Библиографическое описание:

Абдуллаева О. С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 491-493.

В статье раскрывается проблема по усовершенствованию процесса подготовки студентов к педагогической деятельности, а также совокупность условий, которыеспособствуют обеспечению изначальной готовности будущих учителей к высокоэффективной педагогической деятельности.

Наша жизнь и профессиональная деятельность ставит перед учителем все новые и новые задачи. В современных условиях кардинально меняется содержание труда педагога. Оно определяется, прежде всего, требованиями нового качества образования, когда результатом образования является компетентность педагога в различных сферах жизнедеятельности. Такой результат достижим, если педагог готов к осуществлению педагогической деятельности. Готовность к педагогической деятельности помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Совершенствование процесса подготовки будущих преподавателей к педагогической деятельности выступает как средство и цель социально-экономического и духовного прогресса общества.

Однако анализ результатов исследования инженеров-педагогов, молодых специалистов высших учебных заведений и средних специальных профессиональных образовательных учреждений, показывает не полную степень заинтересованности специалистов к профессии учитель, нехватку необходимых знаний, умений, навыков в направлении научно-педагогической деятельности. Включение молодых специалистов в практическую педагогическую деятельность вызывает больше трудности из-за незнания школы, колледжа, лицея как целостного учебно-воспитательного учреждения, что является следствием недостаточного внимания при подготовке учителей к педагогической деятельности. Это в свою очередь становиться причиной возникновения различных проблем в организации и усовершенствования деятельности образовательных учреждений. Одним из возможных объяснений происходящего, есть наличие существующих противоречий между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих необходимыми профессиональными и педагогическими знаниями, умениями и навыками, способных эффективно осуществлять образовательный процесс с их профессионально-педагогической подготовленностью; некоторые несоответствия между поставленными современными требованиями к степени подготовленности бакалавров с их процессом подготовки к педагогической деятельности; отсутствием программ и технологий, соответствующие интегративной природе средних специальных профессиональных образовательных учреждений в области подготовки к педагогической деятельности студентов высших учебных заведений по направлению профессиональное образование; отсутствием системного подхода в организации мотивационных процессов по формированию необходимых навыков и заинтересованности студентов высших учебных заведений по направлению профессиональное образование к педагогической деятельности.

С целью разрешения вышеуказанных противоречий необходим учет предпосылок, факторов и создание условий которые будут способствовать повышению эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза.

Эффективность процесса подготовки к педагогической деятельности определяется на основе установления отношения комплекса ее результатов к ресурсным затратам, учета их соответствия социальному заказу, тенденциям развития, условиям реализации. Эффективное решение педагогических проблем зависит от четко поставленной цели. Следовательно, основная цель вуза профессионального обучения не только, а может быть и не столько в том, чтобы вооружить своего выпускника знаниями, сколько в том, чтобы обеспечить его профессиональную готовность воспитывать, передавать знания, учить, включать самого учащегося в процесс активного овладения знаниями, добиваясь уже в стенах вуза гарантированной готовности выпускника к педагогической деятельности.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого было научное обоснование и разработка методов для повышения эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза. Анализ критической литературы, отчетной документации позволяет выделить ряд недостатков, проявляющихся в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений и при этом не сводимых только к предметным знаниям и профессиональным умениям. К этим недостаткам могут быть отнесены: низкая эффективность обучающей деятельности, изначально не обеспечивающая успешного обучения каждого учащегося в группе (преподаватель плохо подготовлен к выполнению своей основной профессиональной функции — успешно и эффективно организовать педагогическую деятельность); низкая готовность к непрерывному профессиональному росту, к самообразованию, требуемому в течение всех лет профессиональной деятельности.

Процесс подготовки будущих специалистов профессионального обучения к педагогической деятельности не может быть осуществлен без наличия высокого уровня научного потенциала, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе. Это одно из основных условий и глобальный фактор перехода к интенсификации образовательного процесса в вузе.

В ходе проведения опытно — экспериментальных работ можно прийти к выводу, что выше отмеченные недостатки связаны, во-первых с предметным содержанием образования, видящим решение проблемы в фактологическом и научном обогащении изучаемого учебного предмета, в усилении методических основ его преподавания, в укреплении его связей (в зависимости от требований времени) «с практикой» или «с наукой». В связи с этим требует разработка таких научно-методических материалов (скоординированные учебные программы, учебные и методические пособия; система самостоятельных работ, исследовательских заданий для студентов, методических рекомендаций к их выполнению, средства наглядности.), которые будут определять целенаправленность, содержательные аспекты, а также методы обучения и организации педагогической деятельностью в учреждениях. Основным направлением разработки этих материалов является усиление мировоззренческой и практической направленности содержания курсов педагогического цикла и педагогической практики, согласование содержания и методов обучения, устранение их дублирования, вариативность. Во-вторых — с поиском путей усиления межпредметных связей, выявления возможностей создания интегрированных курсов, блоков, модулей. Установление внутрипредметных и межпредметных связей в преподавании педагогических дисциплин способствует формированию целостной системы общепедагогических знаний, умений и навыков. Третье направление увязывается с развитием личности студента, преимущественно, его мышления, формирования необходимой мотивации, приобретения профессиональных умений, навыков, практического опыта.

Кроме того, как показывает практика, формированию высокого уровня готовности к педагогической деятельности способствуют соответствующие современным требованиям кадровое и материально-техническое обеспечение. Однако стоит обратить внимание на то, что если применять технические средства обучения или же научный и учебно-методический потенциал без активизации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, то указанное условие не достигнет эффекта. Поэтому эффективность данного условия зависит от органического сочетания двух его составляющих: высокого качества учебной работы, которая невозможна без глубокого научного потенциала преподавателей, и активной учебно-познавательной деятельности обучаемого (студента). В связи с этим, необходимо повышать качество обучающей работы преподавателей, заключающееся в высоком научном уровне лекционных и практических занятий, и стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов. Наличие высокого уровня научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе предполагает: — построение педагогического процесса как интегративного явления; — придание профессионально-педагогической направленности процессу обучения на факультетах; — обеспечение диагностики образовательного процесса; — прогнозирование результата педагогического процесса и его корректировка в случае необходимости.

Для совершенствования учебного процесса необходима также совместная работа учителей кафедр дисциплин психолого-педагогического цикла, так как руководство процессом формирования общепедагогических знаний, умений и навыков у студентов осуществляется не только через личность преподавателя, но и на уровне кафедральной системы управления, направленной, во-первых, на обеспечение единства педагогических воздействий всего коллектива кафедры; во-вторых, на взаимосвязь кафедры педагогики с другими кафедрами института, координацию их деятельности, установление единства в преподавании всех психолого-педагогических дисциплин. Это координация программ по педагогике, психологии и частным методикам для устранения дублирования и выработки единой трактовки общепедагогических положений; разработка скоординированных списков литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения по проблемам педагогики, психологии, методики; совместное консультирование курсовых и дипломных работ; совместное проведение спецкурсов и спецсеминаров по педагогике, психологии, методике; совместная разработка программы педагогической практики, методических материалов в помощь преподавателям и студентам; совместная работа при подготовке, проведении и подведении итогов педагогической практики; проведение научно-практических конференций выпускников вузов по проблемам, общим для разных дисциплин. Основной формой организации такой совместной работы являются методические объединения преподавателей психолого-педагогического цикла, создаваемые на факультетах. Развитие связей кафедр педагогики с другими кафедрами психолого-педагогического цикла, а также с кафедрами общественно-политических и специальных дисциплин позволяет усовершенствовать учебные планы вузов профессионального обучения, сделать их более педагогически направленными и обеспечивающими формирование у студентов системы фундаментальных знаний, а также дает возможность повысить их мировоззренческий уровень.

Таким образом, наряду с вышеуказанными условиями таких как структурирование содержания учебного материала, усилении методических основ преподавания; установление межпредметных и внутрицикловых связей; сочетание различных форм организации учебного процесса, согласование их содержания, форм и методов организации; использование комплекса методов и средств обучения (проведение самостоятельной работы воспроизводящего, творческого и исследовательского характера, проблемный подход в обучении, решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, изучение и анализ педагогического опыта, системы практических заданий, разработка учебно-методических комплексов и др.); обеспечение квалифицированного руководства этим процессом на уровне кафедральной системы и личности преподавателя, на основе взаимодействия кафедральной и общеинститутской систем управления), способствующие повышению эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности, существует также и ряд комплексной совокупности условий, определяющая целевую направленность учебно-воспитательного процесса. Однако вуз должен решить задачу по обеспечению изначальной готовности будущих учителей к высокоэффективной педагогической деятельности, не только в процессе преподавания каждого предмета, не только за счет всевозможных межпредметных связей между ними, не только за счет педагогической практики и т. д., сколько за счет создания целостной совокупности формирующих условий и этапной последовательности подготовки и формирования будущего учителя.

Литература:

1.                 Программа развития среднего профессионального образования Россия на 2000–2005 годы // Среднее професиональное образование. 2000. № 4. С.

2.                 Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007.-368 с.

3.                 Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А. А. Орлов, А. С. Агафонова. Под ред. А. А. Орлова. — М.: Академия, 2007.

4.                 Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2009.

5.                 Дмитриев С. В. Цель образовательных технологий — передача знания или расширение сознания≤/ С. В. Дмитриев//Теория и практика физической культуры.-2011. — № 7.-С. 94–101.

6.                 . Кособок М. Технологии обучения на уроке: чего не знают или не хотят знать учителя/ М. Кособок //Первое сентября. Управление школой.-2011.- № 8.-С. 37–40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle