Библиографическое описание:

Ивашина В. В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 592-597.

Художественная гимнастика является относительно молодым видом спорта, однако ее корни уходят в глубокое прошлое. Истоки художественной гимнастики достаточно разнообразны: гимнастические, пластические и ритмические системы, народный и классические танцы.

Франсуа Дельсарт (1811–1871 гг.) — французский певец и драматический актер, позднее преподаватель дикции и драматического искусства. Он создал систему выразительной гимнастики, которая охватывала все стороны актерского мастерства оперных певцов: умение выразительно петь, владеть жестом, мимикой, позами.

В целом эта система не приемлема для художественной гимнастики, однако им открыты принципы выразительности, которыми руководствуются по сей день:

-        Принцип связи между эмоциональным состоянием и телодвижениями;

-        Принцип слитности (целостности) включения многих суставов в действие, начиная с более крупных мышц;

-        Принцип противопоставления (разноименное положение рук и ног) при передвижениях для устойчивости.

Значительный вклад в научное воспитание девушек внес физиолог и педагог Жорж Демени (1850–1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами, способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950 гг.) — швейцарский композитор, профессор консерватории, создатель системы ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика Далькроза развивала музыкальность, ритмичность, координацию, внимание и содействовала физическому воспитанию занимающихся.

Айседора Дункан (1877–1927 гг.) — известная американская танцовщица, открывшая новое танцевальное направление — выразительный танец в свободной пластике (Л. А. Карпенко, 2003).

Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировался в течение многих лет. Программы и правил соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики.

Программа I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций, которые не содержали в себе сложных по манипуляции и координации, насыщенных движений. Произвольные композиции складывались из простых элементов танца. На II конкурсе (1948 г.) гимнастки выполняли обязательные упражнения без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом (перекаты, взмахи, покачивания, что требовало к себе ловкости). Программа первого лично-командного первенства страны (1949 г.) была более прогрессивной и состояла из четырехборья.

Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах — с мостика, в старших — с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта — произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

Из последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С 1967 года программа мастеров спорта максимально приближалась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы). Это связано с тонкой межмышечной координацией и умение манипулировать двумя предметами (два обруча, две ленты).

Одновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях.

В постоянно обновляющихся правилах отражается тенденция развития вида спорта, и в первую очередь рост трудности произвольных упражнений. Так, если в правилах 1955 г. У мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в 1967 году — 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, то в 1977 году их было уже 8, 3 из которых должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация (Т. С. Лисицкая, 1980).

В настоящее время все существующие элементы трудности в художественной гимнастике занесены в специальную таблицу трудности правил соревнований FIG, в которой элементы имеют балловую стоимость.

В итоге можно сказать, что художественная гимнастика зародилась как сложно-координационная система, которая в своей истории имеет последовательное усложнение комбинаций без предмета и с предметом. В настоящее время — художественная гимнастика вышла на международный уровень развития, и требует все большее проявление широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и в определенной степени атлетизм, определяют широкую международную популярность и привлекательность художественной гимнастики (Е. Ю. Макарова, 1999).

Совершенствование правил соревнований по художественной гимнастике выводит спортсменок на новый, более продвинутый уровень координационных способностей. Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике и проанализировав их, авторы (А. В. Менхин, Е. Ю. Макарова, 1997) с уверенностью констатируют, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесие и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики — прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно — временным действиям, способность к сохранению равновесия, то есть координационные способности.

Вышеперечисленные качества являются базой, определяющим звеном для технической подготовленности.

Ю. В. Менхин, А. В. Менхин (2002) указывают, что благодаря значительному диапазону сложности упражнений художественной гимнастики, вариативность подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, в занятиях художественной гимнастикой удается расширять двигательные возможности, добиваться гармоничного развития, воспитывать занимающихся эстетически.

В то же время, к занимающимся предъявляются особые требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики. Они должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны, и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это для начала; именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого результата.

О. М. Назарова (2001) рассматривает художественную гимнастику как сложно-координационный вид спорта, специфика которой проявляется в выполнении большого количества сложно-технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию.

Процесс развития специальных двигательных качеств в художественной гимнастике представляет собой многолетнюю деятельность и является составной частью каждого тренировочного занятия.

В. И. Лях, Е. Садовски (1999) считают, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса, но вместе с тем остается до сих пор одним из наименее разработанных разделов спортивной подготовки и одной из “недооцененных задач”.

Ученые пришли к выводу, что на более высоких этапах спортивного мастерства в связи с возрастающей работоспособностью положение с разработкой вопросов координационной тренировки усложняется. Дело в том, что в это время уменьшаются генерализация и положительный перенос в сфере способностей и умений и увеличиваются специфичность, комплексность и индивидуализация в выборе координационных упражнений.

Многообразие методических приемов, используемых при изучении координации движений человека, можно разделить на две группы. Одна группа методов ориентирована на получение сведений о процессах, лежащих в основе координации движений, путем регистрации внешних двигательных проявлений. Другие методы связаны с непосредственной регистрацией управляющих сигналов, поступающих к мышцам в процессе двигательной активности (электромиография), с регистрацией афферентных сигналов (микронейронография), изменений ЭЭГ, предшествующих началу движения.

Как отмечает профессор Н. А. Бернштейн (1991), ловкость накапливается с двигательным опытом.

Каждое движение, которое хочет обогатить фонды нашей ловкости, должно что-то делать. Никакая культура движений, которыми ничего не достигается, не повысить ловкости.

Ю. Ф. Курамшин, О. А. Двейрина (2004) рассматривают ловкость как одну из высших форм управления движениями.

Для развития координационных способностей авторы советуют использовать упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:

-          иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;

-          содержать элементы новизны, необычности;

-          отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;

-          включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности.

Выше перечисленные авторы предлагают следующую методику развития некоторых координационных способностей:

-          совершенствование «чувства времени», «чувства пространства» и «чувства мышечных усилий». Совершенствование координационных способностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа, скорости движений, интенсивности мышечных усилий и других характеристик;

-          способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, или, как нередко говорят, от способности к кинестетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством».

Для успешного выполнения заданий ими используется различные методические приемы. В частности, моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах и муляжах; направленное прочувствование пространственных параметров движений на тренажерах или с помощью преподавателя (партнера); введение в обстановку действия дополнительных предметов и символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду и форму траектории движений, длину шагов, место отталкивания и приземления; экстренная сигнализация о величинах допущенных ошибок с помощью приборов срочной информации.

Для статокинетической устойчивости применяются так называемые упражнения на равновесие, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используется упражнения связанные:

-          с балансированием в позах, отличающихся биомеханическим невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (например, в стойке на руках);

-          с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия (передвижение по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки на носках с различным положением рук; ходьба по горизонтально подвешенному канату и т. д.);

-          с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех (прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков или с закрытыми глазами и т. п.).

С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школьного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры.

Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц.

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяются специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Выделяют три группы:

1)                 Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от напряженного состояния к расслабленному.

2)                 Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять одни мышцы с одновременным напряжением других. К ним относятся такие упражнения, в которых движение расслабленной части тела осуществляется по инерции за счет движения другими частями тела.

3)                 Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдыха в каждом цикле движений.

Кроме того, важное место при развитии равновесия занимают упражнения, избирательного направления на совершенствование функций вестибулярного аппарата, которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах — подвесные качели, мопеды, циклопеды, лопинги, центрифуги и др.

В. И. Лях (2000) рекомендует в качестве развития координационных способностей у детей применять разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудности координации движений, а также находчивости применения этих действий в различных условиях.

Общеподготовительные координационные упражнения можно разделить:

а) увеличивающие двигательный опыт (одиночные, парные общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами);

б) общеразвивающие упражнения (элементы гимнастики, акробатики, упражнение в беге, прыжках, подвижные и спортивные игры);

в) с направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управления и регуляцию, двигательное управление.

К специализированным средствам и методам можно отнести киноциклографическую и видеомагнитофонную демонстрации; метод идеомоторного упражнения; средства и методические приемы лидирования, избирательной демонстрации и ориентирования, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений; приемы и условия направленного прочувствования движений (тренажерные устройства).

Как указывают Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов (2003), при воспитании координационных способностей используют следующие основные методические подходы:

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

-        стандартно-повторного упражнения;

-        вариативного упражнения;

-        игровой;

-        соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

-          строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

-          изменение исходных и конечных положений;

-          изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т. п.);

-           «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега и т. п.);

-          выполнение основных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат;

-          выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами.

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, преодоление произвольными способами полосы препятствия и др.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т. п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координировано, подготовлены в предлагаемых для состязания упражнениях.

А. М. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов (1992) утверждают, что выбор используемых тренировочных средств должен осуществляться таким образом, чтобы они воздействовали на определенную координационную способность, либо на их комплекс соответственно поставленной задаче.

Эффект совершенствования будет достигнут в том случае, если с помощью методических приемов будет повышаться координационная сложность тренировочных заданий. К числу таких методических приемов предлагают отнести:

-          варьирование способа выполнения движения;

-          изменение внешних условий;

-          комбинирование двигательных навыков;

-          выполнение упражнения при дефиците времени;

-          внесение требуемых коррекций при различных источниках информации — зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной и кинестетической;

-          выполнение упражнений после предварительной подготовки.

Г. А. Васильков (1993) в своей работе применяет упражнения с элементами жонглирования для развития ручной ловкости:

-          упражнение с одним, двумя мячами, упражнение в подбрасывании двух мячей одной рукой, упражнение в подбрасывании трех мячей обеими руками;

-          жонглирование кольцами: упражнение с одним кольцом, упражнение в подбрасывании и перебрасывании двух колей обеими руками, упражнения в подбрасывании двух колец одной рукой, упражнение в жонглировании тремя кольцами;

-          жонглирование палочками: упражнение с одной палочкой, упражнение с двумя палочками, упражнение с тремя палочками.

Хорошо разученные упражнения усложняют дополнительными заданиями — бросками и ловлей предметов с продвижением вперед, назад, влево, вправо, поворотами на месте и в движении.

А. П. Матвеев (2003) подчеркивает, что ловкость развивают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательное требование — новизна разучаемого упражнения и условий его применения. Элементы новизны поддерживается координационной сложностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнений. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Развитие точности временных параметров движений направленно на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временных характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием механических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесия. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе, при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, ходьба на лыжах).

Статическое равновесие развивают посредством усложнения равновесия и изменения психофункционального состояния школьников (например, выполнение упражнения на подвижной опоре или с закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата. В этих целях используются упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков).

Ряд авторов (В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон и др., 1998) считают, что современные условия жизни и производства, например работа на компьютерах, перемещения в городах, выполнение военных операций требуют от человека высокого уровня развития координационных способностей, т. е. умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями.

Для развития координационных способностей на занятиях с девушками следует использовать упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом — и комбинации из этих упражнений. Большой координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Сложность достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в комбинации вольных упражнений на 16 и 32 счета. Возрастает скорость и усложняется ритм выполнения одиночных и парных общеразвивающих упражнений. Все это способствует развитию одной из важных координационных способностей — способности к согласованию двигательных действий. Перемена упражнений местами в заученных комбинациях, замена одних упражнений другими, более сложными и необычными, приводит к росту другой координационной способности, тесно связанной с первой — способность переключаться от одних отработанных форм движений к другим соответственно меняющимся условием.

Литература:

1.         Бернштейн И. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 228 с.

2.         Васильков Г. А. Важное средство развития ручной ловкости // Физ.культура в школе. — 1993. –№ 1. — С. 26–28.

3.         Горская И. Ю., Синельников Т. В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: комплексная программа тестирования уровня развития различных видов координационных способностей: Учеб. Пособие. — Омск: СибГАФК, НИИ ДЭУ, 1999. — 80 с.

4.         Карпенко Л. А., Винер И. А., Терехина Р. Н. Художественная гимнастика: Учебник / Под ред. проф. Л. А. Карпенко. — М., 2003. — 382 с.

5.         Курамшин Ю. Ф., Двейрина О. А. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина / Координационные способности и методика их развития. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.

6.         Лисицкая Т. С. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под. ред. Т. С. Лисицкой. — М.: Физкультура и Спорт, 1982. — 232 с.

7.         Лях В. И., Любомирский Л. Е., Мейксон Г. Б. и др. Совершенствуйте координационные способности / Физическая культура: Учеб. для учащ. 10–11 классов общеобр. учрежд. / Под ред. В. И. Ляха и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 155с.

8.         Лях В. И., Садовский Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физ. Культуры. — 1999. — № 5. — С. 40–45.

9.         Лях В. И. Координационные способности // Физ. культура в школе. — 2000. — № 5. — С. 3–10.

10.     Макарова Е. Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике// Автореф. дис. … канд. пед. наук.: М. — 1999. — 23 с.

11.     Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. — М.:ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 248 с.

12.     Менхин А. В., Макарова Е. Ю. Отзыв к проблеме взаимосвязи специальных двигательных качеств и технического мастерства спортсменок в художественной гимнастике // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвящ. 80-летию академии. Том I. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 164 с.

13.     Менхин Ю. В., Менхин А. В. Художественная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Фенникс, 2002. — 384 с.

14.     Назарова О. М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5–6 лет: Метод. разраб. для тренеров / Под общ. ред. кан. пед. наук Э. П. Аверкович, М.: — 2001, — 3 с.

15.     Пидоря А. М., Годик М. А., Воронов А. И. Методические приемы совершенствования координационных способностей спортсменов / Основы координационной подготовки спортсменов. — Омск: РиО Упринформпечати, 1992. — 76 с.

16.     Ратов И. П. Двигательные возможности человека. — Минск, 1994. — 190 с.

17.     Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: Академия, 2003. — С. 130–137.

18.     Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport. — Berlin: Volk und Wissen. — 1985. — 152 s.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle