Библиографическое описание:

Чамкаева Е. П. Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 32-36.

В Федеративной Республике Германия область молодежной политики направлена на разрешение молодежных проблем, привлечение молодежи к делам общества, государства, самоуправления, а также на воспитание подрастающего поколения в интересах государства на основе сложившейся культуры.

М. Бедулева в своем исследовании по изучению кадрового обеспечения молодежной политики Германии подчеркивает, что первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики заключается в выполнении законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и молодежи. Вторая важнейшая особенность организации кадрового обеспечения молодежной политики Германии — передача функций ведомств общественным организациям.

Как отмечает А. Л. Арефьев, приоритетными направлениями молодежной политики в Германии в рамках общенациональных программ действий являются: забота о детях, участие молодежи в процессах принятия решений, формирование умения в пользовании СМИ, интеграция в общество социально обделенной молодежи, развитие демократии и толерантности.

Правовой основой деятельности современного молодежного общественного движения являются законодательные акты: Конституции и федеральные законы «О помощи молодежи и детям» и «О защите молодежи», а также ежегодный федеральный план по молодежной и детской политике.

За формирование молодежной и детской политики в Федеративной Республике Германия отвечает Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи (BMFSFJ), которое поддерживает надрегиональные и центральные федеральные общественные организации помощи детям и молодежи в их многообразии ценностных ориентаций, содержания, методов и форм работы, а также контролирует выполнение федеральных законов о молодежи и курирует международные молодежные обмены.

Наряду с BMFSFJ, основными субъектами молодежной политики Германии являются федеральные и земельные советы по делам детей и молодежи и два ведущих надрегиональных молодежных объединения — Германский федеральный круг молодежи и Круг политической молодежи. В Германский федеральный круг молодежи (DBJR) входят 22 молодежных союза федерального и земельного уровня, в том числе 16 земельных молодежных кругов, а также 5 ассоциированных союзов с консультативной функцией. На уровне земель действуют многочисленные районные и городские круги. Круг политической молодежи (RPJ) включает в себя политические молодежные организации представленных в Бундестаге партий (являющимися их молодежными подразделениями или ассоциированными с ними организациями). В КПМ входят сегодня Германские молодые демократы-Молодые левые, Зеленая молодежь, Молодые социалисты в СДПГ и Молодой союз Германии.

Деятельность всех без исключения молодежных объединений финансируется из Федерального фонда детей и молодежи (KJP), который в 1993 г. был сформирован на базе Федерального молодежного фонда. Будучи независимым от закона, это управление фонда является главным инструментом поддержки детей и молодежи в Федеративной Республике Германия. Кроме того, существует целый ряд других государственных и частных фондов, которые спонсируют работу с молодежью на долговременной основе или в рамках конкретных проектов. В их числе — Фонд «Немецкая молодежная марка» (аккумулирует средства от продажи почтовых марок и направляет их на нужды молодежи); Фонд «Демократическая молодежь» поддерживает проекты по улучшению предложений проведения досуга, обучению социально обделенных молодых граждан и т. п.; Фонд «Молодежь исследует» представляет собой совместный проект Федерального министерства образования и науки и журнала Штерн, который с помощью конкурсов поддерживает исследовательскую деятельность молодежи [2, c. 14].

Формированием молодежной политики и молодежной работой в Германии на уровне городов, районов и муниципалитетов занимаются, как правило, не государственные структуры, а различные общественные союзы, религиозные и благотворительные организации, фонды и другие независимые учреждения.

В Германии в общей сложности существуют более 90 общенациональных молодежных союзов, объединяющих около 25 % всей молодежи страны (более 6 миллионов человек, без учета членов Немецкой спортивной молодежи). Они входят в Рабочее объединение по вопросам помощи молодежи (РОВПМ), которое объединяет также и головные союзы общественной благотворительной помощи, различные федеральные специализированные организации, земельные министерства по делам молодежи и Федеральное рабочее объединение земельных ведомств по делам молодежи.

Система детской и молодежной работы в Германии включает в себя основные сферы жизнедеятельности человека: политику, культуру, идеологию, образование, спорт, туризм, СМИ и т. д. Рассмотрим кратко основные направления работы с молодежью.

Политическое образование молодежи характеризуется нравственной и правовой культурой, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности по отношению к обществу. В организацию политического образования GEMINI входят Германский федеральный круг молодежи, Рабочее объединение немецких центров образования, Федеральное объединение «Работа и жизнь», Германский союз народных высших учебных заведений, Евангелическая группа организаций общественно-политического образования молодежи и другие.

Культурное образование молодежи за пределами школ и вузов предполагает содержательное проведение досуга молодых граждан Германии. Различного рода увлечения имеют возрастные, социально-культурные и региональные особенности. Культурное образование способствует дифференцированному подходу к искусству и культуре, поощряет собственную изобразительно-эстетическую деятельность в области музыки, танца, ритмики, игры, театра, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, кино, фотографии, видеоискусства, средств массовой информации и компьютеров. Кроме того, оно развивает фантазию и креативность, умение формировать мнение, способность критики и толератность по отношению к собственным и чужим культурным проявлениям в их социальных связях, предоставляет содержательные возможности проведения досуга и активного осмысления собственной ситуации. Занимающиеся подобной деятельностью многочисленные организации входят в Федеральное объединение культурного образования молодежи [2, с. 16].

В основе спортивного образования молодежи — физическое развитие молодых граждан, укрепление здоровья, а также развитие молодежного спорта. Физическая культура включает в себя различные виды физических упражнений, спорт; уровень сформированности правильного отношения подростка к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических качеств. Число членов Немецкой спортивной молодежи составляет 9 миллионов человек. Иначе говоря, каждый третий молодой немец в возрасте до 27 лет состоит в одном из спортивных объединений (на уровне общины, района, города) и активно занимается спортом. При этом самым популярным видом спорта является футбол, в него играют не только юноши, но и множество девушек и молодых женщин (оценочно более 300 тысяч). Другими наиболее массовыми видами спорта (по числу членов соответствующих спортивных организаций и клубов) являются гимнастика, настольный теннис, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи. Вне организованного спорта юноши и девушки в Германии очень увлекаются ездой на велосипедах и скейтбордах.

В то время как молодежь Германии отличается хорошим здоровьем (доля имеющих хронические заболевания среди молодых немцев незначительна), а средняя продолжительность жизни в Германии — около 80 лет, в России, по данным последней Всероссийской диспансеризации детей и подростков (в ходе нее были осмотрены 30,4 млн. чел.), полностью здоровыми являлись лишь 32,4 %, тогда как 51,7 % имели различные функциональные отклонения, а 16,2 % — хронические заболевания. Как следствие — средняя продолжительность жизни россиян составляет всего 65 лет, в том числе мужчин — 59,5 лет [1, с. 35].

Социальная работа с молодежью и поддержка детей — одно из наиболее обширных и ответственных направлений молодежной политики. На национальном уровне данным направлением работы с молодежью занимается Федеральное рабочее объединение «Молодежная строительная организация». Особым вниманием в рамках социальной работы пользуются дети-инвалиды, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети-сироты, дети с девиантным поведением. Социальные работники, педагоги помогают им в приобретении профессии и трудоустройстве, а также дальнейшем профессиональном развитии.

Церковная работа с молодежью в Германии рассматривается как особый вид деятельности, ориентированный на христианский образ человека. При этом под церковной работой с молодежью подразумевается «бескорыстная служба», которая помогает молодому человеку стать настоящим христианином. Церковный молодежный план епархии (Würzburg) имеет воспитательное значение: передает молодым людям христианский образ человека и отношение к богу как источник для удавшейся жизни. При этом церковная работа содействует развитию молодежи в сильную личность, направляет их к положительной установке, которая равняется в действии на послание Иисуса Христа. Классической формой осуществления этих целей является внутрисоюзная работа с молодёжью. Католическая работа с молодежью организуется большей частью Головным Объединением Федерации германской католической молодежи (BDKJ), целью которого является передача христианских ценностей. Членами BDKJ являются Германские скауты, Молодежь христианских работников и работниц (CAJ), Католическое движение сельской молодежи Германии (KLJB) и многие другие. Рабочее Объединение Евангелической молодежи в Федеративной Республике Германия (AEJ) является объединением евангелической молодежи в Германии. Данная организация, представляет интересы евангелической молодежи (более чем 1,2 млн. молодых людей) на федеральном уровне по отношению к федеральным министерствам, отраслевым организациям и международным партнерам и имеет 36 членов. AEJ занимается досуговой работой с молодёжью земельных церквей Евангелической Церкви Германии, Свободных Церквей, Евангелическо-методистской Церкви и многими другими.

Интеграция молодых мигрантов в немецкое общество стало в последнее десятилетие одной из неотложных задач молодежной политики. Значимость данного направления работы обусловлена прежде всего влиянием демографических факторов: каждый четвертый новорожденный в Германии имеет родителей-иностранцев и как следствие — 1/3 всех детей ФРГ происходит сегодня из семей с так называемым миграционным фоном. Наиболее значительные группы мигрантов — из Турции, бывших югославских республик, Италии и Греции. Кроме того, в Германии появилось и значительное количество возвращенцев из Восточной Европы, особенно из бывшего СССР (прежде всего Казахстана и России), обладающих правом на получение немецкого гражданства. Вместе с тем многие из них, в том числе дети, подростки и молодежь, очень слабо знают немецкий язык, что значительно затрудняет получение ими полноценного образования, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства. Поэтому основные усилия направляются на стимулирование и поддержку изучения мигрантами государственного языка. Языковые курсы для них создаются даже в детских садах. Кроме того, всем совершеннолетним мигрантам при прибытии в Германию предлагается посещать курсы по интеграции, на которых их учат не только немецкому языку, но и рассказывают о традициях и культуре Германии, особенностях быта, поведения и психологии коренных жителей [1, с. 37].

Проблемами молодых мигрантов занимаются земельные министерства по делам молодежи, специализированные молодежные миграционные службы, ряд федеральных ведомств. В частности, Министерство образования организует сеть курсов профессиональной квалификации для молодых иностранцев. В области спортивной работы на них ориентирована федеральная программа «Интеграция через спорт». Ее цель — вовлечение молодых мигрантов в массовые досугово-спортивные мероприятия для тесного общения с немецкой молодежью. Кроме того, систематические занятия спортом способны отвлечь подростков от наркотиков и различных форм девиантного поведения. Эта программа появилась еще в 1989 году и первоначально называлась «Спорт для переселенцев». Она осуществляется с помощью организации «Немецкая спортивная молодежь» и уже привлекла в спортивные организации немало молодых переселенцев и иностранцев.

Информационная работа с молодежью, как составная часть молодежной политики Германии осуществляется на земельном, муниципальном, локальном уровнях прежде всего через специализированные Центры информации молодежи. Во-первых, средства массовой коммуникации существенно влияют на усвоение подростками широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, идеологии, права и т. д. Во-вторых, средства массовой коммуникации представляют собой систему неформального образования, просвещения молодых граждан Германии. Информационная работа с молодежью проводится и в молодежных ведомствах, в молодежных союзах, группах самопомощи, в молодежной печати. Существует также целая сеть молодежных станций (каналов) на радио и телевидении. Кроме того, Германия участвует в проекте «Евродеск» (база данных для молодых людей из стран ЕС об европейских структурах и программах поддержки молодежи), а также реализует информационный проект «Молодежный сервер». Для объединений и учреждений, работающих с молодым поколением, существует информационная система «Помощь детям и молодежи в Германии» (банк данных об осуществлении молодежной политики на федеральном и земельном уровнях).

Молодежный туризм стал неотъемлемой чертой образа жизни молодого поколения в Германии. К услугам молодежи — широкая сеть молодежных туристических баз внутри самой Германии (более 600, они объединены в Союз германских молодежных туристических баз), расположенных, как правило, в наиболее живописных местах, а также свыше 400 домов для Молодых любителей природы, пребывание в которых обходится молодым немцам весьма недорого. Организацией летнего отдыха и путешествий молодежи занимается и ряд самодеятельных молодежных организаций. В частности, Федеральное рабочее объединение евангелических молодежных служб для организации каникул предлагает своим членам и другим молодым людям адреса более 5000 некоммерческих и самоуправляемых групповых размещений молодежи, путешествующей по Германии. Подобные услуги оказывают и Центры информации для молодых граждан и Бюро путешествий для молодежи.

Международное молодежное сотрудничество Германии осуществляется на основе межправительственных договоров более чем с 30 странами. Координацией этого сотрудничества (прежде всего на межгосударственном уровне) занимается федеральное Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. В европейских структурах и организациях молодежного профиля Германию представляет Немецкое агентство за программу действий «ЕС-Молодежь». Сама германская молодежь имеет возможность оказывать влияние на осуществление международного молодежного сотрудничества через свои основные надрегиональные структуры — Германский федеральный круг молодежи и Круг политической молодежи, образующие Германский национальный комитет по международной работе с молодежью. Международное сотрудничество осуществляется в форме обменов и встреч групп молодежи и специалистов по молодежной и социальной работе, а также по специальным программам обучения и повышения квалификации в рамках определенных тем и областей. Исполнительным органом, обеспечивающим выполнение программ международных молодежных связей Германии является Международная служба молодежного обмена и посещений Федеративной Республики Германия (создана еще в 1967 году), подчиняющаяся Федеральному министерству по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. Эта служба обеспечивает информационную и консультационную базу международного молодежного сотрудничества как для германских участников, так и для их зарубежных партнеров.

Для улучшения двустороннего молодежного сотрудничества и в рамках достижения исторического примирения с рядом стран по инициативе Германии были созданы специализированные структуры: Германо-Французское молодежное бюро (Deutshe-Franzoisische Jugendwerk), Германо-Польское молодежное бюро (Deutshe-Polnische Jugendwerk), Балтийский секретариат по молодежным вопросам (информационная и организационная сеть для молодежных обменов стран бассейна Балтийского моря), Координационный центр германо-чешского молодежного обмена «Tandem» и Координационный центр германо-израильского молодежного обмена «ConAct», а в 2005 году и Координационное бюро германо-российского молодежного обмена [1, с. 40–41]. Фонд «Германо-российский молодежный обмен» был основан в феврале 2006 года в процессе реализации соглашения между Германией и Российской Федерацией о сотрудничестве в области молодежной политики на принципах государственно-частного партнерства. Фонд финансируется Федеральным министерством по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, Вольным и Ганзейским городом Гамбург, фондом имени Роберта Боша и Восточным комитетом немецкой экономики и преследует исключительно и непосредственно общественно полезные цели. Задачей фонда является содействие школьному и молодежному обмену, придание новых импульсов сотрудничеству. Таким образом, вносится вклад в развитие традиционно дружественных отношений между народами обоих государств и принимается во внимание значение молодого поколения при формировании настоящего и будущего германско-российских отношений.

На сегодняшний день сфера молодежных объединений в Германии характеризуется многообразием направлений деятельности; плюралистичностью по формам и механизмам реализуемых программ и проектов; добровольностью вступления в организации и движения; увеличением числа незарегистрированных общественных объединений; локальностью масштабов деятельности (большинство объединений работают на региональном и местном уровне); ориентацией на решение насущных проблем общества и, в частности, различных групп молодежи: трудоустройство, жилье, организация досуга, образование и здравоохранение, благотворительность. Являясь важной формой самоуправления, молодежные организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.


Литература:

  1. Арефьев А. Л. Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. — М.: Центр социального прогнозирования, 2008. — 340 с.

  2. База данных по международной работе с молодежью. ГЕРМАНИЯ / IJAB (IJAB Центр международной работы с молодежью ФРГ з. о.) Godesberger Allee 142–148, 53175 Bonn Май 2008

  3. Немецко-русский справочник по профессиональной ориентации. Германия / A. Образование: школа и вуз [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http: // www.austausch.org


Основные термины (генерируются автоматически): молодежной политики, федеральный круг молодежи, молодежной политики Германии, Круг политической молодежи, Германский федеральный круг, Федеративной Республике Германия, делам молодежи, образования молодежи, молодежных организаций, Немецкой спортивной молодежи, молодых граждан, помощи молодежи, образование молодежи, молодых граждан Германии, групп молодежи, евангелической молодежи, Федеральное рабочее объединение, обеспечения молодежной политики, сельской молодежи Германии, кадрового обеспечения молодежной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос