Библиографическое описание:

Меркушова Н. И., Науменко Ю. А., Меркушова Ю. А. Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 327-331.

В статье рассмотрены предпосылки и практика создания в России интегрированных систем менеджмента, позволяющих повысить качество управления и, соответственно, конкурентоспособность отечественных предприятий. Влияние внешней среды на процесс создания ИСМ изучается через классические аспекты: политический, экономический, технологический и социальный.

Ключевые слова: система менеджмента, система менеджмента качества, интегрированная система менеджмента, международные стандарты.

Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) понимают часть общей системы менеджмента, элементы которой отвечают, в том числе, комплексу требований двух или более международных стандартов в области управления (ISO 9001, ISO 14001, ISO 26000, OHSAS 18001 и т. п.), функционирующей как единое целое, направленной на достижение общих целей организации. Гармонизация требований международных стандартов с требованиями других заинтересованных сторон к элементам ИСМ позволяет исключить противоречия и дублирование в общей системе менеджмента предприятия.Наиболее часто для создания ИСМ используются стандарты на системы менеджмента в области качества, экологии, охраны труда, информационной безопасности.

В настоящее время создание интегрированных систем менеджмента рассматривается как одно из перспективных направлений в области совершенствования управления, обусловленное следующими причинами:

-          широкое применение международных стандартов на системы менеджмента, внедрение одновременно нескольких систем менеджмента, отвечающих потребностям бизнеса;

-          необходимость соблюдения баланса в удовлетворении требований заинтересованных сторон как базового условия устойчивого развития;

-          глобализация мировой экономики.

Интегрированная система менеджмента — логичный переход в новое качество системного менеджмента: от автономной, локальной системы менеджмента, направленной на достижение конкретных целей в одной из сфер деятельности предприятия (в большинстве случаев в области управления качеством), к системе менеджмента организации, обеспечивающей устойчивое развитие отдельных предприятий и, соответственно, страны.

Анализируя внешнюю среду, оказывающую влияние на формирование ИСМ на российских предприятиях, можно выделить следующие факторы.

Политические факторы. Тенденции развития действующего российское законодательства таковы, что уделяется все большее внимание таким аспектам, как качество товаров и услуг, экологические проблемы, охрана труда, энергоэффективность, управление которыми, в свою очередь, является объектом международной стандартизации. Сертификаты на системы менеджмента, а также иные документальные свидетельства о системной работе предприятия в области обеспечения качества продукции/услуг, безопасности, экологичности и энергоэффективности производства, включаются с состав документов, предоставляемых организациями-заявителями для участия в конкурсах и программах, подтверждающих высокое качество производимой продукции и оказываемых услуг, среди которых можно отметить следующие: программа «100 лучших товаров России», программа «Лучшее — детям», конкурс «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», конкурс «Лучшая продукция, оборудование и услуги», программа «Аттестация качества» и т. п. Отсутствие данных документов не является препятствием для участия в конкурсе, но может влиять на экспертную оценку.

В соответствии с Экологической доктриной РФ (2002 г.) внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации является одной из основных долговременных задач. Законопроекты, обеспечивающие реализацию данной доктрины, направлены на регулирование правоотношений, обеспечивающих энергосбережение, энергетическую эффективность процессов и устройств, рациональное использование природных ресурсов и снижение негативного воздействия на окружающую среду. На сегодняшний день, к сожалению, четко выраженных экономических механизмов понуждения природопользователя к рациональной природоохранной деятельности не существует. Хотя можно отнести к основным инструментам экономических механизмов, действующих в настоящее время, следующие меры: платежи за право пользования природными ресурсами, платежи, идущие на цели воспроизводства и охраны природных ресурсов и объектов, компенсационные платежи в возмещение вреда, причиненного природной среде разрешенной деятельностью, штрафные санкции за несоблюдение экологических требований, принимаемых на себя природопользователями в процессе разрешенной деятельности, и, наконец, штрафные санкции, применяемые в административном порядке к нарушителям природоохранного законодательства. Перечисленные меры закреплены в нормативных правовых актах, но являются, скорее, экономическими санкциями, а не поощряющим инструментом ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

В то же время можно говорить о том, что в экологической политике происходит переход от устранения последствий загрязнений к их профилактике и предупреждению. Например, указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» предусматривает снижение к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 г., обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов. Разработанные Международной организацией по стандартизации стандарты ISO 50001 (2011 г.) в области энергоменеджмента также ориентированы на решение аналогичных задач предприятия [1].

Одной из главных задач Концепции государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности до 2020 года является, наряду с совершенствование технологий и повышением квалификации персонала, и оптимизация управления на соответствующих объектах. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. также предусматривает стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.

Среди политических факторов, влияющих на тенденция создания ИСМ можно отметить достаточно высокую стабильность российской политический системы, смягчение законодательных требований к функционированию предприятия с точки зрения контроля, изменение условий допуска на рынок строительных организаций (отмена лицензирования и создания саморегулируемых организаций, одним из условий членства в которых является наличие сертификатов на системы менеджмента, прежде всего системы менеджмента качества (СМК)), изменения законодательства в области технического регулирования в части постепенного перехода от обязательной сертификации к декларированию (при декларировании одним из подтверждающих качество продукции документов может являться сертификат на систему менеджмента качества, СМК) и т. д. Таким образом, существующее российское законодательство косвенно способствует расширению использования международных стандартов в области управления.

Вступление России в ВТО не только открыло для России внешние рынки, но и рынок России для внешнего мира, а значит, его участники оказались в более жесткой конкурентной среде. Основные конкурентные преимущества зарубежных компаний связаны, прежде всего, с более высоким качеством менеджмента, и состоят в следующем:

1.    Культура ведения бизнеса, накопленная за века развития капиталистического общества. Это касается и культуры организации управления производством, контроля качества, и использования маркетинговой информации при принятии решений, и широкого использования инноваций, и разработок стратегии выхода на новые рынки и многое другое.

2.    Больший управленческий опыт, накопленные бизнес-компетенции в сфере современных управленческих технологий.

3.    Превосходство в производительности труда. Использование инновационных технологий, экономичных и эффективных, приводит к многократному (до 4–10 раз) превосходству зарубежных компаний над российскими в производительности труда.

Повышение конкуренции на российском рынке после вступления России в ВТО приведет, в том числе, и к повышенному вниманию к существующим инструментам повышения качества управления, к которым относятся международные стандарты на системы менеджмента. В этом плане можно отметить опыт КНР, в которой за период в 10 лет после вступления в ВТО было сертифицировано более 250 тысяч СМК, что составляет четверть от мирового уровня.

Экономические факторы. Эффективность систем менеджмента на основе международных стандартов остается пока спорным вопросам, так как зачастую отсутствие значимых для предприятия результатов в данной области является следствием их формального внедрения. В то же время появляется все больше исследований и публикаций, которые отмечают окупаемость проектов по внедрению систем менеджмента в течение 2–3 лет или повышение экономических показателей сертифицированных предприятий по сравнению со средними показателями в отрасли [2, 3].

Среди экономических факторов необходимо отметить наличие в отдельных регионах специальных программ компенсации части затрат на разработку систем менеджмента. Так, Правительство Москвы в лице департамента поддержки и развития малого предпринимательства с привлечением средств федерального бюджета проводит конкурсный отбор малых научно-производственных/инновационных предприятий города Москвы для предоставления адресной целевой поддержки в форме субсидии — компенсации части документально подтвержденных затрат предприятия на внедрение системы менеджмента и сертификацию — до 50 % (но не более 250 тысяч рублей за 1 сертификат и не более 500 тысяч рублей на одно предприятие) всех затраченных средств на внедрение системы менеджмента (включая услуги консалтинговых компаний при разработке систем менеджмента) и проведение сертификационного аудита.

В Санкт-Петербург предоставляются субсидии на разработку систем менеджмента промышленным предприятиям, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В Ленинградской области действует аналогичная конкурсная программа для предприятий малого и среднего бизнеса.

Создание на предприятиях систем менеджмента на основе международных стандартов может позволить в некоторых случая устанавливать более высокие цены на рынке. Например, европейские предприятия делят своих поставщиков на 3 группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15 %):

-         абсолютно надежные (сертифицированная СМК ISO 9001, наличие иных систем менеджмента);

-         относительно надежные (СМК ISO 9001, а также другие стандарты в процессе внедрения);

-         не надежные (СМК ISO 9001отсутствует).

Подобная практика в нашей стране еще недостаточно распространена, но ситуация может измениться с вступлением России в ВТО на фоне продолжающихся тенденций глобализации.

Технологические факторы. Для разработки результативной ИСМ требуется длительные период (от 2 до 4 лет), необходимый для полноценной реализации требований международных стандартов, содержащих требования к системе управления. Это объясняется как уникальностью системы управления каждого предприятия, так и необходимостью интериоризации норм, заложенных в используемых требованиях.

Следует отметить, что при достаточно большом количестве разработок, связанных с созданием систем менеджмента на основе международных стандартов, отсутствуют общепризнанные методики, обеспечивающие результативность ИСМ. Обобщение практических подходов к разработке интегрированных систем менеджмента, приводимых в различных источниках, представлено на рисунке 1. При этом является распространенной точка зрения, что одновременное внедрение систем менеджмент является более экономичным и одновременно более сложным процессом. В работе [4] приводятся расчеты, показывающие суммарную экономию финансовых средств, затраченных на разработку, внедрение и сертификацию ИСМ по сравнению с разработкой, внедрением и сертификацией трех локальных систем менеджмента в размере 21,48 % от общей суммы затрат.

 
 
 

Рис. 1. Подходы к созданию ИСМ

Типовые этапы создания ИСМ, рекомендуемые в научных публикациях и в предложениях консультационных фирм, представлены ниже, и в целом аналогичны составу работ, предлагаемому при создании систем менеджмента качества:

1.      Инициирование работ по созданию ИСМ.

2.      Проведение оценочного аудита на соответствие требованиям стандартов систем менеджмента.

3.      Планирование и проведение обучающих мероприятий требованиям ИСМ.

4.      Планирование работ по проекту создания ИСМ.

5.      Разработка ИСМ (на основе процессного подхода и цикла PDCA).

6.      Внедрение ИСМ.

7.      Анализ результативности ИСМ и заключительная оценка.

8.      Сертификация ИСМ.

Неоднозначность получаемых результатов в отношении достигнутой интеграции стала причиной разработки методик оценки степени интегрирования. Например, специалисты ООО «Тест-С.-Петебург» предполагают оценивать уровень интегрированности по шкале «начальный — средний — высокий — превосходный» на обобщения экспертных оценок аудиторов на вопросы специально разработанного чек-листа, охватывающего элементы, общие для всех систем менеджмента.

Представленный выше типовой подход построения ИСМ, как представляется авторам, не лишен следующих недостатков:

1.         При построении не учитывается, что ИСМ — часть системы менеджмента организации, общая модель системы управления не приводится. В настоящее время стандарты менеджмента не распространяются на финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент и ряд других. Поэтому даже при создании в организации ИСМ, соответствующей всем действующим в настоящее время международным стандартам в области управления, она не будет охватывать всю проблематику общего менеджмента, не будет тождественна системе общего менеджмента организации.

2.         Не определено место проекта по созданию ИСМ в привязке к стратегическим целям организации. Решение о создании подобных систем относится к стратегическим, так как имеет существенное последействие для организации, предполагает длительный период реализации и существенное использование основных ресурсов предприятия — человеческих и финансовых.

3.         Не используются механизмы мотивации персонала, несмотря на то, что низкая вовлеченность персонала в работы по созданию систем менеджмента признается как одна из основных причин их низкой результативности.

4.         Не определены характеристики организации, оказывающие значимое влияние на процесс создания и функционирования ИСМ.

Все вышесказанное приводит, во-первых, к формированию зачастую низкорезультативных ИСМ; во-вторых, подрывает доверие предпринимателей к результатам стандартизации систем управления, заложенных в международных стандартах; в-третьих, отрицательно влияет на качество управления и, как следствие, конкурентоспособность российских предприятий. В то же время подходы к разработке результативного механизма создания ИСМ постоянно совершенствуются, что находит отражение в создании новых концепций, стандартов и т. д. [5, 6].

Социальные факторы. Рост благосостояния россиян сопровождается повышенным вниманием потребителей к качеству предлагаемых товаров и услуг, а также к социальному портрету предприятия-изготовителя. С учетом набирающей силу глобализации и вступлением России в ВТО данные тенденции в перспективе будут только укрепляться, что позволяет прогнозировать активное использование организациями различных управленческих инструментов, направленных на повышение имиджа предприятия как социально-ответственного производителя, одним из которых может выступать создание ИСМ как наиболее комплексный (с учетом возможности системного управления аспектами качества, экологии, безопасности и т. д.) и значимый (с учетом возможности подтверждения соответствия посредством сертификации).

Таким образом, в целом сложившиеся на сегодняшний день внешние условия и предположительная динамика их развития в дальнейшем будут оказывать существенное положительное влияние на решение организаций о построение интегрированных систем менеджмента. Перспективы более активного использования ИСМ как инструмента совершенствования управления связаны как с повышением экономических стимулов со стороны государства, так и с разработкой методического обеспечения для создания результативных и эффективных систем менеджмента, гармонизированных с общей системой управления.

На сегодняшний день ситуация с анализом разработки и внедрения ИСМ осложняется еще и фактом отсутствия достоверной и целостной статистике в данной области как в России, так и в мире. Существует мнение, что не менее 80 % интегрированных систем экологического менеджмента создается и сертифицируется на базе существования в организации СМК на основе требований стандартов ИСО серии 9000, образуя интегрированные системы менеджмента [7]. Использование данного предположение на основе существующих данных о количестве выданных сертификатов на системы экологического менеджмента позволяет утверждать, что в России существует более тысячи интегрированных систем менеджмента.

Обобщение практического опыта построения интегрированных систем менеджмента на российских предприятиях позволяет сделать вывод об основных тенденциях в данной области:

-          разработкой и внедрением ИСМ занимаются, прежде всего, крупные производственные предприятия, уже имеющие выходы на международные рынки (например, ОАО «Газпром» и его поставщики, предприятия нефтедобывающей сферы и т. д.) [например, 8, 9];

-          при наличии иностранного инвестора в качестве партнера или акционера организации практика создания систем менеджмента на основе международных стандартов переносится и в Россию;

-          в связи с изменением законодательства (например, отмена лицензирования и введения института саморегулируемых организаций) вопросами создания СМК и в последующем на ее основе ИСМ активно занимаются организации, работающие на строительном рынке;

-          малые предприятия существенно реже обращаются к требованиям международных стандартов в области управления.

Таким образом, на сегодняшний день существуют объективные внешние предпосылки для активного использования на российских предприятиях инструментов совершенствования управления на основе международных стандартов на системы менеджмента различных объектов. Анализ тенденций внешней среды свидетельствует о вероятном усилении внимания к этому вопросу со стороны государства (в области расширения стимулов по созданию ИСМ) и со стороны экономики как аргумента в пользу системного менеджмента организации, что в целом приведет к распространению передового опыта управления, сосредоточенного в соответствующих международных стандартах, в российской бизнес-среде.

Литература:

1.    Хохлявин С. А. ИСО 50001 — глобальный стандарт в области энергоменедмжента / С. А. Хохлявин, А. А. Воробьев // Сертификация. 2010. № 1. С. 36–38.

2.    Merkushova, N. I. Efficiency of management systems, based on international standards / N. I. Merkushova, E. B. Gafforova // European Researches. 2012. № 3. С. 279–286.

3.    Меркушова Н. И. Стандарты систем менеджмента: современное состояние, пути развития, проблемы использования / Н. И. Меркушова // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 47. С. 57–64.

4.    Марцынковский Д. А. Интегральные СМК / Д. А. Марцыновский // Управление качеством. 2011. № 3. С. 17–30 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.panor.ru/upload/iblock/e84/jnsfsumhxl %20xidqqibnk-2011–03-lemejfmloovr %20xij.pdf

5.    Хортенсиус Д. Гармонизация структуры стандартов систем менеджмента / Д. Хортенсиус // Менеджмент: горизонты ИСО. 2010. № 1. С. 15–19.

6.    ГОСТ Р 53893–2010 Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента — Введ. 2011.01.01. — М.: Стандартинформ, 2011. 32 с.

7.    Белобрагин В. Вектор движения / В. Белобрагин // Стандарты и качество. 2009. № 4. С. 76–83

8.    К проекту разработки и внедрения в ОАО «Кубаньэнерго» интегрированной системы менеджмента безопасности и качества на базе международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.pandia.ru/text/77/165/12722.php

9.    Серов Г. П. Менеджмент: охрана труда, окружающей среды, качество работ (услуг), продукции / Г. П. Серов // Трубопроводный транспорт нефти. 2009. № 4. С. 40–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle