Библиографическое описание:

Бобылева М. Н. Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области) // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 669-671.

Новое поколение.jpg

Современное развитие российского государства требует, чтобы система образования содействовала становлению инновационной экономики, формированию у обучающихся гражданской идентичности, активности, мобильности, самостоятельности в решении жизненных проблем, навыков сотрудничества, чувства ответственности за то, что происходит вокруг. Эти задачи сформулированы в нормативных документах: в «Законе об образовании», ФГОС, Президентской программе «Наша новая школа».

Вот почему приоритетными компетенциями личности должны стать: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права в рамках позитивных взаимоотношений с социумом, активное участие в преобразовании окружающей действительности.

Детская организация «Новое поколение» с целью формирования у подростков ценностно значимых компетенций на протяжении 11 лет использует технологию социального проектирования.

Социальное проектирование — замечательный способ научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться впрактическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности, развить специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации. Эта деятельность дает ребенку возможность для самовыражения(проявления способностей, лучших качеств, самопрезентации); самоутверждения(возможности поверить в свои силы, ситуация успеха); самоопределения(проигрывание различных ролей, определение собственных приоритетов); самореализации

Детская организация «Новое поколение» работает по особому принципу. Мы не пишем программу на год, иначе у нас возникнет опасность скатиться к формализованной работе. Жизнь живой детской организации строится на решении проблем, которые видят сами ребята. Это трудно, но очень важно, научиться не создавать проблемы, не обходить их стороной, а увидеть, отметить и решить. Важно научить ребенка взглянуть вокруг глазами Главы правительства, иначе говоря — хозяина города. В 10, 12 и, даже, в 15 лет дети еще не равнодушны, они видят проблемы, определяют посильные для себя, находят пути решения, привлекая сторонников, партнеров. Это условие существования жизнеспособной, современной детской организации.

Работа над социальным проектированием в «Новом поколении» осуществляется поэтапно, с использованием активных технологий.

На начальном этапе для всех организуется так называемая «Школа проектёра». Ребята вместе с руководителем организации выявляют социальные проблемы с помощью технологии «Стенка проблем». Технология «мозгового штурма» помогает разработать идею проекта, а метод «Дерево целей» правильно сформулировать цели и задачи проекта. Кроме того, в «Школе проектёра» подростки учатся планировать и организовывать свою работу.

На этапе формирования инициативных групп происходит распределение обязанностей между участниками проекта. В зависимости от интересов и видов деятельности ребята объединяются в проектные группы: группа организаторов, группа оформителей, группа фандрайзинга, PR-группа и т. д.(в зависимости от специфики, направленности проекта)

На этапе реализации проектов проходит сбор информации, проводятся необходимые исследования, плановые мероприятия (педагог на этом этапе является консультантом). В то же время происходит привлечение заинтересованных взрослых, в том числе- родителей к совместной деятельности.

На этапе последействия воспитанники вместе с педагогом и родителями подводят итоги, анализируют результаты, информируют общественность о результатах проекта.

Авторы проектов представляют свои работы на муниципальном Фестивале социальных проектов среди команд детской организации «Новое поколение», на региональных и всероссийских конкурсах. За последние годы реализованы несколько интересных социально — значимых проектов: «Галерея творческих портретов», «Мат — не наш формат», «Доброе слово — доброе дело», «Чистый город — чистая совесть», «Бал юных горожан», «Честь и мужество» и др.

Один из последних проектов «Нового поколения» — «Фестиваль игры

Лидерами «Нового поколения» было отмечено, что младшие школьники и подростки на переменах не играют. Основанием послужили наблюдения старшеклассников, учителей, родителей, опрос педагогов, представителей, приходящих в школы, учащихся школ. Большинство подростков в беседе с организаторами проекта говорили о том, что не играют, а предпочитают просто бродить по улицам, общаться с друзьями по Skype, считая игру занятием для малышей, предпочитая любым подвижным играм компьютерные.

Сразу возникли вопросы: Почему? Не знают игр? Не умеют или не хотят играть? Подтверждающим фактом того, что происходит на переменах в начальной школе, стали видеоматериалы о том, как живут младшие школьники в перемену. В перемену начинается настоящий хаос. Младшие школьники бегают по коридорам, кричат, толкаются, что опасно для их здоровья.

Возникла проблема — что с этим делать? Лидеры команд «Нового поколения», обсудив волнующий их вопрос, решили научить малышей и подростков играть, и организовать для них» «Фестиваль Игры.

Реализация этого глобального проекта протекала в несколько этапов:

-          1 этап «Поиск необходимых знаний». На этом этапе организаторы проекта искали и записывали со слов родителей, бабушек, дедушек, учителей названия и правила различных коллективных игр, в которые играли прежние поколения. Была составлена копилка игр. Организаторы апробировали игры со своими одноклассниками, с детскими коллективами ДДТ «Автограф». В результате произошёл отбор игр для младших школьников и подростков.

-          2 этап «Игра — дело серьёзное» представляет собой игровой практикум для команд — участников проекта. Девиз этапа: «Учимся играть правильно». На данном этапе проекта команды (будущие организаторы «Переменок радости» для младших школьников) учились играть и осваивали науку игротехники сами: как правильно ввести в игру, как правильно её закончить, постигали секреты игротехники, размышляли над тем, какие качества должна развивать игра у ребят начальной школы, знакомились с классификацией игр. Авторам проекта самим понравилось играть. Обсудив в творческих группах, чему учит игра, ребята сделали свои очень важные выводы: что игра нужна, необходима для развития младших школьников, т. к. она учит дружить, формирует навыки взаимодействия, коммуникации, требует толерантности, чёткого соблюдения правил, формирует командный дух, коллективизм. И просто даёт возможность активно двигаться, что особенно важно в короткие школьные перемены, когда рядом нет учителя. Они отметили значимость и ценность игры для детей разных возрастов.

-          3 этап — Создание игровых проектов, когда каждая команда создавала свой игровой проект, самостоятельно договаривалась с учителями начальных классов о дате и времени проведения игровых переменок. Для организаторов игр в «Новом поколении» постоянно работал консультационный пункт, куда они могли обратиться за помощью в разработке игровых мини проектов, подборе игр, фото и видео сопровождении проекта.

-          4 этап — «Переменка радости», когда каждая команда на протяжении 2-х недель по заранее составленному графику реализовывала свои игровые проекты для малышей. Этот этап реализации проектов на местах вполне обоснованно можно обозначить как «Игровое движение в школах», потому что в «Фестиваль игры» были включены более 25 классов начальной школы, а организаторами игровых переменок стали 14 команд «Нового поколения» (150 человек).

И лучшей оценкой значимости проекта стали отзывы самых младших участников проекта, организаторов проекта, союзников в лице классных руководителей, родителей.

О долговременности проекта как критерии мы будем судить позже- в течение летних пришкольных лагерей, наблюдая за тем, чем будут заняты их участники… Надеемся, что интерес к играм не ослабнет ни у младших школьников, ни у подростков, ни у педагогов начальных классов, ни у вожатых, которые пройдут цикл занятий в Школе вожатых, в том числе и по предмету «Игра — дело серьезное».

В заключении хотелось бы отметить, что социальное проектирование позволяет:

-          привлечь внимание подростков к актуальным социально значимым проблемам

-          вовлекать учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем

-          формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию

-          формировать у воспитанников навыки социального поведения, коллективной работы умение общаться с людьми разных возрастных категорий и различного социального статуса, вести диалог, работать с документами, находить нужную информацию, отстаивать свою точку зрения

Проект «Фестиваль игры» стал победителем 4 Областного интернет — фестиваля педагогических идей «Профессионализм, творчество, успех» в номинации «Творческий взлёт» в апреле 2013 года. Опыт работы по проекту обобщён на Межрегиональной конференции руководящих работников учреждений дополнительного образования, проходившем в Областном Дворце творчества детей и молодёжи г.Костромы. Копилка игр, созданная участниками проекта, вошла в областной сборник «А у нас во дворе…» в рамках программы Федерации детских подростковых организаций.

Основные термины (генерируются автоматически): средство формирования, формирования социальной компетентности, средство формирования социальной, «Новое поколение», социального проектирования, детской организации, средство социализации учащихся, Похожая статья, социальной компетентности учащихся, эффективное средство социализации, организации «Новое поколение», «Нового поколения», организация «Новое поколение», детской организации «Новое, Технология социального проектирования, младших школьников, участниками проекта, Детская организация «Новое, команд «Нового поколения», опыта работы МБУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle