Автор: Немцева Татьяна Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 03.08.2016

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Немцева Т. А. Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 478-481.



В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассной деятельности в 9–11 классах и предполагает активное привлечение старшеклассников к разным видам социальной деятельности, создание условий для развития гражданской инициативности и всестороннего развития личности.

Ключевые слова: гражданская инициативность, организационное обеспечение, методическое обеспечение, воспитание, старшеклассники, внеклассная деятельность, программно-целевой подход

Становление Украины как правового демократического государства актуализирует проблему целенаправленной организации воспитания старшеклассников во внеклассной деятельности на основе обновления содержания, форм и методов, адекватных современной политической ситуации.

Цель статьи состоит в обосновании внедрения программно-целевого подхода в процесс воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях.

Анализ литературы. Среди специальных научных исследований мы не встретили целостного взгляда на проблему воспитания гражданской инициативности учащихся во внеурочной деятельности. Однако в контексте нашего научного поиска полезными стали работы ученых, в которых осуществлено следующие аспекты: формирование демократической культуры личности (Г. Алмонд, Б. Барбер, Р. Даль, Р. Деггер, К. Пейтмен, Д. Хелд, Д. Циммерман и др.); формирование гражданских ценностей учащейся и студенческой молодежи (В. Андрущенко, И. Бех, П. Вербицкая, М. Головатый, Л. Губерский, О. Сухомлинская и др.).

Но, несмотря на ряд работ, которые касаются отдельных аспектов воспитания гражданской инициативности молодежи, проблема воспитания гражданской инициативности учеников 9–11 классов во внеурочное время, недостаточно в полном объеме изучена.

Основное изложение статьи. Перед общеобразовательными учебными заведениями Украины ставится задача формирования готовности старшеклассников к жизнедеятельности в обществе на основе демократических ценностей и гражданской инициативности. Предполагается, что это будет способствовать духовному обновлению нации, трансформации национального сознания, которая основывается на признании приоритета равенства прав человека.

Актуальность потребности в воспитании гражданской инициативности учащейся молодежи зафиксирована в ряде законодательных документов Украины: Конституция Украины, Законах Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности.

Во время проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были апробирована и уточнена функционально-содержательная модель воспитания гражданской инициативности старшеклассников общеобразовательных учебных заведений во внеклассной деятельности. В частности, нами были конкретизированы показатели сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельно-практического компонентов исследуемого феномена.

Контент-анализ научной литературы по проблеме исследования воспитания гражданской инициативности старшеклассников показал, что среди представленных концептуальных подходов в нашей работе одним из важнейших направлений современного реформирования системы управления общеобразовательного учебного заведения является программно-целевой метод управления в образовательной сфере.

По мнению Е. Мясоедовой, этот подход трансформирует сметное финансирование, ориентированное на расходы государственного органа, программно-целевое планирование, направленное на достижение результата и основанное на оценке стоимости оказания конкретных услуг конечному потребителю, развитие контрактных отношений между государственными органами, которые определяют политику и выступают заказчиками и государственными органами, непосредственно представляющими услуги. Согласно планам правительства, программно-целевой метод должен стать главным механизмом управления государственными инвестициями, особенно имеющими социальный статус [5, с. 46].

В контексте нашего эксперимента программно-целевой подход предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанных на комплексном анализе проблемы и построении совокупности мер и действий (в форме программы, проекта), направленных на достижение поставленной цели, а именно: воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеурочное время.

Одним из заданий нашего диссертационного исследования предполагалось разработка и апробация эффективных организационно-педагогических условий воспитания гражданской инициативности старшеклассников 9–11 классов во внеурочной деятельности.

Социальной значимости приобретает разработанное нами третья организационно-педагогическое условие в контексте реализации воспитания у старшеклассников гражданской инициативности во внеклассной деятельности. Обоснованное нами условие заключалось в реализации комплексно-целевого подхода к планированию совместного взаимодействия всех участников воспитательного процесса во внеурочной деятельности.

Для этого членами творческого коллектива по вопросам развития ученического самоуправления в контексте развития гражданской инициативности была предложена целевая программа проекта «Одиннадцать ступеней к успеху».

Участникам временного творческого коллектива по внеклассной деятельности для старшеклассников было предложено реализацию целевой программы «Семь дней в неделю». Исходным методологическим положением разработанных программ является идея о приоритетной задаче органов государственной власти по воспитанию гражданской позиции старшеклассников как растущих граждан-патриотов своей страны.

Отметим, что, находясь на этапе социализации старшеклассники требуют особого внимания и заботы со стороны общества и государства. В этом контексте неоспоримой актуальность приобретает ознакомления со старшеклассниками основам гражданского права и основам волонтерской деятельности.

Социально востребованным и своевременным является разработанный нами проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассной деятельности учащихся 9–11 классов. Особенностью этого проекта является то, что он предусматривает привлечение старшеклассников к волонтерской деятельности путем создания соответствующих условий для развития гражданской инициативности и всестороннего роста личности.

Главной целью программы «Семь дней в неделю» является использование всех возможных ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной, инициативной личности старшеклассника, который может проявить свой уникальный творческий потенциал и реализовать его в полной мере путем привлечения к различным видам волонтерской и социально-проектной деятельности. Содержанием программы предусмотрено формирование общественной активности и инициативности учащихся 9–11 классов, а также привлечение родителей к участию в непрерывном воспитательном процессе 7 дней в неделю.

С целью подготовки родительской общественности к воспитанию у старшеклассников гражданской инициативности в условиях семейного воспитания педагогическим коллективом организована работа «Школы инициативных родителей», в рамках которой проведены читательские конференции, индивидуальные и групповые консультации, часы вопросов и ответов по различным аспектам исследуемой проблемы.

Важную роль в реализации указанных выше программ сыграл школьный лидерский совет, который направил свои усилия на содействие самореализации личности каждого старшеклассника, создание пространства для реализации образовательных и культурных потребностей и интересов учащихся. На основе самоуправления учащиеся самостоятельно определяли содержание своей деятельности в школе и местной общине, принимали ответственные решения.

Особое место в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности было отведено сотрудничеству с молодежными общественными объединениями и деятельности в местной общине.

В частности, начиная с 2012 года, а именно 1 марта 2012 года в день общественно активной школы в наших экспериментальных заведениях проходит День открытых дверей. В школу приглашаются родители учеников, представители общественности и местных властей. Нашими экспериментальными заведениями было проведено ряд конференций, открылась выставка культурно-образовательного центра. Кроме проведения открытых уроков и мероприятий, ученическо-учительско-родительский коллектив подготовил выставку творческих произведений «Я вместе с семьей выбираю жизненный путь», проводилась фотогалерея «Выпускники школы- выдающиеся люди района и города», представили ученики свои генеалогические древа, обращали внимание на активную жизненную позицию родственников.

Целевая воспитательная программа отражает всю систему деятельности педагогического, ученического и родительского коллективов для достижения намеченной цели и содержит перечень направлений совместного взаимодействия, описание целей программы (требования к уровню воспитанности гражданской инициативности старшеклассников) планы реализации каждого из локальных коллективных и индивидуальных проектов, раскрывающих содержание, организационные формы и методы воспитательной деятельности.

Цель комплексной целевой программы конкретизируется системой взаимосвязанных задач:

− налаживание демократических, паритетных и толерантных взаимоотношений между учениками, учителями и родителями;

− организация разнообразной природосоответственной деятельности учащейся молодежи, совместного взаимодействия всех участников воспитательного процесса в различных сферах общественной жизни;

− содействие самореализации каждого старшеклассника как активной и инициативной личности, ориентирована на успех, готова найти свое место в различных сферах общественной жизни, способна принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеет ставить цель, достигать ее и отвечать за результаты собственных действий и поступков;

− создание благоприятной среды для проявления гражданской инициативности учащихся в рамках школы;

− создание благоприятных условий для проявлений гражданской инициативности в местной общине;

− педагогическая поддержка активности и инициативности учащихся в решении ими актуальных проблем своего развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута и будущей профессии, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

− стимулирование целеустремленности, самостоятельности и ответственности учащейся молодежи в организации ею своего содержательного досуга.

В основу целевой воспитательной программы положены принципы: равные возможности участия в реализации программы всех учащихся; приоритет нравственного воспитания и духовного развития личности; открыться и альтернативность воспитательного взаимодействия, преемственность воспитательных воздействий; связь образования с жизнью общества, профессиональной подготовкой; сохранения физического и психологического здоровья учащихся; интеграция внеурочной и внешкольной сферы деятельности учащихся с целью создания пространства для выбора самоопределения в различных сферах жизни гражданского общества.

Выводы. Как показалпоточный мониторинг уровня воспитанности гражданской инициативности старшеклассников именно внедрение программно-целевого подхода в воспитательную практику общеобразовательных учреждений показало положительную динамику всех компонентов исследуемого феномена.

В частности 93,7 % старшеклассников обнаружили более высокий уровень знаний о гражданском обществе и себя как члена гражданского общества; подавляющее большинство старшеклассников (67,2 %) характеризуется осознанной мотивацией к проявлению гражданской инициативности; на 25,3 % увеличилось количество учащихся, которые не только проявляют инициативность, но и активно участвуют в реализации предложенных инициатив в различных сферах жизни гражданского общества.

Перспективы дальнейших научных исследований заключаются в обобщенные опыта опытно-экспериментальной работы, а также образовательных произведений педагогов школы, наработанные в ходе формирующего этапа нашего эксперимента.

Литература:

  1. Бех І. Д. Виховання особистости [підручник]. − К.: Просвещение, 2008. — 848 с.
  2. Гончаренко С. Український педагогічний словник — Київ: Просвещение, 1997. — 376 с.
  3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  4. Кузнецова Т. В. Технологии реализации программно-целевого подхода к формированию личности в системе непрерывного социально-культурного образования / Т. В. Кузнецова. — М., 2009. – 103 с.
  5. Мясоедова Е. А. Программно-целевое проектирование образовательных систем / Е. А. Мясоедова. М., 2011. – 351 с.
  6. Оржеховская В. М. Взаимодействие учебного заведения и семьи: стратегии, технологии, модели: [практико-ориентированный учеб. пос.] / В. Оржеховская, В. И. Кириченко, Г. Г. Ковганич. — Х.: Изд-во Точка, 2007. — 192 с.
  7. Чернуха Н. М. Формирование гражданственности учащейся молодежи: интеграция социальных воздействий общества: [Монография] / Н. М. Чернуха. — Луганск: Альма-матер, 2006. — 306 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданской инициативности, гражданской инициативности старшеклассников, воспитания гражданской инициативности, внеклассной деятельности, старшеклассников гражданской инициативности, воспитании гражданской инициативности, развития гражданской инициативности, привлечение старшеклассников, организацию внеклассной деятельности, воспитанности гражданской инициативности, воспитания старшеклассников, инициативности старшеклассников общеобразовательных, гражданской позиции старшеклассников, инициативности учащихся, внеурочной деятельности, гражданской инициативности учащихся, процессе воспитания гражданской, активное привлечение старшеклассников, программно-целевого подхода, гражданской инициативности молодежи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос