Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер, что обеспечивало достаточный фундамент для закладки основных педагогических умений и навыков будущих специалистов.

Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал сферу деятельности. Кроме того, необходимо помнить о психологической закономерности формирования творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью.

Решающим и необходимым условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего воспитателя на все сферы педагогической деятельности, её методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательско-поисковую работу и овладение её методикой. Причём большое внимание уделяется развитию у будущего воспитателя педагогического самосознания, личной и профессиональной направленности.

В соответствии с этим целью практики является: приобретение опыта практической деятельности у студентов в качестве педагога образовательного учреждения, а также формирования у них педагогических знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств личности воспитателя.

Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для студента предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе и найти грамотные пути их преодоления. Затруднения у будущих воспитателей могут возникнуть в зависимости от их индивидуальных особенностей, характера подготовки и профессиональной направленности. Особенности группы и отдельных детей также влияют на педагогический процесс. Поэтому объективный анализ своей деятельности поможет практиканту найти педагогически целесообразный подход. Очень важно, чтобы студент научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умения активизировать детей, организовать их самостоятельную работу, правильно выбрать темп и методы занятий), а какие обусловлены личностными качествами (поведение на занятиях, способы взаимодействия, эмоциональность и т. д.).

В связи с этим Л. М. Волобуева выделяет следующие задачи педагогической практики:

-          углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

-          формирование и развитие у будущих педагогов педагогических умений и навыков, педагогического сознания и профессионально-значимых качеств личности;

-          развитие их профессиональной культуры;

-          формирование у них творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

-          становление профориентации и профвоспитания; — развитие у студентов потребности в педагогическом самообразовании и постоянном его самосовершенствование;

-          профдиагностика пригодности к избранной профессии;

-          изучение современного состояния воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений [1, с. 11].

Организационные программы педагогической практики построены по блочному типу. Из одних и тех же тематических блоков могут строиться как однодневные, пятидневные семинары, так и длительные курсы на двести шестьдесят часов аудиторной работы. В содержании материала указаны примерные виды деятельности и объём учебных часов. Окончательно изучаемые вопросы, виды и продолжительность работы, а также состав преподавателей и используемые виды контроля определяются при разработке тематического плана конкретных курсов.

Педагогический блок организационных программ прохождения педагогической практики составлен в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом Среднего Профессионального Образования и Государственными Требованиями к минимуму подготовки выпускника Среднего Профессионального Образования по квалификации воспитатель. В свою очередь, педагогический блок разделяется на три раздела: «Проектирование воспитательных систем», «Содержание воспитательной работы» и «Технологическое мастерство воспитателя».

В ходе педагогической практики, при любой её продолжительности, реализуется логика выделения этапов — осмысление, осознание и проектирование. Регламентированная дискуссия, игра «Разброс мнений», «ярмарка разработок» и другие формы занятий помогают осмыслить свой опыт, выделить имеющиеся проблемы. Задания на анализ и оценку педагогических ситуаций, разработок, планов работы в сопоставлении с дозированными блоками теоретического материала для их выполнения направлены на повышение теоретического уровня профессионального мышления. Наконец, разработка документов, сценариев, планов и т. п. способствуют проектированию профессиональной деятельности на более высоком уровне.

В педагогических колледжах осуществляется психолого-педагогическая, летняя и преддипломная практика. Итак, рассмотрим непрерывную психолого-педагогическую практику.

Психолого-педагогическая практика

Целью практики является: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе дошкольного образовательного учреждения и воспитателе, как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду.

Летняя педагогическая практика

В летний период студенты направляются на вакантные должности воспитателей в дошкольные учреждения. Предлагаемые на практике задания направлены на знакомство студентов с особенностями воспитательно-образовательного комплекса дошкольного учреждения в летне-оздоровительный период.

Целью практики в летний период является: формирование у студентов представления об особенностях работы дошкольного учреждения в летне-оздоровительный период и самостоятельное овладение функциями деятельного воспитателя.

Преддипломная практика

Цель преддипломной практики: формирование у студентов индивидуального стиля в педагогической деятельности воспитателя групп дошкольного возраста. В процессе педагогической практики закрепляются и совершенствуются профессиональные умения и навыки, определённые комплексным планом практической подготовки.

Продолжительность практики — шесть недель при пятидневной рабочей неделе. Студенты работают посменно.

Работу студента ежедневно оценивают групповой руководитель практики, администрация дошкольного учреждения, воспитатель группы. Студенты приступают к выполнению обязанностей воспитателя с первого дня практики. До начала практики студент составляет план воспитательно-образовательной работы, согласовывает его с воспитателем и групповым руководителем.

Педагогическая практика, по мнению исследователя Г. М. Коджаспировой, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую.

Адаптационная функция практики проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами воспитательных учреждений и организацией работы в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, к детям, с которыми постепенно устанавливает контакт, начинает ориентироваться в системе внутренних отношений и связей. Будущий воспитатель вступает в контакт с семьями детей, начинает реально представлять все трудности и радости педагогической деятельности.

Обучающая функция практики самоочевидна и не требует значительных разъяснений. Полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т. е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных педагогических умений и навыков, формирования педагогического сознания, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов будущего педагога дошкольного воспитания. То, что приятно и удачно осуществляется в процессе теоретической подготовки и имитационных тренингов, совсем по-иному реализуется в непосредственном общении с детьми при решении тех или иных педагогических проблем.

Воспитывающая функция педагогической практики, к сожалению, до сих пор в значительной мере недооценивается её организаторами. Воспитательный потенциал педагогической практики, как в положительном, так и негативном плане трудно измерить. Очень важно при организации практики учитывать (как бы сложно это ни было), что её эффективность будет намного выше, если студенты будут работать у профессионалов как по качеству и результатам работы, так и по личностным характеристикам. Находясь на протяжении трёх-четырёх лет в постоянном контакте с педагогом, студент-практикант как бы «впитывает в себя» стиль его деятельности. Большое значение имеет общая атмосфера в образовательном учреждении, которая складывается по отношению к практике и студентам, и стиль руководства практикой со стороны педагогических кадров.

Ведь именно на практике студент может реально научиться любить и понимать детей, какие они есть, выработать у себя терпение, выдержку, ответственность, чувство долга. Работая с детьми, студент довольно быстро понимает, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как имеющийся опыт оказывается недостаточным, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

Развивающая функция находится в теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями. На практике формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то педагогические способности у учащегося представлены слабо.

В ходе практики студент развивается и в личностном, и в профессиональном плане. Он учится думать и поступать как педагог, а не просто, ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт.

Диагностическая функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить своё эмоциональное состояние при общении с детьми и родителями. В реальной педагогической деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего воспитателя. Если студент практикой манкирует, к встречам с детьми относится безответственно, требует постоянного жёсткого контроля, то очень высока вероятность профессиональной непригодности. В процессе воспитательной работы выявляются сильные и слабые стороны будущего педагога, над, чем ему надо работать. Однако студент не всегда чувствует всю полноту ответственности и самостоятельности, поэтому в его деятельности возможны ошибки [2].

Организуя практику, необходимо обеспечить личностно-ориентированный, комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий характер подготовки каждого студента, который в период практики не должен выступать только как объект обучения и воспитания. Сама система взаимоотношений должна носить характер взаимодействия и сотрудничества, подразумевая определённую субъектность позиции студента. Продумывая организацию педагогической практики в образовательном учреждении, её руководитель ориентируется не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходит к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, но целенаправленно и последовательно раскрывая в нём все сильные личностные и профессиональные стороны, помогая смягчить или компенсировать слабые. Каждый студент на практике должен иметь возможность высказать своё мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснение той или иной ситуации или принятых в отношении него решений. Личность студента надо бережно и терпеливо растить и развивать. Поэтому комплексный характер педагогической практики предполагает, что студент за годы обучения выполняет все виды и функции деятельности педагога: проводит занятия, экскурсии, всевозможные формы воспитательной работы, вступает в контакт с родителями.

Эффективно организованная практика носит постоянно усложняющийся характер. Начиная с общего знакомства с производственными учреждениями разного типа, наблюдений и анализа получаемой информации, практикант постепенно выполняет всё более сложные и ответственные задания.

Творческий характер педагогический практики предполагает, что в её процессе у каждого студента развиваются исследовательские способности к нестандартной интерпретации воспитательного процесса, художественные, артистические и другие способности подобного рода. Этому способствуют знакомство с творчески работающими людьми и педагогическими коллективами, выполнение различных исследовательских заданий, создание атмосферы постоянного поиска в студенческой группе, проходящей педагогическую практику. Студенту надо давать возможность проявлять самостоятельность, инициативу, даже если это не сразу может дать положительный эффект.

Таким образом, педагогическая практика является важнейшим этапом становления и закрепления профессиональной направленности, так как она способствует развитию у студентов познавательной активности, потребности и способности непрерывно усваивать необходимые новые знания, осмысливая и принимая их в качестве средств овладения профессиональной деятельностью.

Литература:

1.                             Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования: Учеб. пособие /Л. М. Волобуева, В. И. Ядэшко и др.; Под ред. Л. М. Волобуевой, В. И. Ядэшко. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. С.11

2.                             Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник /Г. М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2007. — 528 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle