Библиографическое описание:

Тайлакова Ш. Н. Социальные факторы влияния средств массовой информация на мировоззрение учащейся молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 775-777.

Средства массовой информации (СМИ) приобретают особую значимость в современных условиях. Поскольку они направлены на формирование у человека отношения к миру событиям обществу. В частности это относится к молодежи, чьим неокрепшим сознанием можно манипулировать и управлять. В этом аспекте в данной статье рассматриваются вопросы связанные с влиянием СМИ на мировоззрение молодежи освещаются возможности их деятельности в новых условиях с учетом реформирования общественного сознания и глобализация мирового сообщества. Особо выделена функция СМИ по идеологическому воспитанию молодежи формированию культуры использования информации поступающей по разным каналам связи.

В статье охарактеризована сущность молодежных программ радио и телевидения Узбекистана и наряду с общей положительной их оценкой выделен ряд нерешенных проблем в частности недостаточный учет педагогического аспекта специфики молодежной аудитории неглубокое проникновение в особенности молодежной политики.Приведены данные опроса мнений учащейся молодежи об их предпочтениях в отборе программ выявлено отсутствие интереса к аналитическим информационным программам.

В заключение сделан вывод о необходимости объективного и всестороннего отражения реальных событий коренных изменений происходящих в стране и в мире.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидения, телетрансляция, формирования личности, познавательную деятельность, духовно-нравственная воспитания.

В современном обществе средства массовой информации (СМИ) оказывают огромное влияние на мировоззрение человека и в особенности на сознание учащейся молодежи. Радио телевидение печать в комплексе составляют систему идейного влияния на личность. Одно из особенностей средств массовой информации — это возможность быстрого распространения общественно значимой информации с помощью новейших технических средств.

В соответствии с идеологией национальной независимости нашей страны СМИ служат на благо народа способствую развитию гармоничной личности обеспечивают информационную связь с членами общества удовлетворяют потребности в получении информации каждого члена общества независимо от возраста и социального положения.

В международном масштабе деятельность СМИ направлена на сохранение мира укрепление сотрудничества между государствами обмен научными и культурными ценностями.

Система связи через радио, телевидение, газеты и журналы в нашей стране неотделима от духовно-просветительского воспитания молодежи и является его основным компонентом. Система средств массовой информации охватывает всё население. Каждая семья имеет возможность принимать радио и телесигналы. Современные дети ещё не начав учиться уже получают различную информацию, в том числе и идейно-политического содержания они получают представления о государственных символах о независимости Узбекистана, о борьбе за мир. Со временем историко-политические знания и понятия учащейся молодежи расширяются и обогащаются.

Студенческая молодежь получает информацию в большом объеме и не только через радио, телевидение, печать, но и через другие источники, причем последние могут быть временными неофициальными и не вызывающими доверия.

Этой связи у студентов необходимо формировать доверие к общедоступным и постоянным источникам умение старого подходить к принимаемой информации.

Необходимо ориентировать молодеть на то чтобы они принимали информацию, что называется, «из первых рук» то есть непосредственно политическую информацию с компетентными комментаторами информацию из области культуры и народного хозяйства в представлении авторитетных специалистов.

Телевидение со всеми своими каналами радио и печать стремятся повышать уровень достоверности информации и несут ответственность за это. Они представляют события в их развитии. Качество и достоверность телеинформации повышаются за счет различных технических и художественных средств и приемов (монтаж жанр музыкальное и художественное оформление).

Проведенный опрос среди учащейся молодежи, студентов выявил, что свыше 71 % получают основные сведения и понятия о внутренней и внешней политической жизни благодаря теле и радиопередачам печатным средствам в основном названы газеты и журналы радио и телепередачи.

Предшествующее поколение студентов никогда не владели идейно- политической информацией такого объема и содержания какой владеют современные студенты. Глава государства И. А. Каримов выступая на совещании по вопросам молодежной политики (резиденция Аксарай, февраль 2001 года) отметил что нынешняя молодежь совсем не та что была 10–15 лет назад. Нельзя допустить чтобы в сознании некоторой части молодежи образовался идеологический вакуум. Этот фактор должны учесть педагоги.

По нашим наблюдениям политическая незрелость молодежи (применительно к использованию СМИ) объясняется двумя причинами. Во-первых, при подготовке материалов для детей, молодежи в печатных органах, теле-радио-программах не учитывается «педагогический аспект». Поэтому программы составляются по сценариям, аналогичным передачам для взрослых. Во-вторых, значение средств массовой информации слабо разъясняется как в школе, так и в семье. Между тем функции СМИ изменились и не только с точки зрения получения знаний путем использования средств массовой информации, но и с позиций национального развития. Изменились также социально-педагогические условия формирования у молодежи общественно-политического и культурного уровня.

Сегодня в республике осуществляются меры по идеологическому воспитанию органами народного образования совместно с общественными институтами и научно-педагогическими учреждениями и, разумеется, с привлечением радио и телевидения.

Такое содружество приносит ощутимые результаты. Но чтобы реализовать намеченные цели, нужна более глубокая координация средств массовой информации и системы народного образования. И в первую очередь СМИ должны использовать свои широкие возможности для воспитательной деятельности. Об этом четко сказано в упомянутой выше книге «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы»: «Средства массовой информации играют особую роль в формировании общественной мысли внедрении идеологии национальной независимости в сознание нашего народа и прежде всего, молодого поколения. Они (СМИ) являются самым эффективным средством осуществления духовно-просветительских преобразований и быстрого реагирования на изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни».

В ряде случаев большинство творческих работников средств массовой информации в своей деятельности опираются на поверхностных сведения в области педагогики, психологии, обществоведения. Содержание педагогических статей бывает слабым и не вскрывает глубоких проблем. У работников СМИ, прессы не срабатывает педагогическое чутье, и материал получается поверхностным. Между тем, формирование у ученика эмоционального отношения к событиям, отдельным личностям имеет большое значение для «воспитания чувств» которые востребованы в повседневной жизни.

Если при подготовке материалов в средствах массовой информации не учитываются психолого-педагогические требования, не соблюдаются законы жанра и тематическое разнообразие, то материалы идеологического характера не удовлетворяют политических запросов юных зрителей и слушателей.

В газетах, предназначенных для детей и подростков, не находят серьезного освещения актуальные вопросы, волнующие широкую общественность, в областных радио и телестудиях практически не обсуждаются важные проблемы с учетом местных условий. Учащиеся старших классов вынуждены обращаться к газетам для взрослых, слушать и смотреть «взрослые» передачи. Иногда учащиеся обращаются к зарубежным источникам информации, которые часто охотно используют упущения в работе наших СМИ и особенности психологии молодежной аудитории. Учитывая этот фактор, в наших газетах необходимо публиковать «педагогически обработанные» идеологические материалы.

Эти материалы должны быть соответственно оформлены в языком и стилистическом отношении и располагать к душевному общению. Передачи «Одноклассник», «Восходящая (утренняя) звезда», «Мой односельчанин» близки к названным требованиям.

В них учитывается уровень знаний учащихся, актуальность и острота проблемы, заинтересованность подростков в ней, стремление как можно быстрее высказать свое видение и отношение к затрагиваемой теме.

За последние годы канал «Ёшлар» («Молодежь») накопил определенный положительный опыт. По этому каналу регулярно транслируется комплекс передач, имеющих актуальное политическое значение и направленных на аудиторию детей и подростков. В программы введены документальные видеоматериалы, выполненные с большим искусством.

Для участия в передаче приглашаются известные комментаторы, которые разъясняют детям сущность чуждых и разрушительных идей, авторитетные ученые и общественные деятели, убедительно доказывающие своевременность и правомерность принятия каких-либо решений и постановлений руководством республики. Эти передачи нацеливают юных зрителей, слушателей на критическую оценку пропагандируемой конкурентами (оппозицией) идеологии. В результате у ребят появляются аргументы, доводы для противодействия вымыслам и клевете, то есть вырабатывается идеологический иммунитет.

В течение последних десяти лет произошли значительные изменения в общественной жизни Узбекского народа, уровне социальной активности, политической и педагогической культуры, в первую очередь, благодаря средствам массовой информации.

СМИ стремительно ворвались в каждый дом, повседневную жизни каждой семьи; появилось возможность донести до каждого жителя страны огромные культурные богатства народа, и одновременно с этим научно обоснованную и отработанную в процессе национального развития общественную идеологию.

Наряду с этом технические достижения в области средств связи открыли дорогу для распространения чуждых нашему народу идей и печатной продукции зарубежных стран, не соответствующей менталитету народа. Подобная информация оказывает сильное влияние на людей, которые постоянно смотрят и слушают эти источники, особенно на молодежь, и воспитательный процесс в данной ситуации значительно осложняется. К сожалению, такое положение недостаточно учитывается на идеологических «полигонах» школы и семьи. Например, до сего времени средства массовой информации используются в школе только в целях разнообразия методов обучения или в качестве технических средств, дающих возможность получить дополнительную информацию. И учителя, и родители не рассматривают СМИ как социально-педагогический фактор воспитания, и такое положение следует оценить как серьезный педагогический просчёт в системе идейного воспитания подрастающего поколения.

Результаты эксперимента, проведенного в образовательных учреждениях Ферганской долины, показали, что 11 % учащейся молодежи, хотя и непостоянно, но слушают радиопередачи станций «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна», радио Исламской республики Иран и др. Это происходит сознательно или от случая к случаю (у друзей). Например, мы получили ответы от учащихся 5–9 классов школ города Ферганы. На вопрос «Как в вашей семье используются радио, телевидение и печать для формирования политической культуры?» ответы были следующие: «У нас дома днем работает радио, вечером все вместе мы смотрим «Ахборот», «Давр» (новостные программы), читаем и обсуждаем газеты и книги». Действительно, в отдельных семьях слушают передачи, но чтобы обсуждали события с детьми или читали газеты, такое случается редко.

На вопрос анкеты «При оценке в семье передач западных радиостанций чье мнение принимается во внимание?» ответили около 69 % старшеклассников. Ответы были таковы: «После прослушивания каждый остается сам со своими мыслями», или: «По-разному, иногда мнение отца, иногда мое мнение»; «Родители спорят, я молчу», «Обычно мнение отца считается главным, потому что он доказывает его правильность», «Газеты и журналы мы читаем разные, потому что наши интересы не совпадают, а радио мы не слушаем».

Проведенный опрос убеждает в том, что члены семьи проявляют активный интерес к событиям внешней и внутренней жизни, получают информацию из зарубежных СМИ, обсуждают её; во — вторых, родители чаще всего не приемлют западную идеологию и не хотят, чтобы дети получали воспитание на основе этой идеологии. Кроме того, большинство родителей считают, что это забота школы — в какой форме, на каком содержании строить идеологическую работу. Кроме того, считается престижным для родителей дарить своим детям магнитофон и таким образом «расширять их музыкальный» кругозор. А какое при этом формируется мировоззрение, никто не контролирует. На практике же получается, что молодые владельцы магнитофона чаще всего покупают кассеты с записями западной музыки.

Музыкальные программы, которые передаются в средствах массовой информации, часто имеют скрытые цели и не способствуют развитию духовности молодого поколения, а направлены лишь на развлечения и удовольствия. Государственная же политика Узбекистана в области культуры прежде всего, ставит задачи эстетического, нравственного, идейного воспитания молодежи на основе национальных ценностей, и противодействия разрушительным идеям, в какой бы форме они ни проявлялись.

В области печатной продукции сегодня также наблюдаются серьезные изменения и не только в количестве изданий, но прежде всего в качестве. Содержание и сущность газет и журналов, радио и телепередач, их тематика отвечают требованиям времени, обогатились мировоззрение, значения и опыт журналистов, возросло их профессиональное мастерство.

Приоритетная задача СМИ в нашей стране состоит в том, чтобы объективно освещать внутреннюю и внешнюю политику государства с учетом разных точек зрения членов нашего общества, информировать население о реализации перспективных целей развития свободного общества.

В этой связи на средства массовой информации возлагается большая ответственность. Прежде всего это объективное и всестороннее отражение реальных событий, коренных изменений, происходящих в стране, постановка острых, волнующих всех проблем и обсуждение путей их решения.

Итак, средства массовой информации есть важный институт формирования гражданского общества и построения правового демократического государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle