Библиографическое описание:

Иванченко Т. Ю. Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 462-465.

Образование в новом тысячелетии постоянно изменяется. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, спорте, в сфере досуга человека. Международные контакты в профессиональной сфере и бизнесе стали повседневным явлением.

Следовательно, возникает необходимость формирования у будущих специалистов коммуникативных способностей и потребности во взаимном сотрудничестве, стремления к установлению и продолжению наиболее продуктивных и эффективных взаимоотношений.

В связи с этим в экономически развитых странах сегодня особое внимание уделяется вопросам интернационализации начального и непрерывного профессионально образования, взаимного признания сертификационных и квалификационных документов, особенно в пределах Европейского союза. В связи с этим реализуется ряд программ и проектов, которые среди прочих актуальных образовательных идей содержат идею обучения в течение всей жизни.

Понятие непрерывного образования — обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning) используется c 70-х годов. В 1960-е годы Совет Европы ввел термин «образование на протяжении всей жизни», а в 1990-е годы, в связи с новыми изменениями в Европе, ЕС интерпретирует непрерывное образование в качестве центральной темы в политике организации, связанной с развитием человеческих ресурсов и в контексте «обучения демократии». Организация сосредоточила свои усилия, в том числе, и на формировании навыков в сфере коммуникации и знания нескольких иностранных языков.

Профиль потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности и поликультурности. Всё это меняет акцент и в области обучения иностранным языкам: от понятия «изучить иностранный язык» на всю жизнь к понятию «быть способным и готовым» изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни [1].

Важное значение в рамках интернационализации и интеграции подготовки к занятости имеет принятие странами — членами ЕС «Европейского языкового портфолио» (2001). Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998–2000 годах как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. Портфолио включает в себя следующие разделы: языковой паспорт, языковая биография и досье. Цели портфолио: введение языкового обучения на всех этапах школьного, профессионального и непрерывного образования, развитие мотивации учащегося в самостоятельном изучении языков на протяжении жизни и обеспечение социальной мобильности в рамках единой Европы.

Слово «портфолио» произошло от франц. porter — носить и feuille — лист.

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, всем знакомы понятия «министерский портфель», «портфель руководителя», «портфель инвестиций».

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV — XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. А в конце 80-х — начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах приняло лавинообразный характер. За короткий срок число публикаций и книг, посвящённых портфолио в обучении, резко возросло и достигло в 1995 году своего пика. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования.

К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Впервые тема портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году. По общему мнению преподавателей и обучаемых, портфолио повышает мотивацию последних, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения обучаемых к процессу обучения и его результатам. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего обучаемый не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Основной смысл портфолио — показать самое лучшее, на что индивидуум способен.

Языковой портфель (портфолио), как новый пилотный проект, используется сейчас во многих странах мира при обучении иностранным языкам, включая Россию. Языковой портфолио (Language Portfolio) — это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений обучаемого. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс.

Концепция языкового портфеля была заимствована у портфолио в сфере искусства и психоанализа, технологии которого создают полный портрет личности на основании личностных характеристик.

Цель языкового портфеля — способствовать развитию автономии обучаемого, обогащать его межкультурные знания, повышать языковую компетенцию и предоставлять возможность записывать свои достижения и опыт в изучении и использовании иностранных языков.

Российский языковой портфель включает общеевропейские компетенции владения иностранным языком, которые внесены в Европейский языковой портфолио. Его задачей является обучение учащихся и студентов умению изучать язык по принципу автономии в течение всей жизни, объективно оценивать свой уровень владения языковыми навыками и презентовать себя любому лицу или организации (будущему работодателю или учреждению, где будет продолжено образование и т. п.) [1].

В сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

-          языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio);

-          языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio). Данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

-          многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

Таким образом, языковой портфолио является не только эффективным средством оценивания языковой компетенции обучаемых, но также выполняет задачи внедрения в практику перспективной образовательной идеологии в области иностранных языков. Среди основных задач необходимо выделить следующие: вооружение обучаемых надежным инструментом для определения своих достижений в овладении иностранным языком, дальнейшее совершенствование своих знаний и умений; развитие и поддержка заинтересованности каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни [1].

Как показывают результаты апробации языкового портфеля, его особоепедагогическое значение как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В данном случае создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности. В силу этого формируются соответствующие учебные стратегии и умения, необходимые для эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка. Подчеркнем, что технология «языковой портфель», кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному/автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования [2].

О портфолио много пишут отечественные ученые, методисты и преподаватели. Определения понятия «портфолио» и основные его модели представлены в работах JI. B. Баранникова, Г. А. Голуб, Т. Г. Новиковой, М. А. Чошанова и др. Зарубежный опыт достаточно глубоко описан в работах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена и др. Портфолио как средство фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений обучающихся рассматривается в работах Н. Д. Гальсковой, Е. С. Полат, A. C. Прутченкова, Е. Е. Федотовой и др.

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно — личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.

Портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно гибки и функциональны. Они работают на разных этапах образования и в учебных учреждениях различного типа.

Портфолио — это реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая является основным вектором и целью развития современных систем образования во всем мире и отвечает задачам и потребностям общества, основанного на знаниях.

C помощью портфолио можно достаточно эффективно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучаемого как современного человека XXI века. По мнению Красноперовой Т. В., значимыми и востребованными являются следующие компетенции:

-                   информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-                   коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

-                   самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

-                   самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность). Технология «портфолио» — ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [3].

Портфолио создает условия для проявления креативности обучаемого и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде; а также для непрерывного изучения языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории. Проект собственного профессионального развития имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, результаты которого гражданин представляет на рассмотрение экспертов.

Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации [4].

Языковой портфолио выполняет три функции:

1.         образовательную — позволяет индивидууму стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию к изучению иностранного языка, учит организовать свою самостоятельную работу, определять рациональные способы совершенствования своих умений, а также развивает навык рефлексии;

2.         социальную — демонстрирует способности и достижения его владельца в сфере иностранного языка, но не заменяет аттестатов или дипломов, которые студенты получают на основании результатов сдачи экзаменов, а является приложением к последним, предоставляя дополнительную информацию;

3.         педагогическую — помогает студентам развивать свои мыслительные способности и навыки самооценки и самопознания, тем самым, способствуя развитию их автономности в изучении иностранного языка на протяжении всей жизни.

Технология ведения языкового портфолио может быть использована как один из основных приёмов работы со студентами, поскольку установка на ведение языкового портфолио предваряет основной этап учёбы по курсу иностранного языка [5].

Диапазон применения портфолио постоянно расширяется. Появление новых форм портфолио стало общей тенденцией. Эти формы основаны на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированы на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»).

Итак, портфолио, как гибкая и постоянно развивающаяся и совершенствующаяся технология, усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок. Отвечая на постоянно меняющиеся требования современной жизни, портфолио расширяет сферы и формы своей реализации. Систематическое поэтапное заполнение «языкового портфеля» осуществляет идею непрерывного образования. Портфолио как инструмент мотивации молодых людей к изучению иностранных языков служит важным средством для развития мобильности в мире занятости.

Литература:

1.         Иванченко, Т. Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни. [Текст] / Т. Ю. Иванченко // Молодой ученый — г. Чита: ООО «Издательство Молодой ученый» — 2013. — № 5 (52). — С. 704- 709.

2.         Горегляд, О. Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе. [Электронный ресурс] г. Москва: © 2013 — Издательский дом «Первое сентября» Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/subjects/10?page=228

3.         Красноперова, Т. В. Технология «Портфолио» — ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [Электронный ресурс] г. Москва: © 2013 Издательский дом «Первое сентября» — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572189/

4.         Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова Е. Е. // Вопросы образования.-2004.-№ 3.-с.201–238.

5.         Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени [Текст] / Е. Н. Сунцова // Молодой ученый г. Чита: ООО «Издательство Молодой ученый» — 2011. — № 1. — С. 232–234.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle