Библиографическое описание:

Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 860-864.

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Современные тенденции развития общества, переход к рыночной экономике предполагают использование человеком многовариантной методологии познания и деятельности, осознания объективности наличия многовариантных решений на любом уровне их обоснования и реализации на основе гуманистически ориентированного, прогностически направленного, инновационного мышления и деятельности. Для этого требуется существенное усиление ориентации профессионального образования на формирование человека как личности, способной действовать в режиме постоянного повышения степени самоактуализации, опережения на этой основе существующих условий своей жизнедеятельности, экономики и производства.

Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования — процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, системной связи науки и образования.

Информатизация образования, обусловленная глобальными изменениями и, в первую очередь, зарождением и развитием информационного общества, позволяет решить главную задачу-повышение качества образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий. Формирование в образовательном процессе умений работы с электронными средствами обработки и передачи информации способствует удовлетворению информационной потребности, развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и адекватному использованию информационных ресурсов в различных сферах человеческой деятельности. Это обеспечивает подготовку субъектов образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, когда более половины рабочих мест предполагает использование компьютеров и Internet.

Информатизация образования характеризуется применением компьютерно-ориентированных методических систем на разных стадиях обучения в высших, средне специальных и общеобразовательных учебных заведениях, использованием обучающих информационных технологий, являющихся, в свою очередь, процессуальной составляющей компьютерно-ориентированных образовательных систем. Опираясь на исследования [4], под информатизацией образования будем понимать процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты. В этом определении актуализируется проблема разработки теории и обоснования практики обучения в информационной среде при реализации психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В качестве недостатков информатизации образования Галкин Д. В. выделяет проблему, названную автором, проблемой «эрозии знаний». Ученый подчеркивает, что доступность и обилие в информационной среде «полуфабрикатов» знаний приводит к «разрыву между знанием и опытом познания». «Опыт познания, заложенный в классической процедуре реферирования (работа с текстом, реконструкция содержания), сведен в данном случае на нет: тексты не были прочитаны и главные мысли самостоятельно не выделялись» [2]. Это предъявляет соответствующие требования к мультимедиа, обеспечивающим минимизацию негативных последствий от применения мультимедиа средств (рассеивание внимания, недостаточная интерактивность, информационная перегрузка, нарушение эргономических требований и др.) [3]. Для выделения основной проблемы современной педагогической науки в контексте информатизации образования значимым представляется замечание Л. С. Выготского о том, что включение нового средства в деятельности человека, перестраивает структуру этой деятельности, позволяет исключить ряд процессов, «работу которых теперь выполняет новый инструмент, вызывает к жизни ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управления им» [1]. Возникает необходимость трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации образования. Если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая дидактические возможности компьютера.

Ряд ученых, исследующих педагогические проблемы «виртуального образования» на основе использования информационных технологий, отмечают необходимость конкретизации понятийно-категориального аппарата и разработки теории и методики обучения в современных информационных средах [1, 4].

В рамках новой теории обучения необходимо определить содержательные изменения элементов традиционной педагогической системы (цель обучения, содержание формы и средства обучения, субъекты образовательного процесса) и общедидактических принципов. Настоящий этап развития теории обучения в условиях информатизации образования естественно определить, по Б. С. Гершунскому, как первый этап становления, который осуществляется «эмпирико-индуктивным» путем. Педагогическая деятельность на этом этапе позволяет наблюдать, систематизировать, накапливать и описывать педагогические факты для их дальнейшего объяснения, осмысления, выявления закономерностей, построения гипотез и теоретических концепций.

Педагогический аспект проблемы информатизации образования заключается в необходимости обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения воспитания.

Формирование новых образовательных моделей, адекватно использующих закономерности информатизации, на основе изменения содержания образования с ориентацией на развивающие, опережающие методики обучения и индивидуализированное образование, необходимо ориентировать на сохранение ценности образования как процесса развития умений, способностей и свойств личности обучаемых в условиях внедрения современных информационных технологий.

Введение средств новых информационных и коммуникационных технологий в традиционную модель обучения с передачей компьютеру части функций педагога (функции контроля или тренинга) не приводит к перестройке этой модели, поскольку компьютер при этом реализует не сколько свои специфические функции, сколько функции преподавателя. Более того, внедрение средств информационной и коммуникационных технологии в традиционную модель обучения на школе может усугубить ее негативные стороны — еще более формализуется учебный процесс, уменьшая степень общения между учителям и ученикам, а также между учениками, то есть усиливается социальная изоляция.

Средства новых информационных и коммуникационных технологий обучения окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если эти технологии будут включены в новую (соответствующую их возможностям) модель обучения и будут реализовывать свои специфические функции.

Адекватной основой проектирования новых информационных технологий обучения, — как отмечает Э. Т. Селиванова, — выступает психологический принцип деятельности и педагогический принцип «выращивания» [6]. В соответствии с первым принципом развитие обучаемого основывается на активном присвоении им определенных способов деятельности или средств общения. Процесс обучения в этом случае выступает как организация присвоения обучаемыми тех или иных форм коммуникации и способов деятельности. «Выращивание» личности обучаемого происходит в условиях организации его самоопределения в учении, при осознании обучаемом характера усваиваемой деятельности.

Указанные принципы наиболее адекватно и полно отражены в личностно-ориентированной модели обучения. Современные подходы к личностно-ориентированной модели обучения позволяют рассматривать ее как модель обучения, которая ориентирована на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса. Основная цель личностно-ориентированного образования — содействовать развитию обучаемого как личности, формировать у него способности в самообразовании, самоопределении с осознанием личной ответственности, способствовать удовлетворению познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта. Знания, умения, навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности. Преподаватель здесь становится носителем нового педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества.

С. В. Панюкова, развивая концепцию реализации личностно — ориентированного обучения при использовании средств новых информационных технологий [5] делает вывод, что ряд дидактических принципов этого обучения не может быть реализован в учебном процессе без средств информационных и коммуникационных технологий. Ею сформулированы «требования к личностно-ориентированному обучению в условиях использования информационных — коммуникационных технологий»; индивидуализация и дифференциация обучения; доступность к необходимой информации; объективный контроль знаний; обеспечение условий, способствующих саморазвитию и самоуправлению.

Электронные средства обучения позволяют устранить негативное отношение к учебе — пассивность обучаемых, связанную с непониманием пройденного или пропущенного материала. Образовательное электронное издание способно влиять на мотивацию ученика, представляя ему возможность попробовать свои силы, поставив перед ним интересную задачу и давая оценку решению без негативной оценки педагога. Это способствует формированию положительного отношения к учебе, развитию познавательной активности ученика.

Важное значение имеют электронные средства обучения для эффективной реализации такого факта активизации познавательной деятельности как индивидуализация обучения. Это обусловлено возможностью для обучаемого выбирать на компьютере индивидуальный темп изучения материала, решения задач, определяемый спецификой индивидуальных способностей каждого обучаемого.

Индивидуализация обучения может быть реализована и за счет дифференциации содержания предъявленного учебного материала, задач. Это обусловлено с установлением исходного уровня обученности учеников — выявление знаний и умений, которые предшествуют новым, определение уровня сформированности общеучебных умений (систематизация, классификация, обобщение и др.).

В этом случае электронное средство обучения выполняет рутинные операции по предъявлению заданий, выбору заданий, обработка результатов, последующее дифференцирование обучаемых.

К обязательным компонентам организации интерактивного режима работы относится наличие диалога, дружественный интерфейс. Чем выше уровень коммуникативности обучающего средства, тем эффективнее реализуются условия индивидуального подхода к обучению, активного решения учебных задач учеником.

Особую роль в развитии самостоятельной деятельности обучаемого имеет, на наш взгляд, интерактивная форма работы с электронным средством обучения. Диалог активно вовлекает обучаемых в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы.

Применение электронных средств обучения в образовательных учреждениях создает условия для организации такой формы учебного процесса, при которой обучаемые получают возможность постоянного самоконтроля и самооценки своей деятельности. Это, с одной стороны, служит средством мотивации, и, с другой, — обеспечивает возможность результативной самостоятельной учебной работы, направляемой оценками компьютера. Для педагога компьютер также обеспечивает самые широкие возможности контроля деятельности обучаемых. Один из недостатков традиционной методики обучения состоит в том, что педагог часто не имеет возможность контролировать постоянно или несвоевременное может знать о ходе усвоения сообщаемых знаний (нет внутренней обратной связи и слабая внешняя связь). Компьютер зафиксирует ошибку и определит ее характер, вовремя устранит причину, обусловившую ее появление.

По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

1)        Обучающие программные средства, методическое назначение которых-сообщение суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;

2)        Программные средства (системы) — тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;

3)        Программы, предназначенные для контроля уровня овладения учебным материалом, — контролирующие программные средства;

4)        Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение — формирование умений и навыков по систематизации информации;

5)        Имитационные программные средства, предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров;

6)        Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации с целью их изучения, исследования;

7)        Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

8)        Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

9)        Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т. д.

В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологии. Современные электронные средства обучения могут быть представлены в виде: виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов; компьютерных тренажеров; тестирующих и контролирующих программ; игровых обучающих программ; программно-методических комплексов; электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок; предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ); наборов мультимедийных ресурсов; справочников и энциклопедий; информационно-поисковых систем, учебных баз данных; интеллектуальных обучающих систем.

Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды электронные средства обучения и формы их реализации.

Электронные средства обучения, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Из числа эргономических требований к электронных средств обучения, которые основываются на учёте возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в электронных средств обучения интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).

Необходимо отметить значение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе со средствами информационно-коммуникационных технологий учащиеся пут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры.

Наиболее существенные с позиции дидактических принципов, методические цели обучения школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий следующие:

1)        Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2)        Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационно-коммуникационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3)        Мотивация общеобразовательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет использования информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Исходя из этого, нами разработан электронные средство обучения, так называемый электронный учебно-методический комплекс по курсу «Алгебра» общеобразовательной школы. Это в свою очередь позволяет ученикам овладеет большим знанием по сравнению с учебником. Использование электронных средств обучения на уроках математики в школе расширяет возможности учителя в устранении пробелов в знаниях у отстающих учащихся. А также учителя могут найти для себя множество удобных возможностей (тесты, анимации, календарные планы, программы) в электронном учебно-методическом комплексе. Это считается методическим пособием не только для учеников, а и для учителей. Хотим, отметит, что пользование электронных средств обучения развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к алгебре, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.

Использование электронных средств обучения позволит эффективно реализовать информационную среду в процессе организации учебной деятельности и обеспечит: внедрение в процесс профессиональной работы преподавателя наряду с традиционными дидактическими материалами современные электронные средства и информационные педагогические технологии; создание электронных баз знаний, отвечающих профессиональному образовательному уровню и потребностям обучающих и обеспечивающих реализацию разнообразных сценариев работы с профессиональными информационными ресурсами; применение согласованной системы логических, гностических методов профессионального обучения; реализацию основных педагогических и психологических теорий личностно-ориентированного, развивающего, информационного, проблемного обучения; создание посредством информационных и коммуникационных технологий педагогических условий для самостоятельной активной учебной деятельности, особенно в дистанционной форме обучения; открытость электронной методической системы посредством коммуникаций в компьютерных сетях, предоставляя удаленный доступ к начальной и профессиональной образовательной информации по любой специальности; преемственность традиционной дидактики с современными педагогическими инновациями, вызванными активным внедрением электронных средств обучения.

Литература:

1.      Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — С. 387.

2.      Галкин Д. В. «Проблемы образования в контексте информатизации: в поисках модели практической педагогики // Гуманитарная информатика. — 2010. Вып.3. — [Электронный ресурс]: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/3/gal2.html.

3.      Гафурова Н. В. Риски информатизации общества в контексте социализации подрастающего поколения // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы 5-й Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию КГПУ им. В. П. Астафьева. — Красноярск: КГПУ, 2007.

4.      Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 1. — С. 117–124.

5.      Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучение. — М.: Прогресс, 1998, — 43 с.

6.      Селиванова Э. Т. Методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000, — 27 с.

7.      Тангиров Х. Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе // Молодой ученый. — Чита: — 2012. — № 5 (40). — С. 510–514.

8.      Хаитова Н. Ф., Тангиров Х. Э. Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра» // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2013. — № 4 (51). — С. 34–38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle