Библиографическое описание:

Прокофьева М. А., Турсынов А. Методика диагностики и профилактики неуставных отношений в воинском подразделении // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 418-421.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с диагностикой и профилактикой неуставных отношений в воинском подразделении.

Ключевые слова: диагностика, профилактика, социально-психологический климат в воинском подразделении, стили жизни, параметры.

Коллектив воинского подразделения — это социальная форма организации людей в военном деле. Чем выше уровень его сплоченности и боевой слаженности, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы всех военнослужащих в воинском подразделении.

В своей работе мы попытались выявить параметры педагогической диагностики социально-психологического климата в воинском подразделении. Нами была проведена диагностика содержательного, позиционно-оценочного и функционального параметра социально-психологического климата.

При проведении диагностики содержательного параметра социально-психологического климата мы предложили военнослужащим составить перечень пяти своих масок, которые они носят и еще пяти, которые хотели бы носить. Под каждой маской военнослужащие написали преимущества и недостатки. Далее нами была проведена беседа в ходе, которой они ответили на следующие вопросы: В чем смысл изречения «не создавай себе кумира»? В каких сферах человеческой деятельности чаще всего ищем и находим себе кумиров? (киноискусство, телевидение, спорт, шоу-бизнес). Что в нас их привлекает? (внутренние и внешние факторы) и др. На основе анализа письменных работ и беседы с военнослужащими нами были получены следующие результаты: качества, привлекающих военнослужащих, оказались в образцах трех категорий. Однако каждая категория образцов представлена и специфическими качествами: у взрослых «трудолюбие», «любовь к своей профессии, к семье», у сверстников — «веселый характер», «готовность помочь товарищу», «честность»; у литературных героев — «смелость», «стойкость», «выдержка», «находчивость».

Для определения отношения военнослужащих к духовным и материальным ценностям мы попросили их ответить на ряд вопросов. Мы выяснили, что военнослужащие задумываются над проблемами смысла жизни, жизненных ценностей в различных аспектах. Для выявления представлений у военнослужащих о главных жизненных ценностях мы использовали беседу, в виде тренинга на тему: «Смысл жизни», устные ответы мы фиксировали в стандартизированных таблицах.

Обработка эмпирического материала показала следующие результаты, которые мы отразили в гистограмме.

Позиционно-оценочный параметр изучениясоциально-психологического климата реализовался с помощью серии методик, которые выявили оценочные отношения военнослужащих к своей личности. Для этого использовались специальные проективные опросники, а также сочинения — миниатюры «Я очень люблю..».., «Счастье это.».., и т. п.

Так, опрос с проективным заданием «Я всегда бываю, недоволен собой, когда...».. В числе участников опроса 33,9 % отметили, что не испытывают недовольства собой. 72,4 % военнослужащих достаточно часто испытывают состояние психического дискомфорта, тревожатся о статусе в межличностных отношениях, мечтают о достижениях, которые были бы замечены родителями, командирами. Причины своих нынешних неудач они не связывают со своей личностью, а склонны искать причины во вне, поэтому недовольство они высказывают, как правило, в адрес обезличенных внешних объектов. «Мне не везет», «Когда делаю, что-то хорошее никто этого не видит, а стоит ошибиться, все сразу начинают ругать. Анализ полученных материалов показал, что у военнослужащих недовольство собой возникает главным образом на почве службы в рядах ВС РК (44,2 %), и в не меньшей мере в ситуациях общения военнослужащих друг с другом и командиром (38,1 %). Значительно и осознание собственной вины в ссорах, размолвках с товарищами 27 %, а ощущения дискомфорта в воинском коллективе 33.5 %.

Следующим этапом нашей работы было проведение тестирования «Шкала само принятия». Зная о том, что одна серия тестов не может дать точного представления о позиционно-оценочном параметре, мы провели еще опрос по выявлению у подростка самочувствия, активности, настроения (Опросник САН). Результаты эмпирического материала отражены в гистограмме.

Таким образом, полученные материалы показали, что существует отчетливая связь между уровнем самооценки, само принятия, самочувствия, активности и настроения военнослужащего с особенностями социального опыта. Чем выше уровень активности отношения к своей личности, к своему внутреннему миру, тем выше показатель содержательного и функционального параметров социально-психологического климата.

Функциональный параметр социально-психологического климата военнослужащего был связан с выявлением особенностей их стиля жизни. Рассматривая природу стиля жизни военнослужащего и возможности его педагогической интеграции нельзя обойти концепцию известного психолога и психиатра А.Адлера. По его мнению, характер человека вырастает из его «жизненного стиля», который представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений. Именно в соответствии с индивидуальным стилем жизни функционируют мышление, эмоции и поведение индивида на протяжении всей жизни. В качестве методики выявлений стиля жизни военнослужащих был использован модифицированный опросник П.Тоукамаа и К. Тарро. При трактовке формулировок, обозначающих различные стили жизни, учитывалось, что перечисленные в разброс, они группируются вокруг четырех основных типов, которым мы дали условные наименования:- Робинзон (индивидуально-активный);- Борец (социально-активный);- Созерцатель (индивидуально-пассивный);- Альтруист (социально-пассивный).

В подтверждение результатов вышеописанного опросника мы провели тест «Капитан? Рулевой? Пассажир?» Главной целью данного теста было выявление характера человека, его стиля жизни, проявляющегося в поступках, в отношениях к людям, в выборе, который каждый из нас делает в той или иной ситуации.

При обработке эмпирического материала были получены следующие результаты: 25 % респондентов получили от 100 до 150 баллов, что означает, что они являются капитанами собственной жизни, чувствующими ответственность за все, что с ними происходит, много берущими на себя, преодолевающими трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. 50 % респондентов получили от 50–99 баллов, что означает, что они охотно бывают рулевыми, но могут, если это необходимо, передавать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей они бывают вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость являются их союзниками. 25 % военнослужащих получили до 49 баллов, что означает, что они зачастую бывают пассажирами в своей жизни, легко подчиняются внешним силам. В своих трудностях обвиняют кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется им недостижимой. Однако они умеют сосуществовать с другими.

Профилактика неуставных отношений в воинском коллективе процесс сложный и многогранный. Это сложное интегрированное образование, которое необходимо для обеспечения научно-обоснованного управления процессом воспитания.

Исходя из теоретических выводов, результатов педагогической диагностики неуставных отношений были разработаны содержание и методика профилактики неуставных отношений. Организация данной работы проводилась в несколько этапов: на первом этапе данной методики стояла задача внедрения в воинскую часть серии разработанных нами уроков, раскрывающих все параметры социально-психологического климата, влияющего на неуставные отношения военнослужащих срочной службы.

Первые два занятия «Ценности человека и его судьба», а также «Линии судьбы» раскрывают содержательный параметр социально-психологического климата. Поскольку данный параметр выражается через материальное и культурологическое содержание деятельности военнослужащего и проявляется в его представлениях о главных жизненных ценностях, то в ходе проведенных занятий, у них сформировались понятия «ценность, судьба». Они приобрели навыки свободно высказывать свое мнение. Таким образом, военнослужащим был предложен материал, который раскрыл содержательный параметр социально-психологического климата.

Следующие занятия «Я лидер» и «Кем бы я лучше был» раскрывают позиционно-оценочный параметр социально-психологического климата. Поскольку данный параметр выражается через тенденцию проявления индивидуальности, личностной активности, рефлексивной позиции военнослужащего, то в ходе проведенных занятий у них сформировались понятия о «лидерстве» и «лидерах» их качествах. Они приобрели навыки самоанализа, самооценки собственных лидерских качеств; расширились представления военнослужащих о самих себе и о товарищах; развились навыки воображения и оригинального мышления, понимания значимости этих навыков для развития личности.

Завершающими занятия «Что я думаю о нравственности?» и «Что делает человека личностью?», раскрыли функциональный параметр социально-психологического климата. Данный параметр определяется тем, как внутренние особенности самооценки, соотношение представлений о главных жизненных ценностях преобразуются в ту или иную психологическую основу стиля жизни, а разные стили жизни способны либо благоприятствовать, либо, напротив, препятствовать полноценному социальному становлению личности. В ходе данных занятий военнослужащим был предложен материал позволивший сформировать их представления о «нравственности», «ценности», «общечеловеческой ценности», «нравственном поведении», о правах, обязанностях и правилах поведения человека. Развить навыки межличностного общения и групповой работы. Сформировать представление о лучших человеческих качествах, критерии оценки личности. Развить аналитические способности и навыки моделирования характера.

На втором этапе опытно-педагогической работы нами было проведено воспитательное мероприятие на тему: «Понять человека». Целью данного мероприятия было сформировать представление у военнослужащих о «понимании человека человеком», а также научить их самоанализу, оценки поступков других людей.

После внедрения разработанной нами методики, был проведен «срез», который показал эффективность проведенной нами работы. Сравнительный анализ показал, что существует положительная динамика всех параметров социально-психологического климата.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная с позиции личностно — деятельностного подхода методика формирования социально-психологического климата в воинском коллективе является эффективной. В ходе исследования определены возможности педагогического процесса воинской части по изучаемой проблеме, доказана эффективность предложенной нами методики.

Литература:

1.                 Prokofieva M. A., Kurakbaeva A.ZH. Pedagogical diagnostics of social experiense of the adolescent-pre-conscription trainee. Materialy VIII Miedzynarodowejnaukowi-praktycznejkonferencji «Naukowa myslinformacyjnejpowieki — 2012» Volume 15. Pedagogicznenauki: Przemysl. Nauka i studia -112 str. Praha.С.88–92

2.                 Прокофьева М. А., Турсынов А. М., Формирование социально-психологического климата в воинском коллективе. Материалы республиканской научно-практической конференции «Молодежь и наука в современном мире». Часть 2. Талдыкорган, 2013.

3.                 Анцупов А. Я., Федотов В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе. М.: ГА ВС, 1992. 66 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle