Библиографическое описание:

Тимшина Е. Ю. Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 452-454.

В кругу специалистов в социальной сфере, а также в смежных отраслях стал очевидным факт, что в социальных службах назрела необходимость упорядочивания и систематизации информации. Поскольку данный вопрос является частью управления и администрирования, то можно говорить о необходимости некоторой модернизации этой деятельности. В частности можно рассмотреть пример проектаусовершенствования социального консультирования. Он моделируется на основе разработки организационно-управленческой технологии.

Законодательным основанием для предложения такого проекта стали основные положения утвержденной Президентом РФ концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов [1]. Актуальность разработки данного проекта заключается в потребности формирования единого комплекса специализированной информации для улучшения работы социальных служб. Проект представляет собой объединённый общим замыслом и целью комплекс мероприятий по информированию населения о разновидностях услуг, предоставляемых социальными службами. Создание единого ресурса информирования населения о предоставляемых услугах потенциально упростит задачу социальных работников в процессе социального консультирования, а также улучшит имеющиеся средства взаимодействия смежных организаций.

Реализация данного проекта предполагает достижение следующей цели: информатизации, наиболее полного удовлетворения информационных потребностей населения в сфере социальной помощи и социальной защиты. А также направлена на улучшение условий жизни населения, повышение эффективности оказания услуг специалистами по социальной работе. Достижение данной цели является одним из этапов выполнения более глобальной цели, поставленной концепцией единого информационного пространства. При достаточно целостном подходе к реализации проекта, будет решен ряд задач: удовлетворение информационных потребностей населения; интеграция информационных ресурсов смежных учреждений и отраслей социальной сферы; эффективное использование государственными и негосударственными организациями, а также гражданами сформированных баз данных; обеспечение полноты, достоверности и своевременности представления информации гражданам, независимо от их местонахождения [1].

Для наиболее качественной реализации проекта предполагаются следующие поэтапные действия: работа с организациями — «поставщиками» социальных услуг; создание единой базы данных; внедрение ресурса в применение [4]. Насыщением базы данных и поддержанием ее на разных этапах в равной мере продуктивно могли бы волонтерские, студенческие инициативные группы; районные и городские администрации — каждый в доступном ему аспекте. Финансирование программы также возможно из разных источников, будь то средства благотворительных фондов или бюджеты разных уровней. Реализация проекта существенно сократит очереди в социальные службы, структурирует и разведет потоки посетителей, подготовит клиентов к консультации, даст возможность оперативно выводить информацию специалисту по социальной работе, что увеличит производительность труда и сократит время, затрачиваемое на одного конкретного клиента, не нанося качественных ухудшений результату [2].

Разрабатываемый проект подпадает в сферу реализации технологии социального консультирования, ее подвида — дистанционного консультирования. Дистанционный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу [3]. Равно как и предлагаемый проект единого информационного ресурса не предполагает прямого взаимодействия клиента и специалиста, но косвенный контакт все же присутствует. Проект предоставляет решение многим наболевшим вопросам социальных служб: малая известность оказываемых услуг среди населения, большое количество времени, затрачиваемое на работу с одним клиентом, неосведомленность клиента о возможностях социальной организации, в связи с чем, завышенная требовательность или заниженные притязания. Результат проекта направлен на упрощение работы специалиста, на первоначальную подготовку клиента к встрече со специалистом, на распространении информации лицам, нуждающимся в социальной помощи.

В основу проекта положено стремление удовлетворить потребность в четкой системе информирования и доступа к необходимой информации любой нуждающейся в особом внимании власти и общества группе населения [5]. Предполагаемый результат: единый ресурс, содержащий в себе всю необходимую, обновляемую информацию о возможностях социальной помощи. Ресурс предполагает два уровня доступа: для клиентов социальных учреждений и для профессионалов. Клиентский уровень ресурса предполагает включение данных об организациях и проектах, работающих с определенными проблемами. Об услугах, пособиях, льготах, бонусах и иных поощрениях, предоставляемых нуждающимся категориям населения различными учреждениями. Данная информация будет строго структурирована, и найти ее можно будет, использую широкий спектр произвольных запросов. Клиенту будут выводиться данные, включая фактические адреса, контакты организаций, оказывающих услуги и данными конкретных подразделений, в которые нужно обращаться. Профессиональный уровень предполагает расширенную возможность доступа, включающую данные не только об услугах, оказываемых смежными организациями, но и контакты конкретных специалистов, их квалификацию и рекомендации по специализации и сферам интересов.

Особенностями предлагаемого проекта являются еще несколько параметров. Два вида представления информации: бумажный и электронный. В тех местах, где недоступно и нецелесообразно размещение своего рода электронных терминалов, предполагается обновляемое размещение стендов и бумажных справочных брошюр. Потребитель информации может легко с помощью нескольких ответов на вопросы выбрать буклет, содержащий нужную ему информацию. В электронном виде (в том числе на интернет-сайте) предполагается осуществление двух сценариев поиска нужной информации: первый повторяет уже описанный ряд ответов на взаимосвязанные вопросы, с соответствующим резюме проблемной ситуации и получением итогового списка организаций, способных помочь в данном конкретном случае. Второй предполагает постановку вопроса потребителем в свободной форме, с выведением соответствующих результатов. Этот вариант представляется разумным ввиду доступной возможности работать со «ссылками и тегами». Вопросы-направляющие — это вопросы типа: «Состоите ли вы в браке?», «Как давно вы состоите в браке?», «Сколько у вас детей?» и подобные. Все они связаны с определением той категории граждан, нуждающихся в социальной помощи, к которой относится клиент. Также предполагается деление полученных результатов на основные и дополнительные; платные для семьи и оплачиваемые из различных бюджетов и фондов. Решение этих вопросов предполагается оставить на усмотрение потребителя. То есть выбор варианта принимаемых мер человек вправе сделать самостоятельно. Клиент должен видеть все возможности, которые существуют для него на данный момент.

Вносить вопрос оплаты услуг в список первоначальных вопросов-направляющих находим необоснованным ввиду множества сложных финансовых, психологических и других особенностей клиента. Он должен видеть все возможные варианты решения проблемы для представления полной картины. Для наглядности стоит привести также поэтапный план действий по реализации проекта:

1.         Сформировать основной костяк проблемных областей. Это важно для базового понимания ресурса. Безусловно, в процессе дальнейшей жизни проекта допустимо и предполагается расширение данных сфер. Эмпирическим путем выделен десяток проблемных сфер. В первую очередь это: юридическая помощь, помощь в трудоустройстве, натуральная помощь, психологическая помощь, медико-социальная помощь, помощь в оформлении льгот и пособий, помощь в организации детского и подросткового досуга, помощь в получении жилья и др.

2.         Подбор списка типичных организаций, занимающихся решением подобных проблем. Это всевозможные социальные учреждения, фонды, разного рода коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы власти и органы местного самоуправления.

3.         Формирование достаточно полной базы данных, включающей все подразделений, занимающиеся помощью в решении социальных проблем.

4.         Создание электронного ресурса, отражающего данные вопросы.

5.         Наполнение ресурса подобранной информацией, включая связанные ссылки на сайты приводимых организаций

6.         Создание электронному ресурсу простого и понятного интерфейса.

7.         Создание удобного способа выведения информации из электронного варианта в бумажный. Данный пункт предусмотрен как для личного использования клиентами, так и для наиболее быстрого доступа профессионала к данным, за которыми он обратился к ресурсу, например во время беседы с потенциальным клиентом. Это очень важный аспект, и именно на него стоит уделить как можно большее внимание после завершения подготовки фактических сведений, ведь именно с выведением информации, найденной с помощью электронных ресурсов, в частности, сталкиваются все социальные службы

8.         Подготовка и формирование основных «стендовых» вопросников, а также способов с минимальными затратами выдавать потребителю необходимую информацию. Стендовый вариант ресурса хоть и видится наиболее простым и доступным потребителю, может полноценно осуществиться только после плодотворной работы с электронным ресурсом, так как, по сути, является кратким содержанием последнего.

9.         Размещение стендов в социальных учреждениях, в местах, где бывают потенциальные клиенты — детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, общественных местах. Размещение социального ресурса на сайте с общим доступом.

10.     Мониторинг и корректировка действующего проекта.

Таким образом, можно говорить, что разрабатываемый в рамках организационно-управленческая технологии проект усовершенствования социального консультирования и информирования потенциально успешен и полезен в ближайшей перспективе реализации.

Литература:

1.                  Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 N Пр-1694) — М.: НТЦ «Информрегистр», 1996

2.                  Заяц, О. В. Организация, управление, администрирование в социальной работе. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004–142с.

3.                  Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете. М.: Спутник+, 2010. 173 c.

4.                  Новиков, А.М., Новиков, Д. А. Методология.– М.: СИН-ТЕГ. — 668 с.

5.                  Справочник некоммерческих организаций Санкт-Петербурга: [эл. ресурс] // URL: http://www.soc-spb.ru/catalog-soc-spb — 28.05.2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle