Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 07.10.2016

Библиографическое описание:

Рахматов А. И. Инновационное проектирование спортивно-оздоровительных технологий гимнастики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 73-75.



Современная спортивно-оздоровительная работа характеризуется высокой «инновационной» активностью, не всегда адекватной всеядностью и восприимчивостью к новому. Это приводит к тому, что разрабатываемые программы в области оздоровительной гимнастики носят, чаще всего, эмпирический характер, описывающий «видение» и опыт авторов-разработчиков, не имеют серьезного теоретического обоснования и, естественно, далеко не всегда эффективны.

Таким образом, в исследовании рассматривается вариант решения проблемы создания оздоровительных систем деятельности в области гимнастики. Целью исследования является разработка и реализация конструкций и моделей инновационного проектирования спортивно-оздоровительных технологий гимнастики.

Результаты исследования. Одним из подходов повышения эффективности и качества спортивно-оздоровительной деятельности является, разрабатываемая нами, методология инновационного проектирования педагогических объектов ФКиС. Предлагаемая методология идет в русле верификации теоретических положений науки, путем проверки их «на истинность», сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными и экспериментом [3].

В ходе моделирования, на основе предложенного инструмента, нами осуществлено конструирование и перевод, образующего проблемы, идеального педагогического объекта «Оздоровительная тренировка» в гимнастике из эмпирического состояния «Рекреационные программы танцевально-оздоровительной гимнастики» в методолого-теоретическое состояние инновационного проекта адаптивного типа «Спортивно-оздоровительные технологии» гимнастики.

Необходимо отметить, что процесс трансформации осуществлялся по следующим этапам: целеполагание, собственно инновационное проектирование, реализация, внедрение, контроль качества.

Так на этапе целеполагания, на основе методов анализа литературных источников и педагогического наблюдения, проведено исследование тематической области «Рекреационные программы танцевально-оздоровительной гимнастики». Обнаружено, что, в нашей ситуации для целей проектирования, наиболее информативными классифицирующими показателями могут выступать следующие основные направления и тенденции развития гимнастики: разработка различных видов танцевальных движений; применение нестандартных условий движений, нового инвентаря, оборудования и экипировки; применение различных теоретико-методических конструкций; разработка силового фитнеса; модификация гигиенической гимнастики; упрощение правил соревнований; разработка современных массовых оздоровительных видов спорта и соревновательной деятельности [1; 2].

Такое многообразие указывает на необходимость проведения работ по методолого-теоретическому конструированию педагогического объекта «Оздоровительная тренировка» в гимнастике и перевода его в состояние «Спортивно- оздоровительные технологии».

В последующем, на этапе собственно инновационного проектирования, произведено воссоздание целостности педагогического объекта, расслоение его на практико-ориентированные аспекты («содержательный», «технологический» и «организационный») и их модификация с использованием новшеств. В то же время, нами использован «адаптационный» вид проектирования, предусматривающий создание предметного системного идеального многослойного объекта с «функциональной», «морфологической» и «материальной» структурами развиваемыми до конкретных инновационных проектов, учитывающих специфику среды.

Так, «содержательный» аспект педагогического объекта, «Оздоровительная тренировка» в гимнастике определяется процессом по наращиванию здоровья современными, созданными на основе представленных тенденций, видами, средствами и формами гимнастики.

Последующая работа в содержательном аспекте приводит к появлению «функционального» слоя идеального системного педагогического объекта путем воссоздания оздоровительных видов деятельности — функций (Ф), способствующих наращиванию потенциала человека. К ним относятся работы по позитивному коррекционному воздействию на: системы базовых физических качеств (общей выносливости, силы, гибкости, быстроты, ловкости) и производных от них комплексов (Ф-1); функциональные системы органов человека (опорно-двигательную, дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и др.) (Ф-2); системы органов чувств человека (равновесия, зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) (Ф-3); психомоторные и психофизические системы (Ф-4); интегральное состояние человека (Ф-5).

«Морфологический» уровень педагогического объекта задается посредством системной конфигурации функций предыдущего слоя, путем создания типовой морфологии оздоровительной деятельности, присущей какому-либо гимнастическому массовому виду спорта или оздоровительных упражнений, типичной организации. Причем, дополнительными, адаптивными функциями (АФ) этого слоя, выступают виды деятельности по: обучению базовым и специфическим движениям (АФ-1); классической и современной хореографической подготовке (АФ-2); проведению занятий гигиенической гимнастики (АФ-3).

«Материальный» (нормативно-параметрический) слой педагогического объекта «программируются» в соответствии с «морфологическим» уровнем, в форме конкретных инновационных проектов с контрольными нормативами, программами и планами вида гимнастики или упражнений, этапа или уровня спортивно- оздоровительной тренировки той или иной организации.

В то же время, практико-ориентированный «технологический» аспект инновационного проектирования педагогического объекта, задает, в контексте роста качества спортивно-оздоровительной деятельности,следующие конструкции-представления: комплексно-программное (где, имеющие традиционное музыкально-ритмическое строение упражнения, объединены, на основе преимущественно эмпирической логики, в комплексы и программы движений); методическое (где, средства-упражнения, на основе эмпирико-теоретических методов, образуют комплексы- этапы, совокупность которых составляет методику); технологическое (где, методика, преобразованная или вновь созданная на основе модельных характеристик процесса и результата, а также оперативных и этапных контуров управления, образует технологию).

«Организационный» аспект предусматривает норму разворачивания работ по корректному воплощению с проектированного педагогического объекта с соответствующим организационным сопровождением.

На этапе реализации и внедрения инновационного проектирования педагогического объекта, «Спортивно- оздоровительные технологии» гимнастики воплощены в конкретные инновационные проекты, в форме программ, план- графиков и различных методико-технологических предписаний.

Так, в спортивных бальных танцах предложено проводить работы по: подготовке опорно-двигательного аппарата к повышенным нагрузкам посредством ОФГТ, развития статической силы и гибкости (Ф-Г); коррекции осанки и стопы (Ф-2); развитию музыкальности и выразительности (Ф-4); обучению базовым движениям — ОРУ, акробатике и йоге (АФ-1); обучению специфическим движениям пластического, свободного и бального ганца (АФ-1); хореографической подготовке на основе движений классического танца (АФ-2).

В акробатическом рок-н-ролле предусмотрены следующие направления работы: развитие общей выносливости и гибкости (Ф- 1); коррекция системы дыхания (Ф-2); развитие вестибулярного аппарата и зрения (Ф-3); изучение базовых технических движений акробатического рок-н-ролла (АФ-1); исполнение танцевальных этюдов и композиций (Ф-4); оздоровительная психорегуляция (Ф- 5).

В спортивном ушу появляется: ОФП, развитие координации и гибкости (Ф-1); укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы (Ф-2); развитие систем органов чувств (Ф-3); управление интегративными психическими состояниями (Ф-5); изучение движений направлений традиционного ушу (АФ-1); изучение движений спортивного ушу (АФ-1); выполнение «дорожек» и полных тао-лу (Ф-4); занятия гигиенической гимнастикой на основе содержания ушу (АФ-З).

В художественной и эстетической гимнастике предложено: развитие базовых физических качеств (ОФП, гибкости и координации движений) (Ф-1); коррекция опорно-двигательного аппарата (формирование осанки, формы ног и рук, укрепление стопы) и системы дыхания (развитие межреберных мышц, диафрагмы и брюшного пресса) (Ф-2); развитие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, вестибулярного аппарата (Ф-3); развитие психомоторных качеств (музыкальности, ритмичности, выразительности движений) (Ф-4); развитие интегральных психологических качеств (памяти, воображения, восприятия, мышления) (Ф-5); обучение базовым движениям (ОРУ, акробатике) (АФ-1); классическая хореографическая подготовка (АФ-2); обучение специфическим движениям (АФ-1); специальная хореографическая подготовка (джаз и модерн танец) (АФ-1),

В проведенных преобразующих педагогических экспериментах с занимающимися спортивно-оздоровительной гимнастикой по эстетическим видам спорта, на базах соответствующих федераций Ростова-на-Дону и Ростовской области, на основе показателей комплексного педагогического контроля оздоровительно-развивающей гимнастики, выявлено достоверное улучшение измеряемых параметров.

Заключение. При итоговом контроле качества выяснилось, что проект «Спортивно-оздоровительные технологии» гимнастики педагогического объекта «Оздоровительная тренировка» разработан в опоре на современные научные подходы и методико- технологические новшества, а также содержит методолого-теоретическое и экспериментальное обоснование. Важным итогом, является необходимость включения в содержание образования ФКиС, выделенных спортивно-оздоровительных технолого-методических «функций». Таким образом, использование инновационного проектирования, его конструкций и моделей, позволяет разработать спортивно-оздоровительные технологии гимнастики, отвечающие современным требованиям эффективности и качества.

Литература:

  1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: КНОРУС, 2012.- 240 с.
  2. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-384 с.
  3. Пожидаев С. Н. Инновационное проектирование педагогических объектов — инструмент повышения качества высшего профессионального образования физической культуры и спорта / С. Н. Пожидаев // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2010. — № 5. — С. 28–35.
  4. Юров И. А. Психологическая сопровождение в спорте/ И. А. Юров// Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического объекта, инновационного проектирования, педагогического объекта «Оздоровительная, объекта «Оздоровительная тренировка», инновационного проектирования педагогического, технологии» гимнастики, проектирования педагогического объекта, спортивно-оздоровительных технологий гимнастики, «Спортивно-оздоровительные технологии» гимнастики, гимнастики педагогического объекта, гигиенической гимнастики, специфическим движениям, идеального педагогического объекта, аспект педагогического объекта, педагогического объекта «программируются», конструированию педагогического объекта, системного педагогического объекта, целостности педагогического объекта, уровень педагогического объекта, базовых физических качеств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос