Автор: Безуглая Елена Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 26.08.2013

Библиографическое описание:

Безуглая Е. В. Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 152-154.

В статье рассмотрено значение транспортной инфраструктуры для экономики России и Курской области. Определены основные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры региона.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, устойчивое развитие.

На данный период Россия располагает всеми видами современного транспорта, транспортные коммуникации по своему размещению и структуре отвечают как внешним, так и внутренним транспортно-экономическим связям страны. Российский транспортный комплекс выступает системообразующим фактором развития экономики, основой промышленного и хозяйственного освоения территорий. В формирование ВВП вклад транспорта в 2010 г. составил 7 %, транспортная отрасль по данному показателю занимает четвертое место в России.

Огромное влияние при размещении производства оказывает транспортная инфраструктура, без учета транспортных коммуникаций нельзя достичь размещения производительных сил рационально: необходимо учитывать потребность в перевозках, транспортабельность готовой продукции, исходных материалов и их массу, обеспеченность транспортными путями, и их пропускную способность. Именно в зависимости от влияния этих составляющих размещаются предприятия.

Рационализация перевозок влияет на эффективность производства отдельных предприятий и, как следствие, районов, и страны в целом.

При этом, потери России от неразвитости дорожной сети составят не менее 9–12,5 % ВВП, если финансирование дорожной отрасли в течение 10 лет не выйдет на уровень 4,5–5 % от валового национального продукта. Такой прогноз дают эксперты МОЦ «За безопасность российских дорог», авторы доклада «Развитие российской дорожной отрасли до 2015 г. Проблемы, риски, перспективы» М. Хартман и Д. Леонтьев.

При подсчетах учитывались потери от снижения деловой активности на региональном экране, уменьшения инвестиционной привлекательности для целых кластеров народного хозяйства, рост доли транспортных затрат в структуре себестоимости товаров и услуг, др. Из-за низкой плотности дорог транспортная составляющая затрат в конечной цене российской продукции достигает 15 -20 %, а в США и Европе не превышает 7 -10 %.

Протяженность автодорог с твердым покрытием федерального значения в России за 2005–2010 гг. выросла всего с 47,1 до 50,1 тыс. км, в среднем на 1 тыс. км в год. С 2000 по 2005 гг. объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9 % до 1,1 % ВВП и до недавнего времени держались на данном уровне. Только в 2011 г. ситуация начала изменяться и финансирование дорожной отрасли составило 700 млрд. рублей — это на 40 % больше, чем в 2010 г. — и составило 1,51 % ВВП. В большинстве экономически развитых стран на дороги тратится 3–4 % ВВП (между тем, дорожная сеть в этих странах уже развита). В целом же на 1 российский автомобиль приходится менее 19 метров дороги с твердым покрытием, в Финляндии — 68 метров, во Франции — около 50 метров [1].

Руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Д. Леонтьев отмечает: «Увеличивать финансирование необходимо, но никакие денежные вливания не спасут, если мы продолжим традиционное «осваивание» бюджетных средств, пусть даже и в размере 4 % ВВП. Экономика вопроса должна быть просчитана безупречно — вплоть до того, сколько конкретный регион получит от сокращения времени в пути между районами на 10–15 минут».

Для Курской области, имеющей важное геополитическое и экономическое значение для России, располагающейся на границе государства, развитие транспортной инфраструктуры является не только желаемым, но и необходимым условием долгосрочного устойчивого развития [1].

Курская область расположена в центре европейской части России, на юго-западныхсклонах Среднерусскойвозвышенности. Природная среда области характерна для лесостепной зоны. Расстояние до Москвы — 536 км, до Черного моря — 700 км. Регион граничит с Брянской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Орловской областями (Россия), Сумской областью (Украина). Общая протяженность границ 1250 км., расстояние между крайними восточной и западной точками области 305 км, северной и южной — 171 км. [2].

Основными видами транспорта в Курской области являются автомобильный и железнодорожный.

По состоянию на 2006 г. общая длина железнодорожных линий Курской области составляет 1561,2 км, из них 500 км — подъездных путей. Протяжённость электрифицированных линий — 242 км. Через территорию области проходит железнодорожная магистраль «МоскваХарьков», «КиевВоронеж» и другие линии, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное и 65 железнодорожных станций. По густоте железных дорог Курская область занимает одно из первых мест в России.

В области насчитывается 9,2 тыс. км автомобильных дорог. В пределах области пролегают автотрассы М 2, М 3, А 144, А 142, Р 190, Р 199, Р200 «КурскВоронежБорисоглебск», «Тросна—Калиновка». Все районы и города области связаны с областным центром автомобильными дорогами с твердым покрытием.

По данным на 2007 г. в структуре грузовых перевозок доля автомобильного транспорта составляет 84 %, 97 % пассажирских перевозок общественным транспортом осуществляется автобусами и городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами).

Необходимо создание более сбалансированных условий транспортного доступа, поскольку через территорию области проходят транспортные автомагистрали, имеющие федеральное значение: Москва-Симферополь, Курск-Борисоглебск, Тросна-Лемеши, предназначенные для осуществления местных и дальних транспортно-экономических связей Курской области.

В этой связи целесообразна реконструкция федеральной магистральной автодороги М-2 «Крым» от Москвы через Тулу, Орёл, Курск, Белгород до границы с Украиной на участке Юго-Восточного обхода г. Курска. Трасса М-2 объявлена международной автомобильной дорогой стран СНГ в составе коридора «Граница Норвегии — Мурманск — Санкт-Петербург — Москва — Орел — Курск — Белгород — Харьков — Симферополь — Ялта». Её модернизация обеспечит бесперебойный и безопасный проезд автомобильного транспорта, углубление и расширение межрегиональных и внешнеэкономических связей. Для увеличения грузопотоков, расширения межрегиональных связей необходима реконструкция автомобильных дорог «Лукьяновка — Тим» — Ястребовка — Старый Оскол и «Курск — Воронеж — Борисоглебск» — Касторное — Липецкая область.

Основная роль в создании условий устойчивого территориального и социально-экономического развития Курской области принадлежит Администрации области, в частности комитету строительства и архитектуры Курской области. Стратегический план развития транспортной инфраструктуры сформулирован в «Схеме территориального планирования Курской области» в разделе «Мероприятия по развитию транспортного комплекса» [2].

Однако, при реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры необходимо решить проблему координации всех взаимодействующих структур. Так, например, в Курской области, являющейся приграничным регионом, некоторое время функционировали хорошо оборудованные многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП) в структуре Курской таможни и подъездные пути (дороги) в приграничных районах очень плохого качества (нуждающиеся в капитальном ремонте), находящиеся в муниципальном ведении. Совместная работа вышеуказанных структур по координации заканчивалась заявлениями о недостаточном финансировании муниципальных образований для ремонта дорожного покрытия.

В настоящее время ситуация изменилась к лучшему, однако многие участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже наладили перевозки через таможенную границу через пункты пропуска соседних регионов (Белгородская и Брянская области) и не считают необходимым изменять налаженную систему [3].

В сельской местности также имеются проблемы развития транспортной инфраструктуры. Несмотря на то, что удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в общем числе сельских населенных пунктов, сокращается (на 17,1 % с 2000 по 2011 гг.), ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования (местного, регионального или межмуниципального значения) составил 28,6 % уровня 2000 г. и 13,8 % 1990 г.; необщего пользования в сельском хозяйстве — 23,3 % и 0,2 % соответственно [4, 5].

Развитие транспортной инфраструктуры направлено на создание предпосылок устойчивого социального и экономического развития территорий посредством определения основных направлений развития их пространственного каркаса, совершенствования пространственной организации социальных, производственных, транспортных и других инженерных инфраструктур, систем защиты природной и историко-культурной среды. В конечном итоге реализация этих мероприятий позволит:

-          создать условия для роста уровня жизни населения и экономики области;

-          повысить инвестиционную привлекательность территории;

-          обеспечить рост качество жизни населения, посредством принятия на профессиональной основе эффективных решений по пространственной организации обустройства территории;

-          увеличить эффективность использования территорий посредством зонирования (определяющего пространственное распределение планируемого характера изменений состояния и использования территорий и необходимых для их реализации градостроительных ограничений и регламентов) и районирования (определяющего пространственную организацию территориального управления).

-          соблюсти баланс интересов различных видов деятельности (отраслей и функций) и различных уровней территориального управления, связанных с использованием территории и определяющих развитие ее инфраструктур.

В целях достижения более сбалансированного развития необходима модернизация транспортных звеньев, связывающих малые и средние города области, сельские и островные территории с трансроссийскими и трансъевропейскими сетями и транспортными центрами (железные дороги, автострады, аэропорты и многофункциональные центры).

Литература:

1.                  Коварда, В. В. Роль и значение транспортной инфраструктуры для социально-экономического развития Курской области [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 2 (Ч. 1). — С.110–113.

2.                  Электронный ресурс: http://adm.rkursk.ru

3.                  Коварда В. В. Влияние инфраструктуры на развитие АПК России [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 194–197.

4.                  Коварда, В. В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию [Текст] / В. В. Коварда // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 29 (260). — С. 59–64.

5.                  Коварда, В. В. Ресурсное обеспечение регионального развития (на примере центрального федерального округа) [Текст] / В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции № 4(2), 2011. — С. 50–55.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортной инфраструктуры, Курской области, развития Курской области, с твердым покрытием, развитию транспортной инфраструктуры, развития транспортной инфраструктуры, дорожной отрасли, устойчивого развития, устойчивого развития Курской, обеспечении устойчивого развития, транспортной инфраструктуры региона, значение транспортной инфраструктуры, Значение транспортной инфраструктуры, линий Курской области, связей Курской области, автомобильных дорог, и архитектуры Курской области, социально-экономического развития Курской, и социально-экономического развития Курской, развитие транспортной инфраструктуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle