Библиографическое описание:

Боронина Е. В., Кадина В. В. Роль уроков музыки в формировании имиджа ученика // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 378-380.

В последнее время понятие имидж прочно входит в жизнь современного человека. Справочные издания трактуют понятие имиджа (в переводе с английского «образ», «отражение», «изображение») как целенаправленно формируемый образ, сложившийся в сознании общества, имеющий характер стереотипа и эмоционально окрашенный. Этот образ обладает набором качеств с определённой индивидуальностью и отражает внутренние и внешние характеристики личности.

В России понятие имидж стало предметом внимания и научного изучения в конце 20 века. В 1994 году была опубликована книга В. М. Шепеля «Имиджелогия». Книга способствовала формированию новой области научного исследования — имиджелогии и возникновению новой специальности — имиджмейкер в профессиональной сфере.

В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования в области образования. В частности, к личности учителя предъявляются особые требования в профессиональном плане. Имидж педагога создаёт и подчеркивает неповторимое своеобразие человека, не ограничиваясь лишь отражением его внешности, а становится неотъемлемой частью характера, формируя отношение к нему других людей.

Профессия учителя — одна из самых сложных и ответственных. Ведь он создаёт будущее страны, формируя у современного покаления взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственные качества. Его деятельность требует особого призвания. Педагог должен любить свою профессию, увлекаться процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности зависит от коммуникативных способностей, от умения наладить правильные взаимоотношения с детьми и владения определёнными волевыми качествами. Он обязан контролировать своё поведение и управлять им. Очень важно в профессии учителя владеть своей речью, формулировать свои мысли грамотно, ясно, просто и понятно для ребят. Речь должна отличаться выразительностью, эмоциональностью и убедительностью.

В настоящее время имидж является неотъемлемым качеством профессионала. Духовное и интеллектуальное развитие педагога, интересы и ценности, являются важной составляющей в общении между учеником и учителем, рассматриваются как взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. Именно такой учитель играет огромную роль в формировании имиджа ученика, способствует хорошей успеваемости, сплочённости коллектива, повышение творческой и социальной активности.

Основной задачей ученика является получение качественного образования, поэтому формирование его имиджа должно быть направлено на укрепление дисциплины, что способствует проявлению усердия в учёбе, развитие трудолюбия, выдержанности, внутренней организованности, ответственности и готовности соблюдать правила взаимоотношений с учащимися и учителями.

Музыка является одним из предметов, направленных на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к жизни, на пробуждение познавательного интереса к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию и формирование личности, способной к творческой деятельности.

На уроке ученик осваивает практические умения и навыки, направленные на развитие внимания, образного мышления, памяти, воображения и т. д.

На уроке музыки много времени уделяется вниманию на развитие голоса и умение владеть им. Этому способствуют занятия хоровым пением и вокалом. Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Известно, что тембр (окраска звука) создаёт эмоциональные оттенки речи: яркость, мягкость, теплоту, насыщенность и многое другое. Тембр придаёт индивидуальность каждому человеку, отражая привычки и особенности характера, уровень здоровья и настроение. Именно учитель с выразительной мимикой, умеющий эмоционально показать собственное отношение к предмету разговора, обладающий «живыми» речевыми интонациями, способен приблизить урок к естественному общению.

Каждый человек может развить голос с помощью специальных упражнений. Но начинать нужно как можно раньше, например в школе. Ведь только на уроках музыки совершенствуется музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать и выделять главное. Развивается ладотональный, звуковысотный и тембровый слух, музыкальная память, формируются знания об интонации и музыкальном ритме. Дети учатся определять особенности интонации и понимать, как с помощью интонации композитор создаёт музыкальные образы.

На уроках мы развиваем у детей слух, как звуковысотный, так и тембровый, точное интонирование, умение чувствовать эмоциональную выразительность музыкальной речи, владение своим голосом и дыханием.

Именно увлечение музыкальным искусством наполняет ребёнка духовным содержанием, формируя всесторонне развитую личность.

На своих уроках мы используем вокальные упражнения, которые подготавливают голосовой аппарат к работе, а так же закрепляют у учащихся основные певческие навыки. К ним мы можем отнести:

-         певческую установку;

-         певческое дыхание и опору звука;

-         высокую вокальную позицию;

-         точное интонирование;

-         ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

-         использование различных видов звуковедения;

-         дикционные (артикуляционные и орфоэпические) навыки.

Так же на уроках музыки проводятся упражнения на развитие мышления. В качестве примеров можем предложить следующие:

1.                 «Качание головой» (для расслабления мышц шеи и плеч).

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в стороны, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

2.                 «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по пять каждой рукой, а затем обеими руками.

3.                 «Перекрёстные движения» (активация обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний)

Выполняются перекрёстные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться вперёд, вбок, назад. Совершать движения глазами во все стороны.

4.                 «Брюшное дыхание» (снятие напряжения и нервозности, быстрый способ улучшения самочувствия)

Положить руку на живот. Вдохнуть воздух короткими, мягкими, маленькими струйками (представить, что дуете на пёрышко). Медленно надуваясь, подобно шару, сделайте глубокий выдох.

5.                 «Слон»

Писать гласные буквы в воздухе носом. Чётко произнося их вслух.

Как показывает практика и опыт работы, на эффективность деятельности учителя и учащегося оказывают влияние множество факторов, среди которых, на наш взгляд, особую роль играет имидж. Нужно отметить, что проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна. Эффективный имидж позволит учителю и учащемуся добиться многих преимуществ, например, среди них, можно отметить следующие:

1)        благоприятный имидж позволит завоевать и удержать свои жизненные позиции;

2)        эффективных имидж обеспечит благоприятное восприятие со стороны окружающих;

3)        стабильный имидж обеспечит эффективные условия для работы учителя и хорошую успеваемость для ученика.

Таким образом, рассмотренные нами виды деятельности на уроке музыки способствуют эффективному формированию и развитию имиджа учащихся.

Литература:

1.         Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — М., Изд. Планета музыки, 2010 г. — 8с.

2.         Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — М., 3-е изд., Лань, 2010 г. — 192с.

3.         Калюжный А. А. Психология формирования имиджа. — М., Изд. Владос, 2004 г. -240 с.

4.         Кульневич С. В. Управление современной школой: практическое пособие для руководителей школ и методистов, учителей и студентов вузов. Вып. 7: Образовательный маркетинг в школе. Ростов на Дону. Изд. Учитель, 2005 г. -192 с.

5.         Панпсюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2007 г. -768 с. USBN 978–5-386–00257–2

6.         Пекерская Е. М. Вокальный букварь. Учебное пособие. Рекомендован Министерством культуры РФ в качестве учебного пособия для учащихся дирижёрско-хоровых и вокальных отделений музыкальных училищ. Москва 996 г. Электронная версия «Вокального букваря» на Lid.ru

7.         Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.

8.         Федонюк В. Детский голос. Задачи и методы. Санкт-Петербург. Изд. Союз художников. 2003 г.

9.         Щетинин. М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой — 2-е изд., — М., 2005 г. — 367с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle