Формы и методы экологического воспитания учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 02.01.2014

Статья просмотрена: 24279 раз

Библиографическое описание:

Зарипова, М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся / М. Д. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 524-525. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8659/ (дата обращения: 26.04.2024).

В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания учащихся в соответствии с потребностями личности и общества.Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности.

Формы воспитания — это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады).

Используются с целью воспитания экологического сознання в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.

Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:

1.     Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)

2.      Методы формирования положительного опыта поведения в процессежизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)

3.      Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги и др.)

Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Также методами воспитательной работы могут выступать:

1.                 Устное изложение материалаучителем как метод обучения. К нему относятся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа. Их называют вербальными (устные, словесные).

2.                 Беседакак метод воспитания. Суть метода в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства.

Во время беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование основных дидактических принципов на процесс экологического образования и воспитания.

Литература:

1.                 Белоусова О. А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста.

2.                 Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция — состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). // Интернет-журнал «Ecologylife.ru».

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, воспитательная работа, учащийся.


Похожие статьи

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке

4. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся.

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры...

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к

Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно

Воспитательная ценность трудовой бригады состоит в том, что она создаёт условия не только...

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...

Задачи экологической работы в начальной школе: Воспитание в каждом учащемся бережного отношения к окружающей среде. Раскрытие взаимосвязи результатов деятельности человека с состоянием окружающей среды.

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

На внеклассных мероприятиях учащиеся получают знания об экологическом положении своего края, его экологических систем, сообществ территорий всей

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников.

Экологическое образование учащихся в процессе трудового...

...обучению, раскрыты понятия экологической культуры, экологического воспитания, определены формы внеклассной и внешкольной работы экологической

Необходимо связать познавательную деятельность учащихся с целями учебно-воспитательного процесса...

Экологическое воспитание учащихся | Статья в журнале...

Экологическое воспитание учащихся. Автор: Солодянкина Татьяна Васильевна.

- —работа с детьми по интересам, экологический кружок «Друзья природы», модифицированная программа «Исследователи природы».

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Внеурочная воспитательная работа, по мнению Г. М. Коджаспировой, — это

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому систематическое проведение экскурсий — необходимое условие воспитания экологической культуры учащихся.

Похожие статьи

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке

4. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся.

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры...

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к

Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно

Воспитательная ценность трудовой бригады состоит в том, что она создаёт условия не только...

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...

Задачи экологической работы в начальной школе: Воспитание в каждом учащемся бережного отношения к окружающей среде. Раскрытие взаимосвязи результатов деятельности человека с состоянием окружающей среды.

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

На внеклассных мероприятиях учащиеся получают знания об экологическом положении своего края, его экологических систем, сообществ территорий всей

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников.

Экологическое образование учащихся в процессе трудового...

...обучению, раскрыты понятия экологической культуры, экологического воспитания, определены формы внеклассной и внешкольной работы экологической

Необходимо связать познавательную деятельность учащихся с целями учебно-воспитательного процесса...

Экологическое воспитание учащихся | Статья в журнале...

Экологическое воспитание учащихся. Автор: Солодянкина Татьяна Васильевна.

- —работа с детьми по интересам, экологический кружок «Друзья природы», модифицированная программа «Исследователи природы».

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Внеурочная воспитательная работа, по мнению Г. М. Коджаспировой, — это

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому систематическое проведение экскурсий — необходимое условие воспитания экологической культуры учащихся.

Задать вопрос