Проблемы воспитания дошкольников в современной России | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 1469 раз

Библиографическое описание:

Голомазова, И. А. Проблемы воспитания дошкольников в современной России / И. А. Голомазова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1545/ (дата обращения: 05.10.2024).



Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Мировоззренческая катастрофа, разразившаяся в нашей стране в последние десятилетия, является отражением перемен, произошедших в государственной политике и общественном сознании. Постепенно произошла полная девальвация духовных и нравственных ценностей, и их место заняло материальное благополучие. Почти каждая семья сегодня стремится его достигнуть, и в погоне за ним у родителей нет времени заниматься воспитанием ребёнка, оно в большинстве случаев полностью возлагается на дошкольное образовательное учреждение. Поэтому современные дошкольные образовательные учреждения несут огромную ответственность за воспитание граждан своего Отечества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; дошкольное детство — это уникальный период стремительного накопления жизненного опыта: нравственного, социального и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Русский философ И. А. Ильин так писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена защитной бронёй; всё может стать или уже становится её судьбой» [2, с.198].

В большинстве предложенных Министерством образования программах для дошкольных учреждений главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации в современных условиях. К сожалению, духовно-нравственные ценностные ориентиры в предложенных программах сведены к минимуму. Образовательная программа «От рождения до школы» приоритетным направлением считает «воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его» [6]. «Название Программы — «Успех» — отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации — формирование успешных граждан» [7]. В воспитательном процессе на сегодня преобладает гуманистической подход, создающий образ успешного человека, во всем полагающегося на свои силы, стремящегося к достижению собственного комфортного существования. Но способна ли такая «педагогика успеха» воспитать защитника своей Родины, настоящего семьянина или труженика на благо своего Отечества? Проблема воспитания вышла на государственный уровень и сегодня встала так остро, что иногда можно слышать о необратимости процесса духовной катастрофы.

Государственные документы последних лет требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Традиционная отечественная образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного над материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

К. Д. Ушинский в свое время пророчески указывал на то, что ценности в системе образования не могут определяться той или иной государственной системой или общественным укладом, потому что последние могут претерпевать частые и порой значительные перемены, в то время как цели воспитания должны быть вечными и независимыми от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человеческой природы [4].

Василий Зеньковский в своих трудах не раз подчёркивал: «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра и свободы должно составлять цель воспитания» [1, c.37] Отечественные ученые и мыслители И. А. Ильин, А.А. Ухтомский, М. М. Бахтин, В. В. Зеньковский и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям духовной культуры Отечества, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства.

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников уделяют внимание и современные православные учёные и педагоги О. М. Потаповская (о духовно-нравственном воспитании ребёнка в семье и в дошкольном учреждении), Л.П. Гладких (о подготовке педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста), Дивногорцева С. Ю., Левчук А. Г., Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. и др.

В настоящее время отечественная педагогика находится в поиске путей духовно-нравственного воспитания человека. Сфера образования оказалась втянутой в идеологическую борьбу между сторонниками традиционных духовно-нравственных ценностей и либеральных, насаждаемых западноевропейской цивилизацией.

Нормативно-правовые документы: «Конституция Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», ФГОС дошкольного образования дают «зелёный свет» духовно-нравственному воспитанию в светских дошкольных образовательных учреждениях.

Можно отметить рост интереса со стороны руководителей и педагогов светских дошкольных учреждений, а также со стороны родителей к вопросу воспитания детей на православных ценностях.

Но существует проблема — при заявленной государством необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников обнаруживается недостаточность качественного педагогического материала для осуществления данной задачи.

Детские сады для проведения образовательной деятельности получили право свободного выбора основной образовательной программы для дошкольников, также программы дополнительного образования или возможность самостоятельно разработать свою образовательную программу. В последние годы появились авторские программы и методические материалы в этом направлении, разрабатываются и издаются книги по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Множество садов работает в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Анализ программ духовно-нравственного воспитания в различных ДОУ, выложенных на сайтах учреждений, позволяет сделать вывод, что большинство программ строится на основе сотрудничества и сотворчества семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения, общественных организаций. Нечасто можно встретить информацию о сотрудничестве педколлектива государственного ДОУ с Православным Приходом или с образовательными структурами Православной Церкви.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в государственных дошкольных учреждениях еще не достаточно изучена. Нет общепринятых определений духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, смысл бытия человека.

Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества. Но сегодня общество предъявляет одни требования, а завтра — другие. Обратим своё внимание на ценности православной религии, которые прошли «апробацию» в системе российского воспитания на протяжении почти тысячелетия, что дает возможность говорить об их постоянстве, стабильности и традиционализме. Единожды и навсегда были определены цели православного воспитания [4]. Следовательно, можно говорить о незыблемости той системы воспитания, которую предлагает Православная Церковь. В отличие от общества, школы, семьи, Церковь никогда не меняла концепцию воспитания. На протяжении нескольких веков главной целью православного воспитания было преобразования личности воспитанника, уподобление его Идеалу.

Духовным же идеалом для воспитанника может быть лишь сверхличностный образ, наставляющий на благие действия и предостерегающий от неправедных поступков. Таким духовным идеалом для нашего народа на протяжении более чем тысячелетия был и остается для большей части российского общества образ Божий [3, с.58].

Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к историческим корням. Не стоит дожидаться пока для этого будет перестроена вся система российского образования. У дошкольного образовательного учреждения есть возможность приступить к действию в данном направлении уже сегодня, иначе Россию ждёт печальное будущее, на что указывает президент В. В. Путин: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [5]. Важно дошкольному образовательному учреждению уже сегодня определить правильные ориентиры в образовательной деятельности, обратившись к многовековому педагогическому опыту Церкви, что является сегодня жизненной необходимостью.

Литература:

  1. Зеньковский В. В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Педагогические сочинения. — Клин: Христианская жизнь, 2002. — 272 с.
  2. Ильин И. А. Путь к очевидности. Москва 1998–909 с.
  3. Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа. Рязанский богословский вестник. 2011 № 1 152с.
  4. Дивногорцева С. Ю. Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний. [Электронный ресурс] Религиозные ценности и современная система образования. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num
  5. Путин В. В. Послание к Федеральному собранию 12.12.2012 [Электронный ресурс] Президент России. События. http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118
  6. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» Программа «От рождения до школы» Режим доступа — http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
  7. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» Программа «Успех» Режим доступа — http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание дошкольников, Российская Федерация, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, образовательная деятельность, образовательная программа, Православная Церковь, православное воспитание, российское общество.
Задать вопрос