Библиографическое описание:

Садыкова С. Н. Научные рекомендации по возрождению садов Чор-баг // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 91-98.

Статья освещает основные методы проектирования сада «Чор-баг». Базируясь на исторических фактах и методах разбивки древних садов, статья даёт архитекторам, ландшафтным дизайнерам озеленителям четкие методологические рекомендаций по проектированию традиционного сада.

This article throws light on paradise garden philosophy, describes basic methods of designing the Chor bagh gardens. Being based on historical returns and ancient authorsmethods, this article gives to architects and landscape designers the bright methodological recommendations how to plan and design this traditional gardens.

«Невозможно осознать себя без знания правдивой истории... С чего необходимо начать создание правдивой истории? Прежде всего, необходимо определить целостную концепцию, то есть программу исследований нашего тысячелетнего богатого прошлого…» [1].

Психологическими исследованиями установлено важное значение, для здоровья и самочувствия людей, баланс между стимулами и чувствами. В городской жизни перегружаются чувства зрения и слуха, тогда как чувства обоняния и осязания стимулируются не достаточно. Современные парки культуры и отдыха, нацеленные на общественную духовную жизнь, не достаточно служат внутренним человеческим запросам, уединенности и созерцания. Тогда как упорядоченная планировка сада «Чор-баг» изолированная от внешнего мира забором или живой изгородью, вместе с цветущими деревьями цветами и струящейся водой, доставляют удовольствие, вызывают восторг и приятное впечатление для глаз. По такому принципу было распланировано большинство садов Тимуридов в Самарканде, Герате (XIV-XV вв.), сады Сафавидского Ирана (XVI-XVII вв.) и Бабуридов в Северной Индии (XVI-XVII вв.), сады Арабского Халифата в Сирии, Марокко, Южной Испании, Турции в VIII-XIII вв. Однако, в настоящее время в ландшафтной архитектуре Узбекистана, да и всей Средней Азии в полной мере не известны все аспекты паркостроения в стиле «Чор-баг».

В этой связи, для удовлетворения различных запросов населения, возникает потребность в возрождении традиционных садов «Чор-баг» для уединения с природой, медитации и покоя, в особенности при необходимости зеленого окружения исторических памятников, мавзолеев, мечетей, а также создании национальных парков.

Сочетание комплекса климатических факторов (температура, солнечная радиация, относительная влажность воздуха, скорость его движения, количество осадков), совместно с особенностями ландшафта создают различные условия внешней среды, что должно учитываться при выборе участка пригодного для закладки сада «Чор-баг», его архитектурно-планировочного решения и подбора ассортимента растительности.

Наряду с этим, кроме вышеприведенных природно-климатических характеристик, должно учитываться следующее:

  1. Санитарно-гигиеническое состояние и эстетическая ценность ландшафтной территории;

  2. Наличие достаточного количества воды для полива растительности;

  3. Почвенно-геологические условия для произрастания лесов и садов;

  4. Пешеходная и транспортная доступность для городского населения.

По результатам вышеуказанных факторов, на территории Республики выделяются три зоны, влияющие на формирование «Чор-багов».

I зона — неблагоприятные условия. Преобладают факторы ограничивающие закладку садов «Чор-баг» — высокая температура летом, засушливость, отсутствие лесных массивов и водных поверхностей. К этой зоне относятся, в основном, пустынные регионы, на отметке 200–300м над уровнем моря.

II зона — ограниченные природные условия. Включает оазисы пустынь и низких предгорных равнин на отметке от 400 до 700м над уровнем моря. Здесь размещается преобладающая часть городов Узбекистана. От неблагоприятного воздействия внешней среды необходимо заграждение сада с помощью стен или высоких деревьев — обычно хвойных, поскольку они могут выстоять при ветре и отсутствии достаточной воды. В городских условиях этот принцип защиты от не благоприятной окружающей среды, выразились в традиционных «гузарах» Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисиабза, где сады с двориками формировались огороженными от шумных, загрязненных, загруженных транспортом и людскими потоками улиц жилыми и вспомогательными постройками. При общих благоприятных условиях имеется ряд факторов приводящих к дополнительным затратам: жаркий климат требует искусственного регулирования климата (кондиционирование воздуха в зданиях) привлечение искусственного орошения, высокая себестоимость земли.

III зона — благоприятные природно-климатические условия в сочетании с наилучшими факторами способствующими созданию садов «Чор-баг». Наличие достаточного количества проточной воды, красивый ландшафт, беспрепятственный контакт интерьера дворца с садом, удобная транспортная связь с городом. Эта зона охватывает относительно малоосвоенные участки предгорий и гор с высотой от 1500 до 2300 метров над уровнем моря.

Выбор участка и планировочная организация сада «Чор-баг»

Прежде чем приступить к проектированию традиционного сада «Чор-баг», тщательно изучается и анализируется территория, с учетом положения участка по отношению к сторонам света, почвы, наличие воды для полива, окружающей среды, а также к какой зоне относится этот участок и вытекающие из этого требования (рис. 1).

Рис. 1 Планировочная организация сада Чор-баг.


Основными принципами стиля садов «Чорбаг» являются порядок, пропорции, гармония и единство, служащие основой для дизайна, для практического, технического и эстетического решения, где польза, красота и символические формы тесно связаны между собой. Различные составляющие сада «Чор-баг» — вода, растения, архитектура и их планировочное решение объединяются Концепцией «Единства», (принцип, на котором покоятся все исламское искусство, архитектура и садовый дизайн), которая служит основой создания гармоничной композиции, предающей саду особый созерцательный характер. Решающее значение при проектировании традиционного сада «Чор-баг» имеет точный геометрический рисунок основного плана, где не должно быть извилистых дорожек, а достижению разнообразия служат пластические элементы природы в форме листьев растений и цветов.

Единство проявляется через порядок и гармонию между геометрическим планом и посадками растений, водоёмами и архитектурой. Для этого при проектировании сада, как в период наивысшего расцвета садового искусства и архитектуры Восточного Возрождения — Ренессанса Тимуридов (XIV-XVI), должно быть реализовано понятие симметрии, баланса, гармонии и пропорции. «Так по Аль-Канди, Аль-Фараби и Авиценне, (IV-X вв.), определенный пропорциональный строй в соразмерности и соответствии частей и целого, подобие фигур, уравновешенность масс, все это самым теснейшим образом было связано с понятием гармонии» [2]. Гармония в архитектуре средних веков, включая садовое — это симметричные, центричные композиции, это равновесие, строгое соподчинение целого и всех элементов [4]. Этого можно добиться выделением главной оси композиции «Чор-бага» и пропорциональным делением территории, используя повторяющийся модуль, возможно через «динамичный квадрат», образуя квадратные или прямоугольные участки «Чор-чаманы» для зеленых насаждений, водоемов, дорожек, аллей. Центральный бассейн или фонтан с четырьмя водными каналами, идущие от центра к периметру стен может служить исходной основой планировки сада. Определяя размеры сада, следует отдавать предпочтение квадратному или прямоугольному в плане участкам с соотношением сторон 1,0х1,0; 200х200; 100х150; 100х200; 100х250; 300х300; 1,5 или, 2,5. А при длинном и узком участке сада (например, при жилом доме или офисе: 10,0 х 20,0 м), для достижения хороших пропорций следует разделить сад на три равных участка, в соответствии с пропорциональным прямоугольником. Большие сады размерами 1000х1000; 1000х1500; 1000х2000м могут состоять из стилистически единых, композиционно объединенных, вышеперечисленных параметров.

Таинственность — эффект неожиданного раскрытия — планировка сада, подобно исламскому дому или мечети, имеет типичную черту, состоящую в использование затемненной входной группы с кривой осью, защищающей личные покои, жизнь обитателей от постороннего взгляда. При движении во внутрь, у посетителя появляется чувство предвкушения, которое приводит его к льющемуся свету и красоте сада, которая неожиданно открывается перед ним. Использованием эффекта неожиданного раскрытия усиливается эмоциональное воздействие сада, обнесение сада стенами обеспечивает защиту и уединение обитателей от внешнего мира. Поэтому традиционный сад «Чор-баг» трактуется скрытым, таинственным, как «райский сад», называемый «Джанат аль Фирдаус», упомянутый в Коране (VII в. н. э.), который был символическим примером для садоводов средневековья.

Основы озеленения сада «Чор-баг», где центральное место отводится воде, тени и созерцательности, формировались со ссылкой на упомянутые в Коране травы и цветы, списка растений ботаников Ибн Вафид (1075г.), Ибн Бассала (1080г.), Ибн Ал-Аввала (1180г.), отца арабской ботаники Абу Ханиф ад Динавари (820–895гг.) Ибн ал Бай-Тар (1248г.), а так же в земледельческом трактате «Иршад-аз Зир'а» написанного в Герате 1515–16г.

Анализ вышеприведенных источников и сохранившихся парков дают основания рекомендовать следующий принцип зеленого строительства, где традиционные сады «Чор-баг», кроме тех, которые выращивались в составе мавзолеев-усыпальниц, состояли как из плодовых, так и из декоративных деревьев.

Плодоносящие деревья: абрикос (Prunus armenica), слива (Prunus domestical), вишня (Prunus cerasus), чернослив (Prunus damascend), айва (chaenomeles), груша (Prunus communis), яблоня (Mahus app), грецкий орех (Mespilus germanica), тутовое дерево (Fugkas regia), персик (Prunus persica), фисташковое дерево (Pistacia vera), хурма, гранат (Punica granata). За многие столетия выведены их новые селекционные сорта. Цитрусовые деревья лимон, мандарин, грейпфрут, являются существенной составляющей традиционного сада «Чор-баг». Однако, в прохладном климате районов Узбекистана они растут только в контейнерах, чтобы зимой их можно было переносить в теплые помещения. К ним относится апельсин (citrus sinensis). Но вид апельсина каломандин (calamondin Citro fortunetta microcord) переносит холод до — 7ºС.

Из декоративных деревьев наиболее распространено и часто изображается в миниатюрах восточный чинар (Platanus orintalis), кипарис (Cupressus sempervirens), тополь (Populus alla), белый тополь- Сафидори Самарканди, красный клен (Acerrubrum), а так же акация линкоранская. Если чинар дает прекрасную тень, а клен осенью великолепную темную окраску, то кипарис, со своим станом, дает отдых глазу и радость душе. Кипарис следует сажать так, чтобы он имел собственное пространство и чувствовалась его уместность, производил желаемое впечатление элегантности, стройности и благородства. Кипарисовые аллеи подчеркивают строгую планировку сада и, вместе с проточными водными каналами, создают дух сада «Чор-баг». Заменителем кипариса служат можжевельник (Juniperus comminis или Puramidalis) и стройный кедр (Jucense). Эти вечнозеленые, колоннообразные, хвойные деревья, при условии правильной посадки, стрижки и обеспеченности водой, будут хорошо интегрировать с «Чор-багом». Посаженные вместе кипарисы, в контрасте с размашистыми тонкими ветвями розового миндаля или серебренной цветущей груши, будут символизировать жизнь и надежду. Стойкими деревьями является ясень (Fraxihus excelsior), дуб каменный (Quercus ilex), пробковый дуб (Quercus guber), вяз (specis ulmus). Хвойные породы — зонтичная сосна (Pinus pinca). (Рис. 2)

Рис. 2. Озеленение садов в стиле «Чор-баг.


Декоративные кусты могут быть посажены в виде изгороди, усиливая, совместно с водными каналами геометрию планировки сада, его симметрию. Олеандр (nerium oleander), темно — красный гибискус (Hibiscus rosa), Плюмбаго (Pleumbago auri-culata), Гардения (Gardenia jasminoides) — все эти кусты могут создать атмосферу восточного колорита. Персидская сирень (бусинковое дерево) или китайская ягода (Me-lia azedarach) — это большой куст, который любит солнце, а весной у него цветут пахучие звездообразные бледно-сиреневые цветы. Популярны лаванда (Convolulus cneorim) c желтыми, в центре белыми цветами и хлопковая лаванда (Santolina cbamoec yparissus tencriump uticfns) c голубыми цветами, которые появляются в течение всего лета. Другие полезные кусты, подчеркивающие симметрию и геометрию, это Можжевельник (Buxus sempervirens), Бересклет (Euonymus или buonymus jononicus Vacrophullus) и душистое лавровое дерево (Lourus nobilis). Строгую изгородь можно разнообразить Тисом (Taxus baccata) или Брючиной (Ligustrum), листья которой осень приобретают красноватый цвет. Подобно тому, как в традиционном саду «Чор-баг» не должно быть статуй людей и животных, фигурная стрижка кустов должна быть ограничена созданием геометрических узоров или форм.(Рис. 2)

Цветы и травы. Поскольку идея «Чор-бага» вытекает из противопоставления экстремальной наружной среде, создания оазиса для отдыха среди прохлады, тени зелени и проточной воды, включение «дикого сада» полностью чуждо концепции озеленения «Чор-бага». Поэтому растения пустыни, такие как Кактусы (kaktus), Опунция (opuntia), Агава (agave) и другие растения с шипами и колючками, вряд ли будут уместны. (Рис. 2)

В традиционных среднеазиатских садах «Чор-баг» цветы подбирались с учетом непрерывности цветения: одни отцветали, другие начинали цветение. Поэтому выбирая их для сада нужно помнить о периодах их роста и цветения.

В жарких климатических условиях Узбекистана, с обжигающей зноем почвой, лето для садоводства, за исключением редких цветов, является сонным периодом, тогда как весной и осенью наступает огромное разнообразие и продолжительный период цветения: роз, тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, жасмин, нарциссов, фиалок, изобилие акации, анемон, лилии, ирис, мак, ромашек, олеандр, розмарин (Rosmarinus offieinalis fuscan blue), лаванда (lavandula). Из трав широко распространились: мята, райхан, майоран, тимьян и шафран, желтофиоли (cberantbus, по-арабски хайри), дельфиниум (Delpbinium elatum), сладкий горох, фиалковый цветок (Latburus odaratus).

Любовь к цветам выражалась и в архитектуре сада. Они изображались в виде растительного орнамента «ислими» или «руми», которые уравновешивали геометрические формы, служили одним из средств гармонизации зелени, архитектуры и садовых павильонов.

Э.Кларк отмечает: «Растительный орнамент в исламском искусстве выражает природу не в конкретной реалистической форме, он не идентифицируется на конкретном виде растения или цветка, а избегая натурализма, обхватывают благоухающую сущность» [6].

Рис. 3 Символические аспекты растительной композиции.


Средневековые поэты считали фиалку олицетворением застенчивости, мак — символом вечной жизни, нарцисс — выражением томления, кипарис — вечностью, клевер — вуалью Божьей милости, розу — неверностью, а гибискус который в теплом климате цвел круглый год — постоянством.(Рис. 3)

Посадка. Как отмечалось ранее, в «Чор-баге» важнейшим элементом является вода и строгая планировка геометрического плана. Однако, последнее не должно излишне распространяться на посадку растений. В противном случае сад будет выглядеть заорганизованным. Не ставя задачу точного копирования посадок древних «Чор-багов», мы должны стремиться повторить его атмосферу созерцательности, спокойствия, концентрации на красоте природы.

Различия в температурно-влажностном режиме районе при изменении высоты местности отдельных регионов Узбекистана повлияют на подбор и рассадку ассортимента растительности. Так в некоторых регионах юга республики (Термез, Сурхандарья), если сад ориентирован на юго-восток и закрыт от холодных северных ветров, есть шанс произрастания некоторых теплолюбивых кустов и деревьев без обязательного переноса их на зиму в дом. Только путем проб и ошибок определяются оптимальные условия выращивания различных растений.

Дорожки. В традиционном саде «Чор-баг» прямолинейные дорожки совместно с каналами являются составной частью порядка и геометрии плана, обеспечивая четвертную планировку. По классическому традиционному канону, криволинейные, изгибающиеся, а также органической формы дорожки не свойственны садам «Чор-баг». Для мощения дорожек, отдается предпочтение камню, обожженному кирпичу, булыжнику, терракотовой черепице или керамическим плиткам, уложенным в геометрическом узоре. Возможно применение современных материалов, имитированных под цвет кирпича, терракоты, уложенной так же геометрическими узорами.

Необходимо обратить внимание на три условия: во-первых, материал не должен противоречить окружающей архитектуре; во-вторых, надо отдавать предпочтение природным материалами; в-третьих — материалы своим геометрическим рисунком должны быть художественно увязаны со структурным ландшафтом сада.

С точки зрения дизайна использование только двух или трех твердых материалов и исключение перегруженности деталями, будет соответствовать порядку и красоте традиционного «Чор-бага».

Природные материалы практичны, имеют древнюю трепетно вдохновляющую ауру. Со временем камень, терракота, булыжник приобретают приятную патину. Мастерство ремесленника, вложившего в свою работу одухотворенность, служит облагораживанию материи и в целом сада.

В зависимости от бюджета и геометрии плана, могут быть применены варианты: кирпич с булыжником, кирпич с инкрустированным мрамором одного или двух цветов, природная брусчатка.

Концепция водных устройств. Несомненно, вода — важнейший элемент традиционного сада «Чор-баг», как в практическом, так и в символическом аспекте. Проточная вода имеет свойство улучшать микроклимат, воздух около него более чист и прохладен, а звуки воды в фонтанах, каскадах и стремнинах каналов успокаивает сознание. (Рис.4)

В жарких условиях, в т. ч. Узбекистане, водоёмы и фонтаны были и остаются показателем уровня культуры. Кроме практической необходимости, красоты и таинственности, символическое значения воды в условиях жаркого климата приобрело значение дара Всевышнего, как средство физического и духовного очищения. Наиболее эффективной формой ирригации являются прямые каналы, не обсаженные насаждениями. Каждый «Чор-баг» разбивается симметрично вокруг центрального бассейна; четыре вспомогательных канала (арыка) несут воду в каждую четверть сада, а затем к каждому дереву. При устройстве фонтана необходимо обеспечить напор воды, чтобы она всегда переливалась через край. Использование воды вне контекста сада, как средство демонстрации технических достижений (бурные потоки водопада, фонтана, создающие беспокойное зрелище) не уместны.

Как в саду Шалимар в городе Лахор, необходимо добиться баланса между покоем и движением воды с одной стороны, гармонии между водой, архитектурой и ландшафтом с другой. Секрет красоты сада «Чор-баг» состоит не только в самой воде, но и в том, что бассейны, как и садовые павильоны должны иметь «человеческий масштаб», сдержанный дизайн (например: низкий резной бассейн из белого мрамора d=1.5–2.0 м). Прием мягко струящейся, пузырчатой волной, бьет из лотосового бутона в центре фонтана, рождая успокаивающие звуки.

Форма бассейна зависит от дизайна сада, его размера и местоположения, и должна основываться на упорядоченных прямых линиях, иметь правильные (двенадцати-, восьми-, четырехгранные или круглые) очертания.

При установке фонтана следует учесть ориентацию его по сторонам света, где разместиться насос и резервуар, как вода после бассейна будет использоваться для полива растений и пр. Для обеспечения протока воды в водных каналах, следует обеспечить должный уклон, а бассейн для стока воды несколько приподнять над уровнем земли.

Рис. 4. Концепция водных устройств


Практикуются следующие приемы и устройства для перемещения воды, превращения ее в струи, капли, пузырьки, для того чтобы она журчала, извивалась, падала образуя узоры (Рис.5):

Чадар — каменная резная плита с геометрическими узорами, инкрустированная мрамаром, по которому растекается вода, падая на низлежащий бассейн, где солнечный свет, отражаясь в водных, сложных узорах создает завораживающее впечатление. В террасных садах каждый уровень может быть соединен Чадарами. При отсутствии естественных склонов альтернативой могут быть «шадирваны» — резная плита с небольшим уклоном;

Саласабил — настенный фонтан, где резная каменная плита увеличивает площадь проточной воды и коэффициент испарения воздуха поступающего из заложенных вентиляционных шахт;

Чинни-хана — несколько маленьких ниш, вырезанных рядами на каменной плите находящейся за водопадом. Ночью в каждой нише могут размещаться свечи или масляные лампы с мерцающим светом, просвечивающие сквозь завесу падающей воды, создавая романтический эффект;

Чабутра- мраморная платформа у края или в центре бассейна, служит для уединенного отдыха или медитации. У сидящего на ней возникает впечатление, что он полностью окружен и плывет над водой.

Рис. 5. Типы водных устройств.


Возрождение садов «Чор-баг» в ландшафтной архитектуре Узбекистана будет способствовать восстановлению региональных стереотипов архитектуры Узбекистана, с которой наши предки — Тимуриды внесли большой вклад в мировое садово-парковое искусство.


Литература:

  1. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов. Без исторической памяти нет будущего. Журнал «Мулокот».- № 5, 1998г.

  2. Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XVI в. — М.: Изд. Наука, 1978 г.

  3. Гутнов А. Т., Лежава И. Г. «Будущие города» М.1977

  4. Горохов В. А., Л. Б. Лунц. Сады мира — М.: Стройиздат, 1985. — 328, 24с.

  5. Коран, перевод И. Ю. Крачковского –М.:Вектор СП, 1991г.

  6. Кларк Э. Искусство исламского сада/ пер. с анг. — М.: Изд. «Ниола пресс». -2008. 208с.

  7. Пугаченкова Г. А. «Садово-парковое искусство Средней Азии в эпоху Тимура и Тимуридов». Труды САГУ, вып. XXIII 1951. Вып.23, Гуманитарные науки, КНБ

  8. Sajjad Kausar, Michel Brand, James L. Wescoat Jr. “Shalimar garden Lahor”, 1990.

  9. Уралова А. С. — «Ўрта Осиё анъанавий «Чор-боғ» услуби ва замонавий боғ-парк санъати».

  10. Яралов Ю. С. «Теоретические основы советской архитектуры» М. Стройиздат 1984, с.223

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle