Библиографическое описание:

Скворцова В. П. Включение старшеклассника в социально-проектную деятельность // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 605-607.

В статье раскрываются педагогические возможности социально-проектной деятельности в воспитании патриотически-ориентированной личности, методика работы над социальным проектом.

Ключевые слова: социально-проектная деятельность, старшеклассник.


Социальные, экономические, культурные трансформации, происходящие в российском обществе, актуализировали необходимость развития духовной, высоко нравственной, ответственной личности. Однако процессы глобализации и космополитизации привели к расшатыванию в сознании современной молодежи перманентных культурных ценностей, снижению уровня их патриотической воспитанности. Таким образом, одним из функциональных назначений образования, как института социализации личности, должно стать формирование нравственно-патриотического сознания старшеклассников, являющееся гарантом социальной стабилизации.

Огромными потенциями в этом отношении обладает социально-проектная деятельность, заключающая в своей основе три области, в которых формируются патриотические качества личности: социально-значимая деятельность, где происходит освоение новых социальных ролей, освоение их значимости, ориентировка в системе общественных связей; общение — увеличение контактов учащегося с другими людьми, как в рамках проектной команды, так и с объектами их внимания; самопознание личности, предполагающее оценку себя, познание себя, становление в ребенке образца его «Я», дисгармонию между «Я — реальным» и «Я — идеальным», являющихся движущими силами саморазвития и самовоспитания личности; обнаружении собственных черт в ситуации поступка, когда субъект судит о наличии того или иного качества по затруднительности или невозможности действия, которому данное качество препятствует [1].

Социально-проектная деятельность направлена на освоение учащимися культурных элементов, избирательному признанию ее ценностей, так как проектные действия всегда соотносятся с социокультурными (в том числе и этническими традициями), устанавливающими границы социальной нормы, формирующими менталитет — совокупность установок личности мыслить, чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом.

Включение старшеклассников в социально-проектную деятельность, подразумевающее активность трех категорий субъектов: учащегося, команды учащихся и тьютора, действующих в рамках определенной последовательности операций — логически взаимосвязанных шагов (по А. С. Прутченкову [2]): 1 шаг — изучение общественного мнения, позволяющий проектантам изучить состояние местного сообщества и приступить к формулировке социальной проблемы; 2 шаг — формулировка социальной проблемы — предполагает выбор проблемы наиболее значимой для учащихся; 3 шаг — изучение собственных возможностей, позволяющий учащимся понять внутренние возможности своей команды; 4 шаг — определение цели и задач проекта; 5 шаг — составление плана работы, позволяющий проектантам представить объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт; 6 шаг — составление рабочего графика, позволяющий учащимся оптимально распределить время; 7 шаг — предполагает определение обязанностей и распределение их внутри команды; 8 шаг — позволяет определить необходимые ресурсы и источники их получения; 9 шаг — составление бюджета — позволит распределить имеющиеся суммы в соответствии с планом работы; 10 шаг — предполагает определение критериев и показателей, на основе которых можно оценить результаты работы; 11 шаг — формирование общественного мнения; 12 шаг — составление предложений по проекту, который позволит составить резюме для переговоров с партнерами; 13 шаг — поиск деловых партнеров; 14 шаг — проведение официальных переговоров; 15 шаг — получение необходимых ресурсов; 16 шаг — проведение плановых мероприятий; 17 шаг — оценка и контроль выполнения плана; 18 шаг — корректировка хода реализации проекта; 19 шаг — анализ результатов над проектом; 20 шаг — информирование общественности о результатах работы.

Следует отметить, что ведущим методом в ситуации осознания и поиска учащимися путей решения достаточно большой совокупности проблем является метод «Дерево проблем», который предполагает схематическое изображение дерева и выявление ключевой проблемы, «открывающей дорогу» для решения всех других проблем «стволов дерева», выделение проблем еще более конкретного порядка «сучьев дерева», максимально детализированных частных проблем «листьев дерева».

На данном этапе у старшеклассников формируются умения использовать наличествующий социальный опыт в новых условиях, социально значимые умения выдвигать, аргументировать собственную точку зрения, развивается способность к обобщенности результатов мышления.

Руководствуясь положениями о том, что исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в становлении личности является «социальная ситуация развития», в которой «переживания» порождают личностные смыслы для учащихся (мотивационно-ценностный компонент) и определяют образ будущего, являются опорой для нравственной оценки поступков, мы предположили, что порождение подобных «переживаний» возможно только в реальной практике социального взаимодействия, в процессе учебного проектирования.

Учащиеся экспериментальных групп (N=106) принимали участие в социальных проектах, направленных на «улучшение жизни вокруг них» (деятельностный компонент) и способствующих освоению историко-культурного наследия края (когнитивный компонент). Всего, в 2009–2012 годах, старшеклассниками реализован 21 проект, созданный в корреляции с пройденной программой курса «Культура Оренбуржья в зеркале вспомогательных исторических дисциплин».

Так, старшеклассники Деминской школы Пономаревского района разработали уникальный проект «Нам есть, кем гордиться!» предназначенный для оренбургских школьников и не имеющий аналогов в масштабах области, являющийся своеобразной виртуальной энциклопедией об истории края в лицах и событиях. Сетевой ресурс проекта содержал контенты: «галерея памяти» — электронная летопись о судьбах и подвигах жителей родного края (Героях Советского союза, ветеранах, тружениках тыла, ветеранах Афганистана и Чечни), составленная на основе интервьюирования родных и знакомых, материалов музеев, архивов, Домов памяти, СМИ и т. д.; «войной и временем, испытанный на прочность» — электронный ресурс о деятельности предприятий Оренбургской области, работавших в годы Великой Отечественной войны; «жизнь и деятельность знаменитого оренбуржца» — электронные материалы о человеке, внесшем какой-либо вклад в развитие своей малой Родины.

На просьбу о предоставлении старшеклассникам собственных проектов, научно-исследовательских и творческих работ, отозвались 254 школьника из 65 образовательных учреждений9 городов и 17 районов Оренбургской области. Учащимися было представлено 15 сайтов и 75 Web-страниц.

Учащиеся собрали обширный материал о летчике-космонавте Ю. В. Романенко, великом музыканте М. Л. Ростроповиче, Герое Советского Союза А. П. Солуянове, государственном и политическом деятеле В. П. Поляничко, народной артистке СССР Л. П. Филатовой, Героях Социалистического Труда П. В. Нектове и А. Муханове, боевом лётчике З. К. Зималиеве, Герое Советского Союза, советском разведчике Н. М. Мартынове, Герое Советского Союза Н. Ежове, авторе краеведческих очерков Н. И. Тимофееве, лучшем стригале А. Е. Поповой, этнографе, писателе В. И. Дале, генерал-полковнике В. М. Заварзине и многих других.

Работая над данным сетевым социальным проектом, учащиеся невольно проецировали качества патриота на себя, соотносили личностные ценности с национальными и общечеловеческими императивами.

В 2009–2010 гг. экспериментальная группа учащихся Деминской школы занималась разработкой социального проекта: «Герб нашей школы». Результаты опроса, интервьюирования и анкетирования убедили старшеклассников в необходимости создания этого символа как «связующего звена между поколениями выпускников», «знака, отражающего самобытность учебного заведения». Изучив законы геральдики (значение цвета, требования к щиту, расположению элементов и т. д.), законы РФ, регламентирующие использование государственных символов, учащиеся изобразили на гербе Деминской школы: книгу — символ знаний, глобус — желание оставить добрый след на нашей планете, факел — стремление к знаниям, творчеству. В качестве основы использовали французский геральдический щит, поделенный диагональю на два цвета — голубой и красный, окаймленный символом величия и силы — лавра.

Старшеклассники этой же школы разработали проект «Обучение в отставке» (2009–2010 гг.), ориентированный на удовлетворение потребности пожилых людей в овладении информационными технологиями. Всего за период реализации проекта было обучено 27 человек. У каждого из учащихся были сформированы группы по уровню сложности. Они без труда обучали пенсионеров основам компьютерной грамотности и даже составляли с ними мини-проекты. Обучение заканчивалось зачетом, по итогам которого «ученики» — пенсионеры на торжественной линейке получили сертификаты.

Включение учащихся в социально-проектную деятельность завершилось проведением социального опроса (2012 г.). Исследованием было зафиксировано увеличение количества старшеклассников, которые гордятся тем, что живут в Оренбуржье на 50,3 %. В 2009 году эта цифра составляла лишь 24,7 %. Обращает на себя внимание тот факт, что 65,8 % старшеклассников «желают трудиться на благо родного края и никогда не покинут малую родину» (в 2009 году с этим утверждением согласились 35,8 %).

Целевым вектором организации коллективной работы учащихся по созданию и реализации социальных проектов, является не просто практическая деятельность, а наполнение ее личностным смыслом, для того чтобы краеведческие ценности («облеченные в мотив») в качестве мощного интегративного фактора, связывающего интеллектуальные, духовные, эмоциональные ресурсы личности с конкретной средой обитания, регулируют повседневное поведение учащихся в решении общественно-значимых проблем.


Литература:

  1. Бочаров, О. Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов: автореф. канд.... д-ра пед. наук / О. Е. Бочаров. — Кострома, 2009.

  2. Прутченков, А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта / А. С. Прутченков. — М., Юкос.1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle