, сочинителей рассказов.

Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер — класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.

Все это позволяет мне комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты я придерживаюсь следующих правил:

1)        не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.

2)        сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.

3)        использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle