Авторы: Коротышева Маргарита Олеговна, Кара Вячеслав Петрович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Коротышева М. О., Кара В. П. О перспективах развития информационных технологий в социальной сфере // Молодой ученый. — 2016. — №6.3. — С. 26-28.



На современном этапе в России все больше внимание уделяется информатизации общества в социальной сфере. Социальная сфера сегодня – это уже не просто область существования и реализации своих человеческих возможностей в виде человеческого капитала, но и объект пристального внимания Правительства РФ и Президента РФ. Она рассматривается, как обширная инвестиционная ниша, нуждающаяся в наполнении денежными потоками.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" может быть определено основное положение и пути построения территориальной информационной системы (ТИС), разработаны общие представления о структурах и перспективах движения информатизации в отдельных ее отраслях, предложены научно-технические обоснования программы информатизации.

Концепция информатизации – это основной научно-методический документ, содержащий перспективные подходы к развитию процессов информатизации, которые обеспечат интегрированное представление об информационной системе. Рост современной экономики во взаимодействии социальной сферы и развитии информационных технологий – проблема не менее актуальная. В том числе, резервом выступает активное внедрение информационных технологий [3].

В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики России проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться[1]:

  1. слабо координируется использование органами государственной власти информационных технологий, недостаточно используется лучший опыт внедрения информационных технологий для повышения эффективности государственного управления;
  2. сохраняется отставание российского рынка информационных технологий, недостаточно быстрыми темпами происходит становление экономики, осуществляемой с помощью информационных технологий.
  3. сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества;
  4. возрастают угрозы безопасности в информационном обществе, в том числеодной из угроз является увеличение количества компьютерных преступлений, возросла их корыстная направленность, а также наносимый материальный ущерб, увеличилось количество преступлений, в том числе трансграничных компьютерных преступлений, совершенных группами лиц;

Во избежание вышеперечисленных угроз необходимо сформировать программы проведения единой стратегии распространения информации и внедрения новых технологий, создать единый методологический подход при проектировании информационных технологий для различных структур.

Система социального обеспечения в России нуждается в реформировании в области информационных технологий.

Под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание [2]. Мы согласны, что главными отраслями социальной сферы являются именно образование, здравоохранение, культура и жилищно-коммунальное хозяйство, поэтому необходимо рассмотрение инноваций в социальной сфере именно в данном аспекте [5].

В частности, в образовании плохо развита система электронных библиотек. На низком уровне осуществляются межвузовские связи, непосредственно предполагающие онлайн видеоконференции. Немало важной проблемой в образовательных учреждениях является слабая оснащенность вычислительной техникой. Государство выделяет денежные средства для применения этих технологий, но существует проблема нехватки специалистов в данной области. Актуальна так же проблема ,заключающаяся в том, что преподаватели имеющие большой стаж работы не умеют применять современные информационные технологии и вычислительную технику в частности. Несмотря на существующие проблемы государство предпринимает и пытается внедрять новые программы, которые дадут толчок развитию информационных технологий в нашей стране[9].

Согласно государственной программе «Информационное общество (2011-2020) годы» выделяются следующие аспекты: развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования, науки и культуры; социальная адаптация и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями посредством использования дистанционных образовательных технологий, в том числе организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому; единый российский интернет портал, содержащий исчерпывающую информацию о российских библиотеках, архивах и музеях[1,8].

В медицине следует внедрять комплексные инновационные системы, оптимизировать предоставление услуг в сфере здравоохранения. Для улучшения качества обслуживания населения нужно внедрять электронную форму обслуживания, расширить применение контрольно-диагностических аппаратов в каждом регионе страны.

Другим, не менее значимым вопросом, является оказание услуг ЖКХ. Согласно Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ч. IV, ст. 491 исполнитель – лицо, предоставляющий коммунальные услуги и т.п., имеет целый ряд обязательств, которые, к сожалению, в большинстве своем не исполняются. Это подтверждается данными выборочного обследования домашних хозяйств. В частности около половины (42,9 %) имеет необходимость текущего ремонта и треть – капитального. Аварийно-диспетчерская служба не всегда фиксирует информацию, поступающую по телефону. Из-за правового незнания наших граждан, им не сообщается ни ФИО, ни регистрационный номер заявки, ни время её приема. Это доказывает, что поступающая информация не фиксируется, а диспетчерская выполняет роль психологической разгрузки населения. Потребитель в конечном итоге будет фактически оплачивать за не предоставленную услугу или предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества в полном объеме[7].

Для обеспечения того высоко уровня качества, который закреплен в нормативно-правовых документах на наш взгляд, важно, чтобы фиксированием нарушений в изучаемой области занималась независимая организация. Это позволит количественно оценить не только масштабы таких нарушений, но и узнать общий уровень недовольства граждан, увеличит ответственность поставщиков коммунальных услуг перед своими потребителями. Прибегнув в такой ситуации к посредническим услугам, например аутсорсинговой компании, это не потребует серьезного вмешательства в правовую сферу. При этом сказанное позволит консолидировать информацию о нарушениях в сфере ЖКХ по всей стране и об их устранении, тем самым показывая объективную оценку действиям работников. Сказанное неизбежно снимет часть работы с аварийно-диспетчерских служб по принятию звонков и взаимодействию с населением, при этом благодаря тесному сотрудничеству с обозначенным выше посредником, их работа будет более эффективной в координации действий своих служб и работников [4,6].

Прогноз развития сферы информационных технологий основывается на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и выполнен в двух вариантах - инерционном и инновационном. В инерционном варианте развития объем услуг связи к 2020 году по сравнению с 2007 годом вырастет в сопоставимых ценах почти в 6 раз, объем рынка информационных технологий - возрастет в 2,7 раза. В инновационном варианте прогнозируется рост объема услуг связи в 2020 году по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах почти в 10 раз, объем рынка информационных технологий возрастет по сравнению с 2007 годом в 5,9 раза [1].

Развитие информационных технологий в социальной сфере очень важно для государства и общества в целом. Их внедрение своевременно удовлетворит потребности населения страны, что будет способствовать равноправному распределению общественных благ, реализуя принцип социальной справедливости; повысит интеллектуальное развитие общества; разнообразит досуг, отдых и развлечения населения.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" изм. и доп., вступившими в силу с 20.07.2013г. № 606-р.
  2. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2010. – 860с.
  3. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография. Том 34/Яковлев А.С., Польшакова Н.В. и др.: Воронеж: ВГПУ, 2014 г....–С.88-99
  4. Яковлев А.С. Жильё: ввод в пользование и своевременный ремонт./А.С. Яковлев//Вестник ОрелГИЭТ, - №3(17), 2011, С.134-138
  5. Яковлев А.С. Социальная сфера и её структурные составляющие (региональный аспект)./А.С. Яковлев//Вестник ОрелГИЭТ, - №4(6), 2008, С.97-103
  6. Польшакова Н.В. Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ // Вопросы экономики и управления. 2015. № 1 (1). С. 14-17 Польшакова Н.В. Персональный WEB - сайт преподавателя как один из основных элементов информационной образовательной среды // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 5. № 5-2. С. 208-211 Польшакова Н.В., Красова О.И. Интернет-банкинг: на пути в будущее // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 115-117 Мигачёва О.Н., Свеженцев И.В., Польшакова Н.В. Современные компьютерные технологии в работе налоговых органов // В сборнике: экономический анализ и аудит: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор Т.Н. Урядова. 2014. С. 148-151
Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, социальной сфере, рынка информационных технологий, Российской Федерации, Польшакова Н.В, Правительства Российской Федерации, программе Российской Федерации, развития информационных технологий, объем рынка информационных, государственной программе Российской, информационных технологий регионами, внедрение информационных технологий, внедрения информационных технологий, развитии информационных технологий, власти информационных технологий, проектировании информационных технологий, помощью информационных технологий, развитию информационных технологий, области информационных технологий, сферы информационных технологий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос