Библиографическое описание:

Романова-Шалыгина Т. С. Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 404-406.


Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной дефиниции. Однако, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала ХХ века, в науке и сегодня нет единства взглядов по вопросу о его основных признаках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности понятия «социальное обеспечение»:

  • с социологической точки зрения, это социальный институт, посредством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества;

  • с экономической точки зрения, это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

Исходя из этого, под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Право социального обеспечения, являясь сложным системным образованием, не застраховано от внутренних противоречий и дефектов. Динамика общественных отношений и ошибки правотворческих органов во многом обуславливают количественный и качественный характер логико-структурных дефектов или, иными словами, пробелов в праве.

Главным источником в регулировании отношений по социальному обеспечению является Конституция РФ. Она закрепляет права человека в области социального обеспечения, каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).

В рамках трудового законодательства (ст. 256 ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На данный период за работником сохраняется место работы и должность.

Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Так Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», определяет выплаты пособия во время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Однако в Трудовом кодексе РФ речь идет об отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет не оговаривается. То есть, граждане, имеющие детей, получают материальную поддержку государства только во время первой половины отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, государство вынуждает женщину, находящуюся в самом трудоспособном возрасте, начать участвовать в экономической жизни страны, а для ребенка, достигшего возраста 1,5 лет, предоставляет дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ). Эти два процесса находятся в прямой зависимости друг от друга.

В России сложилась система законодательства в области образования, включающая нормы нескольких уровней:

  • нормы Конституции РФ;

  • нормы, регулирующие отношения в области образования (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);

  • нормы федеральных законов;

  • нормы законов субъектов РФ.

Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ, в том числе, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ).

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ.

В ДОУ принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, но подавляющее большинство ДОУ имеют условия содержания только для детей с 1,5 лет.

В настоящий момент, одной из самых острых проблем российской системы образования являются очереди в ДОУ. По данным мониторинга Высшей школы экономики, не обеспечены местами в детских садах 40 % детей, проживающих в РФ. Более 2 миллионов детей ожидают места в детский сад, большинство из них в возрасте старше 1,5 лет [7,с.8]. Наибольшие сложности выявлены с устройством детей от года до трех лет — мест в яслях и детских садах хватает лишь для 30 % малышей.

Вместе с тем, принятые в субъектах Российской Федерации законы, а их перечень насчитывает несколько сотен, заметно дополняют и обогащают федеральное законодательство в области образования с учетом национальных, социально-экономических, культурных и других особенностей регионов, устанавливают дополнительные, по отношению к федеральным, гарантии реализации конституционного права граждан на образование. К таким нормам относится, например, определение возраста ребенка на 1-ое сентября текущего года.

Таким образом, можно обозначить ряд условий, выполнение которых необходимо для осуществления конституционного права ребенка на образование, а его родителям права на труд:

  1. Ребенку должно быть 1,5 года.

  2. Ребенок должен достигнуть этого возраста на 1 сентября текущего года.

  3. В ДОУ должно быть свободное место.

При невыполнении хотя бы одного из этих условий, родители лишаются возможности не только участвовать в экономической жизни страны и трудиться, а также социального обеспечения со стороны государства. Согласно Федеральному закону № 81-ФЗ выплаты производятся строго до достижения ребенком возраста 1,5 лет, причем, когда этот день наступит (на 1 сентября или нет) не оговорено.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 предусмотрена компенсация в размере 50 рублей ежемесячно по достижении ребенком 3 лет. Но она не является обязательной, т. к. не возмещается организации-работодателю из средств Фонда социального страхования. А при достижении ребенком возраста более 3-х лет, гражданин, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, теряет свое рабочее место.

Предоставляя гражданам тот или иной вид социального обеспечения, государство преследует определенные цели. При обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью государства является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечная цель — воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.

Помимо демографической цели, государство преследует и экономическую цель, фактически ограничивая период пребывания в отпуске по уходу за ребенком полутора годами. Большая часть родителей относится к категории граждан, находящихся в самом благоприятном для экономического развития страны возрасте.

Таким образом, рассинхронизация процесса социального обеспечения граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, трудового законодательства и процесса организации предоставления дошкольного образования неблагоприятно сказывается не только на одной конкретной семье, но и на государстве в целом.

О компенсации родителям за отсутствие места в детском саде заговорили с появлением Законопроекта № 556611–5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», который бы гарантировал родителям компенсацию за отсутствие места в детском саду. Это был лишь проект федерального закона, который отклонили 05.09.2011 года ввиду не выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.

Но и он бы решил проблему только в части социального обеспечения.

Согласно Закону РФ «Об образовании» основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (п. 2 ст. 9). К общеобразовательным программам относится и дошкольное образование (п. 3 ст. 9). При этом в п. 3 ст. 17 указано, что образовательные программы дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей. Таким образом, процесс получения дошкольного образования нельзя исключать из общего процесса получения образования.

Предоставление обеспечения обычно обуславливается наличием трудового стажа определенной продолжительности либо состоянием в трудовых (служебных) отношениях, а размер пенсий и пособий соизмеряется с заработной платой. Это свидетельствует о том, что осуществление в отрасли принципа связи обеспечения происходит, как правило, с трудом, поэтому для разрешения рассмотренной юридической коллизии необходимо синхронизировать трудовые отношения, процесс социального обеспечения и процесс получения дошкольного образования.

Для достижения этой цели необходимо предпринять следующее:

  1. Сохранять рабочее место за гражданином, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста 3-х лет, после 3-х — до момента начала посещения ДОУ, при условии отсутствия письменного отказа от получения путевки.

  2. Выплачивать ежемесячные пособия до момента посещения ребенком ДОУ, при условии отсутствия письменного отказа от получения путевки.

  3. Выдавать путевки в ДОУ при достижении ребенком 1,5 лет.

  4. Предусмотреть ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение своих обязанностей в части обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Указанные мероприятия позволят синхронизировать процессы социальной сферы, дошкольного образования и труда, помогут государству в реализации демографической, социальной и экономической целей.


Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ от 26.12.2009 г. № 4. ст. 445. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

  2. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1993 г. № 3266–1 — ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 года № 185-ФЗ)

  3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 года № 133-ФЗ)

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 года № 280-ФЗ) — М.: Эксмо, 2013. — 272 с.

  5. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1206 ((в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2012 № 494).

  6. Проект № 556611–5 Федерального закона о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании».

  7. Мониторинг экономики образования. Потоки обучающихся и финансовые потоки в системе образования России// Высшая школа Экономики Научно-исследовательский университет. Информационный бюллетень № 2 [56] 2012.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle