Библиографическое описание:

Фадеева Г. Д., Железняков Л. А. О молодёжной политике в Германии в 1933–1945 гг. // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 449-450.

Нацистская Германия или III Рейх, обычно только одно упоминание этих названий вызывает перед глазами жуткие картины концлагерей, войн и других жутких событий уходящей эпохи. И, к сожалению, все, достижение которые эта страна добилась за своё короткое существование (1933–1945) были либо изучены недостаточно, либо изучены с различными идеологическими штампами. В частности это произошло и с рассмотрение системы образования, впрочем, это произошло потом и системой советского образования. Ситуацию в этой области хорошо иллюстрирует поговорка “С грязным бельём, выплеснули и младенца”.

В данной статье постараемся максимально объективно проанализировать систему образования в Германии в период 1933–1945 годах, выделить все минусы и плюсы данной системы.

«У кого в руках молодежь, у того в руках и будущее” — часто говорил фюрер немецкого народа, и по существу он был прав. Правительство Германии хорошо понимало, что без опоры на молодое поколение невозможна перспектива долгосрочного развития страны. И поэтому перед немецким, а если бы точнее национал-социалистическим правительством встало 2 главные задачи в этой области:

1.                          Повышение умственного и физического развития, а так же нравственных качеств молодого поколения

2.                          Повышение у этого поколения лояльности и преданности к правительству, и существующему строю.

Эти две задачи вполне успешно решались на продолжении всего существования нацисткой германии с исключительной методичностью. “Мы начинаем с трёх-летнего возраста. Как только ребёнок начинает сознавать, мы всовываем ему в руки флажок. Дальше школа, союз гитлеровской молодёжи, штурмовые отряды, военная служба. Мы не на минуту не представляем его самому себе.” [1]

Молодёжь должна воспитываться государством, должна быть обученной, образованной, организованной и, в конце концов, руководимой. Уже во время Веймарского периода нацисты успешно соблазняли молодёжь, которую в течение 20-х годов веймарское правительство пренебрегало. Молодёжь стала бесцельной, скептической

Псевдоромантической, ждущей чего-нибудь для того, чтобы заполнить пустоту и получить, что она желала — чувство собственной значимости и некоторую эмоциональную увлеченность. [2] Основным привлекательным моментом стало “Новое содружество гитлеровской молодёжи” — гитлеровские парады в униформе, что заметно контрастировало с серой повседневностью Веймарской республики.

Молодежные организации лояльные НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) начали формироваться ещё до прихода нацистов к власти в Германии. Организованные по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит молодёжью», организации охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет — «Deutsches Jungvolk» («Немецкая молодежь»); с 14 до 18 лет — «Hitlerjugend”. Женская организация в составе гитлерюгенд: девочки в возрасте от 10 до 14 лет — «JungMädel Bunde» («Союз девочек»); от 14 до 18 лет — «Bund Deutscher Mädel» («Союз немецких девушек»). [3]

Разберём поподробнее все эти организации. К примеру возьмём самую известную из них Гитлерюгенд. Организация «Гитлерюгенд» была основана 3–4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодежное движение. Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодежь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиа-моделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д. Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были. Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодежной штаб-квартире. Но минусами этой организации являлось, то, что большой акцент делался на таких темах, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение, т. е. изучение нацисткой идеологии. В гитлерюгенде наравне с умственным воспитанием, было воспитание физическое. В основу спортивного развития клались соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по легкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия. Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодежи едва оставалось времени для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка. [4]

Если оценивать чего в гитлерюгенде было положительного или отрицательного, то однозначного ответа дать нельзя. Во много сама организация была чем-то похоже на советскую пионерию. Особенно идеологическим воспитанием, которое, как и в СССР, так и в Германии выдвигалось на первое место. Физическая подготовка, нравственное воспитание, а также различные клубы по интересам отвлекали молодёжь от различных негативных явлений в обществе. Всё это вкупе создавало пассионарную молодёжь. Кстати во время бомбардировок германии в спасательных партиях находились именно члены гитлерюгенда, и именно они часто ещё под бомбами союзников разбирали завалы, спасая людей.

Рассматривая аналогичную организацию для девушек. Bund Deutscher Mädel или JungMädel Bunde, являлось женским крылом гитлерюгенд, куда входили немецкие девушки в возрасте от 10 до 18 лет. В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключение составляли девушки еврейской национальности и другие, исключённые по «расовым обстоятельствам». К 1944 году Союз немецких девушек являлся самой крупной женской молодёжной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн. человек. Организация и структуру были аналогичные гитлерюгенду.

Основным направлением СНД, было воспитание девушек в соответствии с национал-социалистическими идеалами. Согласно им Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение. Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры и готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена. Девушки готовили театральные постановки и кукольные представления, занимались народными танцами и учились игре на флейте. Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. Если у мальчиков акцент делался на силу и выносливость, то гимнастические упражнения для девушек были призваны формировать у них грацию, гармонию и чувство тела. Спортивные упражнения подбирались с учётом женской анатомии и будущей роли женщин. В зимнее время девушки занимались рукоделием и поделками. Тут опять же если откинув расовую идеологию нацистов, то у этой организации огромное кол-во положительных моментов. Главное, из которых нравственное воспитание молодых девушек. Наша страна, после развала СССР находилась, и до сих пор находится в состоянии аномии. И крайне необходимо дать нашей молодёжи идеологический вектор развития.

Обобщив всё выше сказанное можно понять, что на примере молодёжных организаций германии 1933–1945 можно создать такие же, отбросив (или заменив) порочную нацистскую идеологию, патриотические организации с той же структурой и задачами (повышение нравственного, умственного и физического уровня молодёжи).

Литература:

1.                  Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч.1-Спб.:ООО ‘Издательство Полигон”,2003.- 729с

2.                  Родс Э. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны 1939–1945/Энтони Родс; [пер Ю. К. Бардина].-М.:Эксмо,2008.-312с.:

3.                  Васильченко А. В. Школьная политика и политика образования в Третьем рейхе (диссер. канд. ист. наук)

4.                  Г. Кнопп «Дети Гитлера»: Олма‑Пресс; 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle