Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 03.09.2013

Статья просмотрена: 1132 раза

Библиографическое описание:

Шаргун, Т. А. Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия / Т. А. Шаргун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7704/ (дата обращения: 26.04.2024).

Обращение к историческому прошлому является не только целесообразным и оправданным, но актуальным и необходимым, поскольку наука не может развиваться без анализа прошлого, оценки и систематического пересмотра накопленной системы знаний. В ХХ веке происходили коренные изменения в педагогической теории и практике подготовки специалистов. Этот исторический период и накопленный в нем опыт раскрывает особенности развития теории и практики обучения.

Исторически обусловленная единая система подготовки кадров высшей школой в советский период запрограммировала на многие годы вперед сходство тенденций развития общества, его становления в новых социально-экономических и политических условиях как внутри, так и за пределами вновь образованных государств. Для обеспечения условий перехода к устойчивому развитию общества нужно «возродить национальный промышленный потенциал, основанный на высоких технологиях, соответствующих мировым стандартам и реалиям стратегии индустриального развития; необходимо предпринять шаги по структурной перестройке всей сферы материального производства по выводу России на мировой рынок наукоемкой продукции и услуг, повышению международного авторитета и обороноспособности, укреплению научно-технического, промышленного и экономического потенциала страны. Именно инженеры, ученые, специалисты и организаторы производства, преподаватели и студенчество есть движущая сила прогресса и огромный потенциал возрождения» [4, с.58]. Предложенный механизм стабилизации общественного развития на современном этапе актуален не только для России, но и для Украины, и других стран на постсоветском пространстве.

Выпускник технического ВУЗа как состоявшийся специалист обладает высоким уровнем инженерной культуры, владеет методологией инженерной деятельности, умеет грамотно ставить и ответственно решать профессиональные задачи. Владение методами и приемами инженерной деятельности, умение решать профессиональные задачи, представляет собой сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, нравственные, эмоциональные и другие социально-психологические качества личности, обеспечивающие достижение поставленных целей деятельности человека в изменяющихся условиях ее протекания.

Первое десятилетие XXI века характеризуется тенденцией к расширению историко-педагогических исследований и попытками объективно и беспристрастно исследовать, проанализировать и оценить исторический опыт. Глубокие социальные, духовные и экономические сдвиги требуют радикальной трансформации профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Железнодорожный транспорт как важная составляющая экономики государства существенно влияет на развитие других сфер общества. Профессиональная деятельность специалистов, работающих в области железнодорожного транспорта, имеет сложный интегрированный характер, сочетая умственные и физические производственные функции. Сейчас подготовка специалистов для железнодорожного транспорта имеет ряд особенностей, обусловленных социально-экономическими и научно-техническими тенденциями. Актуальными среди них является требование конкурентоспособности, необходимость совмещения производственных функций, а также необходимость разработки прогностической основы для овладения новыми технологиями и методами деятельности.

Эффективность работы железнодорожного транспорта в значительной степени зависит от уровня профессионализма ее сотрудников. Внедрение современных устройств и систем железнодорожной автоматики «требует разработки прогрессивных методов профессиональной подготовки нового и переподготовки нынешнего диспетчерского и обслуживающего персонала. При этом процесс создания учебных методик должен опираться на максимальное использование в образовательном процессе компьютерных технологий» [2, с.18]. Учитывая большую потребность железнодорожной отрасли в качественном учебном программном обеспечении и высокой ответственности за безопасность движения, возложенную на сотрудников службы сигнализации и связи, исследования по разработке и внедрению таких компьютерно-интегрированных обучающих систем должны проводиться в тесном сотрудничестве инженеров железнодорожного транспорта, специалистов в области программной инженерии и передовых ученых в области теории и методики профессионального образования.

В будущем железнодорожному транспорту предстоит борьба за кадры, и не только за их количество, но и за их качество. И здесь к демографическим, духовно-нравственным проблемам добавляется еще проблема качества образования будущих кадров, потому что другой кризис общества — это кризис образования. В развитии железнодорожного транспорта «предполагается осуществление проекта модернизации и создания железнодорожного транспорта следующего поколения, связанного с использованием сверхскоростных поездов на магнитной подвеске, которые способны развивать скорость до 550 км / ч. Использование технологии maglev, в свою очередь, является условием для создания транспортного машиностроения нового поколения, развития новых машиностроительных кластеров и обеспечения стратегических видов занятости населения» [1, с.205]. Для обеспечения эффективного развития кадрового потенциала должны быть внесены существенные изменения в систему подготовки, переподготовки и повышения его квалификации. Они связаны как с общими проблемами в сфере образования и состоянием рынка труда, так и с ситуацией, которая сложилась в системе подготовки кадров железнодорожного транспорта. В частности, болезненным вопросом является исключение высших учебных заведений, которые готовят специалистов для железнодорожного транспорта из сферы его влияния, что не дает возможности финансирования, обновления материально-технической базы вузов, осуществления отраслевых экспериментов по изменению процесса подготовки кадров. К тому же объем подготовки кадров превышает спрос на них.

В формировании специалистов, инженеров нового типа, гуманитарная подготовка затрагивает сущность их творческой деятельности не только в технической, но и в социальной, экологической и экономической сферах. Технический университет будущего — гуманитарно-технический университет, т. е. университет единой культуры человечества, потому что в ХХІ в. произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет дальнейшее сближение биологии и техники, живого и неживого, духовного и материального. В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись [3]. Именно поэтому гуманитаризация образования вообще, и особенно технического, является одной из первоочередных задач для высшей школы.

Для осуществления этих задач необходимо не только изучение современного состояния подготовки специалистов железнодорожного транспорта, но и глубокий анализ исторического опыта. Важную роль играют в этом средства историографии — это совокупность исторических исследований по определенной проблеме, теме или научной области, которые имеют общую пространственно-хронологическую локализацию и предметную область исследования.

По нашему мнению, существенное значение для историко-педагогического исследования имеет целостное изучение становления и развития процесса подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ веке, который является базовым для его развития. Мы предлагаем двухуровневую периодизацию в истории подготовки специалистов железнодорожного транспорта.

Первый уровень периодизации содержит четыре крупные периода:

                               I.            Пропедевтический период (становление железнодорожного транспорта как отрасли и генезис учебных заведений этого профиля) — до 1900 года.

                            II.            Базовый период (становление и развитие учебных заведений, прогресс техники в периоды мировых войн) — 1900–1945 гг.

                         III.            Основной период (развитие отрасли и учебных заведений разных типов и уровней) — 1946–1991 гг.

                         IV.            Современный период (становление железнодорожной отрасли в условиях украинской государственности и технических инноваций) — 1991–2011гг.

Второй уровень периодизации предусматривает разделение каждого из крупных периодов на мелкие, в частности базовый период делится на:

1.      1900–1914 — период до Первой мировой войны;

2.      1914–1918 — период Первой мировой войны;

3.      1919–1939 — период между мировыми войнами;

4.      1939–1945 — период Второй мировой войны.

Этот второй уровень периодизации тесно связан с периодами «мирными» и «военными», поскольку не только сама железнодорожная отрасль собственно на их границах характеризовалась определенными «скачками» в развитии, но и в системе образования будущих железнодорожников тоже происходили качественные изменения.

Очевидно, что в рамках этих периодов тоже существовали еще свои «подпериоды», обусловленные экономическими и социальными влияниями.

В пределах каждого периода целесообразно рассматривать как общие закономерности и тенденции подготовки специалистов железнодорожного транспорта, так и особенности их подготовки в различных типах учебных заведений, в том числе по следующим признакам:

1.         образование: рабочий, техник, младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, научные степени;

2.         вид профессиональной деятельности и специализация: управленцы, инженеры, педагоги, инженеры-педагоги, мастера производственного обучения, наставники на базовых предприятиях, сфера обслуживания и т. д.

Заметим, что собственно педагогическая проблема подготовки будущих железнодорожников в ее историческом развитии, выявление соответствующих предпосылок и тенденций, анализ эволюции в содержании и методике обучения существенно влияют на ее периодизацию.

Фактически, для полноценной периодизации процесса подготовки специалистов железнодорожного транспорта необходимо учитывать такие ведущие аспекты:

1)      общий хронологический (периодизация по основным историческим событиям);

2)      отраслевой хронологический (периодизация по основным событиям в развитии отрасли);

3)      историко-педагогический (периодизация по основным периодам в развитии педагогической науки);

4)      содержательно-методический (изменения в содержании, перечень дисциплин, продолжительность обучения, квалификационные требования, использование инновационных технологий, методов и средств обучения и т. д.).

Теоретические и методические основы опыта подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта в исследуемый период играют особенно важную роль, однако практически не освещены в педагогической литературе.

По нашему мнению, в каждый период в течение ХХ — начала XXI века в подготовке специалистов железнодорожного транспорта отображались изменения не только технические, отраслевые и образовательно-парадигмальные, а в первую очередь — происходила смена методологических подходов. Начиная с начала ХХ века, когда фактически методология педагогики еще только зарождалась, и заканчивая современным периодом, когда речь идет уже о системной методологии, диалоге методологий в педагогике, профессиональное образование специалистов железнодорожного транспорта существенно меняло и свою значимость, и наполнение содержания. Методологические основы подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта, на наш взгляд, их динамика и эволюция есть собственно теми ведущими направлениями, которые позволяют не просто использовать исторический опыт подготовки специалистов, но и оптимизировать и прогнозировать его развитие.

Особенности уровневого образования специалистов железнодорожного профиля также требуют специального изучения. Богатый опыт подготовки рабочих кадров и высококвалифицированных, творчески мыслящих инженеров железнодорожного транспорта в единстве их исследования имеют значительный потенциал для использования в современных условиях.

Считаем, что результатом исторического исследования должна была стать обобщенная модель инженера железнодорожного профиля на основе исторического опыта ХХ — начала XXI века. Такая идеальная многофакторная комплексная модель с динамическими блоками (профессионально-техническое, высшее образование, отдельные специализации и т. п.) может служить для разработки конкретных аспектов содержания и методики профессионального образования будущих железнодорожников.

Таким образом, для обеспечения эффективного развития железнодорожной отрасли должны быть внесены существенные изменения в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации ее кадров. Для этого необходимо не только изучение современного состояния подготовки специалистов железнодорожного транспорта, но и глубокий анализ исторического опыта. Целостное изучение становления и развития процесса подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ веке, который является базовым для его развития, периодизация в истории подготовки специалистов железнодорожного транспорта позволяет определить общие закономерности и тенденции, а также особенности их подготовки в различных типах учебных заведений. Методологические основы подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта, их динамика и эволюция являются ведущими направлениями, которые позволяют не просто использовать исторический опыт подготовки специалистов, но и оптимизировать и прогнозировать его развитие. Результатом такого исторического исследования должна стать обобщенная модель инженера железнодорожного профиля на основе исторического опыта ХХ — начала XXI века.

Литература:

1.         Компанієць В. В. Стратегія людського розвитку та зміни у підготовці кадрів залізничного транспорту / Компанієць В. В. // Вісник економіки транспорту і промисловості. — Харків: УкрДАЗТ, 2010. — № 31. — С. 204–212.

2.         Кудінов М. В., Межуєв В. І., Тимошенко Є. В. про необхідність розробки навчального програмного забезпечення для підготовки фахівців служб сигналізації та зв’язку залізниці //Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки). — Бердянськ: БДПУ, 2012. — № 2. — С. 168–171.

3.         Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

4.         Федоров И., Балтян В. Становление и развитие системы университетского технического образования России // Высшее профессиональное образование — синтез теории и практики. Сб. статей (Ч. I). Под ред. М. Б. Сапунова и И. Б. Федорова — М.: МГТУ им. Н. Э.Баумана, 2009. — С. 57–77.

5.         Шаргун Т. О. Шляхи підвищення ефективності професійної підготовки фахівців залізничного транспорту // Педагогіка і психологія професійної освіти. — 2005. — № 5. — С. 59–65.

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, исторический опыт, XXI века, железнодорожная отрасль, железнодорожный профиль, мировая война, развитие, уровень периодизации, базовый период, высшая школа.


Похожие статьи

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

Библиографическое описание: Карасёва А. А., Васильева М. А. Анализ мирового опыта развития высокоскоростного

Еще в 90-е годы прошлого столетия Китай отставал в развитии железнодорожного транспорта, а сегодня имеет самую широко развитую систему ВСМ.

Корпоративная система образования как основа развития...

Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России.

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

Развитие железнодорожной отрасли имеет важное и перспективное направление экономических преобразований и внедрения рыночных

Соответственно, целесообразно проанализировать мировой опыт инвестирования железнодорожного транспорта за рубежом.

Формирование профессиональной культуры будущих...

Итак, основными методологическими принципами формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта избраны принципы объективности, всесторонности изучения педагогических процессов и явлений, единства исторического и...

Возможные пути развития железнодорожного транспорта

Рассматривая железнодорожный транспорт с инженерной точки зрения, выделяют следующие достоинства

Но название имело и другую, историческую, причину.

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Россия — родина логистики | Статья в сборнике международной...

В своих трудах он обобщил опыт передвижения, обеспечения и снабжения войск в ходе ряда войн конца XVIII и первой половины XIX века, в частности

Эти модели нашли применение в ходе Первой мировой войны как при планировании ряда компаний русской армии, так и при...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности.

Перспективы развития различных видов транспорта...

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки

Рассмотрим подробнее основные тенденции развития по каждому из видов транспорта.

При перевозках на небольшие расстояния тариф железнодорожного транспорта выше, чем...

Похожие статьи

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

Библиографическое описание: Карасёва А. А., Васильева М. А. Анализ мирового опыта развития высокоскоростного

Еще в 90-е годы прошлого столетия Китай отставал в развитии железнодорожного транспорта, а сегодня имеет самую широко развитую систему ВСМ.

Корпоративная система образования как основа развития...

Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России.

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

Развитие железнодорожной отрасли имеет важное и перспективное направление экономических преобразований и внедрения рыночных

Соответственно, целесообразно проанализировать мировой опыт инвестирования железнодорожного транспорта за рубежом.

Формирование профессиональной культуры будущих...

Итак, основными методологическими принципами формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта избраны принципы объективности, всесторонности изучения педагогических процессов и явлений, единства исторического и...

Возможные пути развития железнодорожного транспорта

Рассматривая железнодорожный транспорт с инженерной точки зрения, выделяют следующие достоинства

Но название имело и другую, историческую, причину.

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Россия — родина логистики | Статья в сборнике международной...

В своих трудах он обобщил опыт передвижения, обеспечения и снабжения войск в ходе ряда войн конца XVIII и первой половины XIX века, в частности

Эти модели нашли применение в ходе Первой мировой войны как при планировании ряда компаний русской армии, так и при...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности.

Перспективы развития различных видов транспорта...

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки

Рассмотрим подробнее основные тенденции развития по каждому из видов транспорта.

При перевозках на небольшие расстояния тариф железнодорожного транспорта выше, чем...

Задать вопрос